Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Екатерины Ерёминой «Цвет любви» (2019)

Рецензия на рассказ Екатерины Ерёминой «Цвет любви» (2019)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Некто драг, герой рассказа, путешествует в космосе в одиночку на своём корабле. Он представитель древней расы ловцов энергии, по-видимому, гуманоид, хотя наличие панциря на спине устанавливает его связь либо с насекомыми, либо с рептилиями. Из объяснений автора следует, что цивилизация драгов с незапамятной древности решила гендерный вопрос, отказавшись от женского пола, на который драгам-мужчинам совершенно не хотелось тратить ни времени, ни энергии. Драги изобрели искусственный детский эмбрион и с тех пор перестали контактировать с женщинами. Куда пошла цивилизация женщин-драгов, остаётся неизвестно. Драги пошли ещё дальше. Они научились приготавливать питательные коктейли из чувств и эмоций других существ.

Итак, Роб (так зовут героя-драга) голодает. У него закончились все запасы коктейлей. Техника его корабля позволяет сканировать чуть ли не всю галактику одномоментно и видеть картины энергетических флюктуаций. Выясняется, что энергия имеет 7 цветов и каждый цвет соответствует той или иной эмоционально-чувственной энергии. Драги знают все цвета, но по какой-то традиции питаются в основном красно-жёлтым спектром (цветом агрессии, опьянения, наркотика) и фиолетовым (цветом энергии фантазии, мистики, жалоб, иллюзий).

Кстати, если драги так хорошо классифицировали энергии чувств, значит, они понимали их природу и могли соответствовать ей (то есть быть агрессивными, опьянёнными, не чуждыми мистике). Но Роб не склоняется ни к агрессии, ни к мистике.

И вот приборы поймали бесплатный источник голубой энергии – целую планету. Эта планета – наша Земля. Обрадованный донельзя Роб в охотничьем азарте дистанционно маскирует планету защитными сетями, которые будут защищать отныне его добычу от посягательств других охотников-драгов.

Роб присасывается к Земле, причём основательно, создав целые склады энергии на Альфе Центавра, этакую нычку, которую, как он сам рассудил, можно в перспективе превратить ещё и в источник бизнеса, торговать пищей-энергией.

В процессе поедания коктейля из земной энергии Роб неожиданно сталкивается с проблемой: он сам начинает испытывать чувства и эмоции, например скуку и раздражительность. От жадности однажды он даже сильно отравился, явно переев. Заинтересовавшись природой зелёно-сине-голубой энергии на Земле, а именно искусством, дружбой и любовью, и конкретно тем, почему аборигены не скупятся на затрату сил в этой сфере, Роб в режиме невидимости спускается на поверхность для разведки. И что же он видит? Он видит женщину, которая готовит еду на простой печи, подбрасывая в неё дрова. Вид этой печи приводит Роба в трепет, так же как и женщина. Роб испытывает прилив мужской силы и безумно этому удивляется. Наблюдая за общением мужчины и женщины, Роб испытывает некое физиологическое неудобство – давление панциря (вопрос к автору: в каком именно месте давил панцирь и точно ли он только на спине?). Это странно. В двух словах, наш герой теряет сознание, но успевает вернуться на корабль, где его реанимирует компьютер. В самом конце рассказа драг получает сигнал о помощи с Альфы Центавра и решает туда лететь. Хотя он не спасатель и к этой космической расе никогда не относился.

Строгое ощущение, что рассказ не закончен. Не поставлен последний акцент. Роб ни из чего наблюдаемого на Земле не сделал вывод. Сюжет рассказа развивается последовательно до самой последней сцены. Здесь поведение драга ничем не объясняется. Не ясна его реакция на земную разведку. Почему он так поспешно решил ретироваться с места стоянки, что его дёрнуло? Вопрос к автору.

  1. Психологическая достоверность героев, их поведения и реакций

Психология драга расплывчата. Он охотник, он голоден. Он ищет добычу и для поиска этой добычи у него есть всё: совершенный корабль, невероятные технологии, возможность быстро перемещаться в пространстве, создавать защиту, маскировки, извлекать и концентрировать питательную энергию. Мыслит наш герой не абстрактными категориями отстранённого высокоразвитого разума, а вполне узнаваемыми человеческими категориями, что следует из текста и описаний. Более того, ему знакомы такие страсти, как жадность и самолюбование. В то же время герой опасается эмоций, мысли самому стать источником энергии и предметом добычи, например, спасателей, которые, по легенде, спасают источник пищи (цивилизации-жертвы) от источника агрессии.

С другой стороны, на поверку выходит, что свою собственную психологическую и физиологическую природу драги не знают на 100 %. Т. е. как будет воздействовать на них голубая энергия, они не знают. Об этом что-то написано в древних хрониках, а вот в реальном времени – полный провал. Ну кто бы знал, что давление панциря может привести к потере сознания. Если азарт охотника и исследователя в цивилизации драгов всё же культивируется так основательно, то почему у них нет средств элементарной безопасности? Ну, подручной, например, той же походной аптечки. Вкатал себе укол от давления панциря – и всё нормально. Но нет… Беспечные драги об этом не подумали. Да мало ли как себя поведёт эта энергия любви-дружбы, ещё горя не оберёшься. Предлагаю автору подумать над этим моментом.

  1. Терминология и антуражность

Рассказ написан с налётом иронии, что, естественно, очень облегчает чтение и понимание происходящего. Термины в основном все узнаваемые: компьютеры, сканеры, защитные сети, энергетические коктейли, искусственные эмбрионы и т. д. и т. д. Антураж корабля драгов соизмерим с земными звездолётами: там есть медицинские отсеки, пищеблок, правда отсутствует реактор и нет описания принципа перелёта через бездны космоса. Но, возможно, здесь это и не требуется.

Даётся интересная классификация психоэнергии по цветам.

Кто такие драги, нам понятно почти сразу. Кто такие спасатели, понятно меньше. Может быть, они другой вид паразитов? Не сказано.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Рассказ написан в жанре космической фантастики с элементами утопии. В качестве утопического проекта предлагается модель общества однополых драгов – охотников за энергией чувств, эмоций, страстей. Т. е. всё повествование завязано на сюжетообразующих фантэлементах. Их много. Перед глазами всплывает картинка этой цивилизации довольно отчётливо. Они технари-охотники, изощрённые и даже где-то беспощадные, поскольку судьбами своей «пищи» не озабочены. Сколько культур скольких миров они могли обескровить, один Бог знает. Поэтому они паразиты. Но и на них нашлась управа в виде расы спасателей. Сюжетообразующие фантэлементы тем хороши, что их нельзя  изъять. Если их изъять, произведение рассыпается. Оно не станет реалистическим ни в коей мере. А что же с целевым фантэлементом? Здесь всё сложней. Предлагаются варианты: «Энергия искусства, дружбы, любви губительна для паразитов, она ими не переваривается и не усваивается». Второе: «Любовь убьёт или изгонит даже паразитов». Третье: «Энергия любви изменит космос». Вот это было бы самым лучшим определением, если бы герой изменился сам окончательно и бесповоротно. Но такой вывод автор не сделал в конце рассказа.

  1. Художественная ценность рассказа

С художественной ценностью я не определился. Она, скажем так, лёгкая и не напрягающая, не ввергающая в драматизм, без изысков и стилистических наворотов.

Занимательный момент рассказа – это появление внутреннего собеседника у драга, существа, которое явно не привыкло к какой-либо раздвоенности сознания. Столь нездоровый признак у героя вызывает отчётливое негодование, и это выглядит приятным добавлением, украшением текста и идеи.

И вот, собственно, идейная ценность: произведений об энергетическом вампиризме на моей читательской памяти было не так много. Здесь находит себя параллель с миром богов, с представлением, почему люди нужны высшим тонкоорганизованным существам. С одной целью – живить их энергию, вливать в них силы, в каком-то смысле поддерживать их бессмертие. Возможно, так и устроен наш мир на метафизическом уровне. Мы, люди, также должны отдавать кому-то свою энергию, притом психическая энергия действительно одна из самых сильных и ярких, вполне может служить источником пищи для кого-то, кто выше нас.

  1. Советы автору

В целом мои советы заключены в тех вопросах, которые я уже озвучил в рецензии. Но самый важный – определить выбор героя, его психическое состояние после земного опыта и дать ему выбор. И если выбор окажется в пользу голубой энергии и отказа героя от её употребления, автор имеет шанс перевести свой хороший рассказ в разряд хороших философских рассказов.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх