Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Татьяны Буденковой «Бродяжка» (2023 год)

Рецензия на рассказ Татьяны Буденковой «Бродяжка» (2023 год)

  1. Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения

На корабле «Белый стриж» обнаруживают блуждающую планету. Маркеры позволяют предположить наличие промышленного производства при отсутствии органической жизни. Планета по размерам сопоставима с Землёй.

Первое, что видят космолётчики, – люк, вход под поверхность. Решено оставаться на верхней орбите и проводить сканирование планеты, которую с лёгкой руки командира Тихонова окрестили Бродяжкой.

На 2-е сутки дежурный энергетик сообщает о наличии в корабельной сети блуждающего тока. Необходимо вычислить его источник, для чего последовательно отключить системы корабля.

Вечером Ирина Берг уже видит умиротворённый сон, где её окружают голубые облачка. Утром она замечает на плечах коллег эти самые голубые сгусточки. Вскоре обнаруживается исчезновение радиоактивных отходов, при том что утилизацию никто не производил.

Включают камеру внутри контейнера и видят эти самые голубые сгусточки. В тот же момент по внутренней связи звучит приветственная речь от энергоцеров – разумных обитателей Бродяжки. Они благодарят за угощение. Цезий-137 съеден нежданными гостями, которые уже успели изучить в памяти компьютера земные исторические файлы.

Энергоцеры ведут себя высокомерно, по крайней мере в некоторых высказываниях. Блуждающие токи на корабле – это и есть энергоцеры. По этой причине «Белый стриж» отказывается подчиняться командам и переходит на более низкую орбиту.

Решено отключить всё электропитание на корабле, лечь в дрейф, а команде надеть скафандры. Такой выбран путь борьбы с непрошеными гостями.

Методика срабатывает. Корабль выведен на удалённую орбиту, и только после этого на нём включают все системы жизнеобеспечения. Вытаскивают Пашу и выводок икарониктериксов из «Бурана», куда их помещают на время блекаута.

Вечером Алексей обнаруживает пропажу контейнера для универсального дозиметра и находит его в каюте техника Андрея, который решил прикормить семейку энергоцеров, оставшихся на корабле. Андрея изолируют вместе с семейкой в отдельной каюте. Доктор Корин проводит собеседование с семейкой этих беглых энергоцеров. Один из отпрысков прячется в скафандре Андрея.

В результате выясняется, что на Бродяжке почти полностью истощены природные ресурсы, а именно радиоактивные элементы. Семейка энергоцеров получила право выступить парламентёрами. Правительство планеты рассчитывает получить от землян технологию обогащения радиоэлементов. При всём при том правительство опасается, что люди могут завладеть их ресурсами и даже использовать энергоцеров как расходный материал.

Вечером от правительства Бродяжки поступает приглашение посетить планету с целью проведения переговоров. В рубке «Белого стрижа» решается, кто полетит. Атмосфера планеты непригодна для дыхания, радиоактивный фон слабый, а вот возможность занести бактерии в новый мир более вероятна (хотя зачем об этом думать и беспокоиться землянам, непонятно). Все полетят в костюмах биозащиты.

Ещё выясняется, что над Бродяжкой летает озоновый смог – чистый яд для человека.

Следующая сценка («Буран» на планете). Энергоцеры сообщают, что сохраняют визит людей в тайне от общества и спустят корабль в специальный ангар. (Вот вопрос к автору: энергоцеры сами ничего не производят. Их форма существования не позволяет им иметь технологические процессы, поскольку для этого нужно преобразовывать материю. Какие специально сделанные ангары, если они живут в природных пещерах?)

Вообще неясно, как создали они цивилизацию, как накапливали информацию, где хранили, кроме как в себе.

Земляне упрекают энергоцеров в отсутствии доверия. Кто-то из экипажа сообщает, что уровень радиации дорос до критического (то бишь на поверхности планеты уровень радиации приемлемый, на глубине дорастает до критического, и при этом цивилизация испытывает голод).

Инженер Алексей занимается тем, что подкармливает оголодавших малышей, и ему для решения проблемы понадобится центрифуга для концентрации радиоэлементов.

Энергоцеры согласны на информативный обмен. Доктор Корин шутя бросает фразу, что людей интересуют бриллианты. Энергоцеры сообщают, что есть бриллиант на примете.

(Диалог с энергоцерами ведётся обезличенный, непонятно, кому какая реплика принадлежит.)

Командор даёт команду на доставку оборудования с «Бурана» инженеру Алексею (почему всегда без фамилии?). Алексей предлагает запустить двигатель «Бурана» на минимум, чтобы подкормить детишек энергоцеров.

Энергоцеры просят людей оставить их на корабле. В общение с одним из них вступает Кирилл. Выясняется, что «голубой субъект» обнаружил энергию более качественную, чем та, которой питаются на его планете. Он научился разделять мысли и эмоции людей, и эта энергия может питать энергоцеров до бесконечности, пока живы люди. На что следует фраза: «Но это же паразитический образ жизни. Не делай добра – не получишь зла», – вздыхает Муравьёв.

Завершив работы по установке центрифуги, люди требуют расчёта, а именно координаты бриллианта, о котором говорилось. Энергоцеры сообщают координаты планеты в 2 сутках хода.

Некий член экипажа по имени Цой (вот в чём беда не рассказов, а фрагментов из крупных произведений) выводит спектр планеты на экран, и оказывается, что вся она и есть бриллиант (вообще-то, алмаз). В этот момент снова появляется энергоцер – открыватель психоэнергии людей. Его логика такова: если представителю людей можно остаться на чужой планете, то почему ему, единственному энергоцеру, нельзя остаться на корабле с целью познания? Так на космолёте селится представитель Бродяжки, которому дают имя Эрик.

  1. Психологическая достоверность

Психологическая составляющая как отдельный пласт повествования в рассказе не вскрывается. Обстановка на корабле с точки зрения взаимодействия коллектива производит впечатление достоверности. Судить же о психологии героев сложно, даже по диалогам. Диалоги ровные, безэмоциональные, что снижает планку рассказа, вернее фрагмента романа. Нет хара́ктерных героев, диалоги носят исключительно деловой, рабочий характер. Как уже было отмечено, реплики часто повисают в воздухе, ибо неясно, кто их говорит. Нужно постоянно держать в голове количество участвующих в беседе. Контакты с энергоцерами также не имеют чётких акцентов. Личности энергоцеров стёрты, сведены к обобщённому образу. Голубые сгустки, пожирающие радиоактивные отходы, считают себя высшим цивилизационным сообществом. Земляне, впрочем, отдаём им честь, этот образ развеивают, и, наверное, хорошо. О самой цивилизации энергоцеров мы знаем крайне мало: они недоверчивы и чем берут на жалость землян – это голод детишек, прокормить себя цивилизация не может.

  1. Терминология и антуражность

Терминов в рассказе более чем достаточно. Благодаря им сохраняется чёткое наукообразие текста.

Антуражность бегло-описательная. Её величество деталь не попадает в поле зрения. Вспыхивают экраны в неких неопределённых каютах, откуда появляются герои, непонятно. Создаётся впечатление, что они все рядом и зажигаются как лампочки на приборной панели.

Автор увлечён идеей контакта и старается вытащить на свет конфликт интересов. Человеческая гуманность берёт верх. К энергоцерам понятие «гуманность» неприменимо. Физико-химическая логика, как кто-то точно заметил, – это всё, что их определяет. Конечно, какой в этом случае психологизм.

Планета Бродяжка показана скромно: какая-то поверхность, какая-то пещера…

  1. Основные фантэлементы

Что мы имеем с жанровым определением? Космическая НФ-приключенческая фантастика с доминантой сюжетного фантэлемента. Сюжет задаётся, и сюжет отрабатывается до логического предела, обещая будущее развитие (как раз-таки это проблема всех фрагментов). Если отбросить в сторону все критические навороты вроде антуражной наглядности, то рассказ читается легко, но при этом идея контакта носит легковесный характер.

Фабула движется ровно, критические ситуации разруливаются весьма быстро, быстро вербализируются и быстро теряют накал.

Целевой фантэлемент при этом, увы, не образуется. Формула, гласящая, что «контакт с другим разумом рано или поздно принимает форму взаимных уступок», вовсе не непреложное правило и постулат. Данное правило распространяется и на реалистическую прозу. Служить целевой опорой фантастическому сюжету это правило, соответственно, не может.

  1. Художественная ценность

Рассказ развивает воображение, но яркой и запоминающейся художественности не несёт. Ставил ли себе автор такую задачу? Возможно, нет. Автор хотел показать игру разумов, ему это удалось, но поверхностно, неглубоко. Считать это достоинством для фантастики я не готов, так как настроен на мировоззренческую концепцию в фантастике, но это  сугубо мой личный взгляд.

  1. Советы автору

Думаю, переписывать всю историю автор не будет, но вот украсить её, детализировать, прописать авторство диалогов с возможным интонированием, на психологическом состоянии говорящих, на эмоциональных нюансах… Скорее всего, автор это проделать мог бы. Иначе говоря, сотворите Ваше блюдо вкусней, добавьте специй, соли, горечи… Вот так образно можно сказать в заключение данной рецензии.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх