Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой «Спокойной ночи»

Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой «Спокойной ночи»

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Мистическая зарисовка.

Женщина страдает бессонницей. Она в своём доме. Ей завтра на работу, а сон не идёт. Она спускается в кухню, открывает холодильник, видит там миндальное молоко… Потом вспоминает о кофе, пытается его найти. Не находит. Дальше больше. Она не узнаёт своей посуды на кухне, воображает, что кто-то забрался в дом. Снова взлетает на 2-й этаж, встречает шарахнувшуюся от неё кошку, соображает, что у неё кошки не было. Забегает в гостевую спальню, видит незнакомого спящего мужчину. У неё ломится голова от боли, она теряет сознание от ужаса и усталости. Всё. Сомнамбула схлопывается.

Идёт дневник от исследователя паранормальных явлений. В доме были установлены камеры. Сохранились кадры – доказательсвта появления призрака бывшей хозяйки этого дом, погибшей полгода назад: открытые шкафы, дверца холодильника. Исследователь резюмирует, что необходимо прислать священника в дом, вероятно для акта экзорцизма. Звучит вопрос: а видят ли привидения сны? И снова включается сознание призрака. Она думает, что ей снилось, что в доме живёт ещё кто-то, кроме неё. Бессонница снова в голове. Призрак вспоминает о молоке на кухне.

  1. Психологическая достоверность

Автор зацикливает повествование.

Вообще, идеи повторяющегося сна, или сна во сне, или многослойного сна далеко не новинка в мистических триллерах. Автор создаёт очень своеобразную динамику по типу амнезийной. Что можно знать о психологии призраков? По сути, ничего. Мы с вами знаем, что такое провалы в памяти. Ловим себя на том, что иногда не узнаём собственных вещей или, наоборот, в чужих вещах узнаём свои. Весь рассказ – эта попытка приоткрыть тайну психики метафизической сущности, забывшей о своём переходе в мире иной – на тонкий план, причём потерянной сущности. Это, конечно, печальный рассказ, и мы сочувствуем призраку. Нас не страшит полтергейст, возникающий от её действий, он вызывает лишь бытовые последствия, он безобиден, в нём нет злости что-нибудь испортить, навредить, нет злокозненности. Женщина-призрак просто заблудшая одинокая душа с тревогами живого человека за себя и свой дом.

Рассказ вызывает ощущение этакого крена, сомнамбулизма с сомнамбулизме, сна во сне, из которого нет выхода, ловушки, и острой бритвой режет нас ощущение и бессмысленности, и безвыходности.

  1. Терминология и антуражность

Ничего специфического в рассказе нет. Отчёт наблюдающего спиритуалиста на профессиональный отчёт мало похож. Необычно звучит вопрос: а видят ли привидения сны? Непонятно, чем он вызван. Почему спиритуалист его задаёт? Что его наталкивает на такой вопрос?

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

В рассказе работает чёткий целевой фантэлемент, и звучит он так: тонкий мир рядом с нами, наши миры пересекаются.

  1. Художественная ценность рассказа

Рассказ в ряду многих на эту тему. Всё, что касается стилистики, я упускаю. С точки зрения коллизии мы обсуждали этот рассказ с Дмитрием Петровичем, и я согласился с его аргументом. Да, произведение намного больше бы выиграло, если бы повествование шло от первого лица. Представьте себе текст, написанный призраком. Это внушает трепет.

  1. Советы автору

Скорее пожелание. Возможно, это великая удача, что автор работает в жанре короткого рассказа. Это всегда ценилось, и замечалось, и запоминалось иногда больше, чем романы. Продолжайте своё творчество, будьте чуткими к истинам, о которых пишете, и собирайте авторский сборник.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх