Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Александра Атаянца «Шкатулка с секретом» (2023 год)

Рецензия на рассказ Александра Атаянца «Шкатулка с секретом» (2023 год)

  1. Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения

Толик, герой рассказа, просыпается утром на родной свалке. Он беспризорник, ему, по-видимому, лет 13–14. Он мысленно подсчитывает свои запасы со вчерашнего дня (а это кусок почти не просроченной колбасы и едва отпитый стакан капучино, который достался от парня, ругавшегося с девушкой). Толик делает философский вывод, что людям стоило бы ругаться почаще, ибо в запале они могут сорвать и выбросить даже золотые украшения.

Толк – дока в вопросах свалки. Он собирает ещё запасы на сутки вперёд и отправляется на поиски чего-то более существенного, что можно продать.

Внезапная находка как солнечный луч удачи. Шкатулка. Подобрав её, парень обнаруживает, что шкатулка – с секретом: у неё явно наличествует второе дно. Беспризорник, гордый своим опытом антикварщика, соображает, как её открыть, почти сразу. Нужно последовательно повернуть углы шкатулки. Далее наблюдается, как часть шкатулки поднимается вверх и изнутри идёт чёрный дым, никак не ощущаемый ноздрями. Дым собирается в облако, и вот перед свалочным старателем темноволосый человек в чёрном сюртуке и белой рубашке. Человек приветствует отрока и сообщает, что он джинн и готов исполнить любое его желание. Озадаченность на лице Толика вскоре меняется рассудительным любопытством. Что будет потом, после исполнения желания? Джинн недоумевает и даже с некоторой печалью сообщает, что после исполнения желания он убьёт своего освободителя. Толик спорит и говорит, что, может быть, ему вовсе не загадывать желание. Джинн кипятится и требует своего. Толик смотрит в глаза джинну и говорит фразу: «Что же за племя у вас такое? Много тысяч лет назад вы напали на людей, победить которых не смогли». – «Вам помогли боги», – взревел джинн. Толик соглашается: «Да, древние боги помогли людям, Перун и Сварог заключили джиннов в сосуды, обязав выполнять желания освободителя. Джинны озлобились ещё больше и стали убивать тех, кто дарил им свободу. Однако час джиннов сочтён». Джинн спрашивает Толика, не работник ли он СПД – службы поимки джиннов, на что отрок отвечает, что служба нынче называется управлением и что он за 500 лет жизни уже всякие названия к себе примерил. Джинн, предвидя свой конец, протестует, а Толик с подобающим безразличием произносит: «Желаю, чтобы ты исполнил любое своё желание». Джинн превращается в вихревую воронку и вскоре исчезает. На территории России ещё остаётся 9 джиннов. Толик улыбается и идёт прочь, навстречу новому городу, а шкатулку с секретом просто выбрасывает.

  1. Психологическая достоверность

Психологическая достоверность у рассказа есть, тем более что оспорить её никто не сможет. Никто не знает, как подобает вести себя с джиннами и прочими духами, враждебными человеку. Впрочем, Толик – сотрудник УПД с 500-летним стажем – знает, как себя вести. По преданию библейскому, джинны жили ещё до сотворения Адама. Первый джинн – это Иблис. Бог, возвысивший его до ангела, был предан Иблисом, отказавшимся поклоняться Адаму. Вот, видимо, с тех пор и затаили джинны злобу.

Автор добавляет ещё и славянскую составляющую, что верховные боги защитили людей от коварства джиннов. Всё может быть, как говорится.

Издавна известно, что джинны – большие любители свалок и разных грязных мест, что в рассказе и показано.

Из рассказа также следует, что джинны знают о существовании службы поимки, но, как ни странно, не перестраховываются на данный счёт, да, видимо, и не могут. Не может джинн, покинув заточение, не обратиться к своему освободителю и проигнорировать его. Таково, видимо, заклятие на это злобное племя. Остаётся порадоваться за Толика, он настоящий профи, что-то вроде экзорциста-экзекутора. Такая работа, ничего не поделаешь.

  1. Терминология и антуражность

Антуражность рассказа вполне сволочная… простите, свалочная. Терминология? Здесь всё по-простому, как в любой городской фэнтези.

 

  1. Основные фантэлементы

Основной фантэлемент – сюжетный. Это собственно джинн – мифологический персонаж, волей судьбы оказавшийся пойманным сотрудником древней службы и самоликвидировавшийся, поскольку вынужден был преступить древние правила и исполнить собственное желание от изначального желания сотрудника службы. История грустная, но и справедливая, ибо джинн агрессивен, полон затаённой злобы, ну какие здесь могут быть ещё рассуждения. Рассказ был бы вариативен, если бы привёл к соглашению между джинном и Толиком, если бы джинн оказался не таким, как все его сотоварищи, не угрожал бы Толику смертью после исполнения желания. А так контакт между «цивилизациями» оказался коротким и предсказуемым. Кармическая расплата инфернального существа.

Собственно, идею рассказа можно этой фразой и сформулировать. Кармическая расплата наступила в результате накопления кармического зла в прошлом. Можно сказать ещё короче: прошлое несёт в себе расплату. Но это не фантастическое определение. Оно работает и для других жанров, и вообще в жизни.

Получается, что целевого фантэлемента в рассказе нет.

  1. Художественная ценность

Рассказ необычный и поучительный, с достаточно сильной моралью, этическим зарядом. Разумеется, благодаря этим качествам он попадает в разряд ценных, значимых произведений.

  1. Советы автору

Советов автору нет, разве что он сам что-то исправит на радость читателю, что-то усилит, обыграет. Александру Юрьевичу спасибо за творчество.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх