Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Максим Лыкова «Личный выбор адмирала Вересаева» (2021)

Рецензия на рассказ Максим Лыкова «Личный выбор адмирала Вересаева» (2021)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Идёт, по всей видимости, галактическая война. Между мирами землян и диких спангов. События начинаются с того, что звено земных кораблей обнаруживает корабль-разведчик спангов, который проникает в звёздную систему и устраивает пляски на границе хромосферы и фотосферы звезды. Адмирал Бассьер (он, вероятно, всё-таки контр-адмирал?) приказывает командирам кораблей приготовиться к бою и прижимать корабль чужака к звезде. В подчинение у Бассьера несколько эсминцев, вооружённых торпедами, главным калибром. Они несут вахту обороны системы. Бассьеру кажется неоправданной такая тактика противника: бросать разведчика под самый нос защитников. Контр-адмирал запрашивает тип вражеского корабля. Ему отвечают, что судно принадлежит неизвестному типу.

Боевая команда рассматривает корабль и замечает, что он словно бы татуирован замысловатой вязью и пейзажами иных миров, и всё это выполнено золотом и драгоценными камнями.

Бассьер приказывает запросить у противника капитуляции. Офицер сообщает, что с той стороны слышит смех. Бассьер командует выполнить залп. Расписной корабль-разведчик неизвестного типа уничтожен.

Действие переходит в систему Росс на полярную орбиту планеты Кострома. Линкор «Севастополь». В центре внимания адмирал Вересаев. У него военный совет. Адмиралу докладывают командующие планетарной обороны. Сообщают, что все космические перехватчики распределены по временным базам, а на постоянных стоят муляжи; ракетные батареи спутников передислоцированы. Вересаев доволен, он видит перспективу новой обороны. Сетует, что эскадру Бассьера «отобрали»… Вересаев подытоживает ситуацию, говоря, что силы людей на фланге их главного удара, а противник должен проявить активность здесь, если не хочет получить рейд по тылам.

Скорее всего, информация об уничтоженном разведчике уже известна, и адмирал надеется на прямой удар противника, который должен увязнуть в своей атаке.

Командующий сообщает, что адмирала требуют для встречи к губернатору планеты, который хочет отозвать ополчение. Адмирал мрачнеет, но на встречу отправляется, собираясь напомнить властям Костромы о законах военного времени.

В следующей подглавке мы наконец-то узнаём, что человеческая федерация, состоящая из отдельных планет, давно погрязла в конфликтах, что настоящего единства нет, в отличие от спангов. Адмирал вспоминает разговор с губернатором, подтекст которого состоял в том, что власти воевать не хотят, а рассчитывают на мирный договор со спангами.

Адмирал просит своих офицеров фиксировать любые возмущения гиперполя.

Предложение Горобцова, контр-адмирала, Вересаев отклоняет, предложение о переходе к плану Б. Приказывает ждать. Нападения спангов не фиксируется.

На планете Луара выражают озабоченность, что до сих пор нет связи с эскадрой адмирала Бассьера. Вересаев задумывается о возможных просчётах. Может быть, спанги передумали нападать на главном направлении? Время идёт, и вдруг поступают сообщения о появлении противника в разных секторах. Вересаев отдаёт приказы открывать огонь, подрывать минные поля, проводить торпедную атаку.

Итог наступления – 5 полных флотов противника. Вересаев призывает отступать к зоне ракетных батарей спутников. Но шахматный гроссмейстер ошибся, сев играть с боксёром. Эта мысль посетила адмирала в силу подозрения о проигрыше.

В новом фрагменте мы видим адмирала в некой камере или зале. Он в аффекте от действия парализатора, не понимает, где он, а рядом с ним стоит простой табурет, а на нём лежит антикварный маузер, некогда подаренный ему командованием. Голос извне сообщает, что в пистолете всего 1 заряд и адмирал может лишить себя жизни, но ему предлагают подумать. Вересаев вспоминает последние минуты перед потерей сознания: падающий на планету крейсер «Севастополь» под атакой истребителей спангов. Вересаеву предъявляют обвинение в убийстве «звёздного брата» – уничтожении того самого расписного корабля, который атаковал Бассьер. Выясняется, что звёздный брат – это субъект, который умеет говорить со светилами и выясняет будущее. Звёздный брат молился, и приказ о его уничтожении был кощунством. На что Вересаев возражает, что звёздный брат всё равно производил разведку и он ни о чём не жалеет. Спанги сообщают, что они прилетели мстить людям за эту потерю. Адмиралу предлагают стать одним из спангов.

В один из моментов он видит своё окружение в помещении – десяток представителей разных рас. Эти существа сообщают, что спанги дали название из космическому союзу, что целью спангов является объединение галактики, что этот союз ведёт войну не только с людьми и превосходит людей и по численности, и по мощи. Однако те из противников спангов, которые выказывают самоотверженность, достойны войти в их круг и даже научиться слушать звёзды. Но на завоёванные миры спанги накладывают тяжёлые повинности, не позволяют никакого противоборства. На реплику Вересаева «Вы жестоки» спанги отвечают, что «такова цена возвышения в галактике». Те, кто не принимает этот путь, навечно остаются в детской колыбели. Рука Вересаева ложится на маузер. Конец истории.

  1. Психологическая достоверность

Она, разумеется, в рассказе есть. И хотя мы не видим космос во всём объёме описываемых событий, мы легко представляем всё, что происходит. Мы представляем героев, даже только по их репликам. То же самое касается и самого Вересаева. Он честный воин, стратег и тактик с опытом и ответственностью, но, как это часто бывает с людьми такого ранга, иногда способен переоценить свои силы и умения. Но следует понимать также, что перед нами разыгран конфликт, где силы противоборствующих сторон явно неравны. Это мы понимаем в конце рассказа. И это обстоятельство нас печалит. Люди, земляне проигрывают эту войну. Их ждёт захватническая политика объединившихся рас, объединившихся под идеей некоего возвышения, требующей самоотверженности, граничащей с жестокостью. В очевидности, спанги – носители новой универсальной религии, которую они утвердили и насадили в завоёванных мирах. Они опасные мстительные фанатики, говорящие со звёздами. Судьба человеческой цивилизации в рассказе, скорее всего, предопределена. Вересаев сдаётся, не сдаваясь. Он предпочтёт пустить себе пулю в лоб, а может ли его соблазнить иная перспектива: возвыситься? Здесь автор оставляет нам право выбирать и думать. Как бы открытый финал, за которым стоит судьба миллиардов.

  1. Терминология и антуражность

Никаких новых терминов, не фигурирующих в космической боевой фантастике, автор не использует. Названия морских кораблей, их классы и типы давно перешли в фантастику и прижились здесь, вплоть до понятия «главный калибр». Гиперпространство называется в рассказе гиперполем, более короткой версией известного понятия. Здесь же в конце появляется упоминание о лучевом парализаторе.

Несколько бегло описана цивилизация спангов, их культ представлен в общих чертах.

Антуражность. Большинство мизансцен описаны ёмко, короткими мазками. Космос, переход на командные мостики, даже меблировка передают атмосферу действия. Это очень важно. Лаконичность фраз без излишней расцветки подчёркивает значимость происходящего.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Сюжетный фантэлемент – война людей с расой галактических захватчиков, оккупантов при изначальной заданности или посылке, что силы людей весьма значительны, что они явно рассчитывают на реванш. Но в дальнейшем постепенно показывается иное. Люди разделены распрями, политическими амбициями, губернатор Костромы вообще хочет сдать свою планету на милость захватчиков, договориться о каких-нибудь выгодах. В порыве негодования Вересаев называет настоящими врагами не спангов, а человеческих политиков.

Коллизии сюжетного фантэлемента приобретают знакомые нам в реальности черты, но наступает другой момент: сюжетный фантэлемент неожиданно выводит нас на философские и моральные аспекты культуры инопланетной расы. Они объединители-поработители, принимающие только свой путь развития, только свой культ – воинственной самоотречённости во имя высшей цели. Так в сознании адмирала вызревает внутреннее противоречие, с которым необходимо разобраться.

Сюжетный фантэлемент целиком переходит в идейный, однако фантастичность при этом как бы исчезает: возвыситься для адмирала означает стать врагом своей расы. Хочет ли он этого? Выбор звучит таким образом: либо величие в чужой шкуре, либо смерть в своей непримиримости. Выходим ли мы с такой постановкой вопроса на целевой фантэлемент? Мой ответ – увы, нет. Убираем космос, антураж и оказываемся в реальности, знакомой века, пусть даже морально тяжёлой, но реальности. Таким образом, доминантой в рассказе остаётся сюжет космической фантастики с идеей морального выбора одного человека.

  1. Художественная ценность произведения

Рассказ производит сильное впечатление, запоминается. Он образно зрим, в нём есть настоящий драйв, хоть он в сдержанных красках, и он ставит перед нами не один, а многие вопросы. Они возникают в параллель с последним, главным: как бы ты поступил на месте адмирала? Рассказ психологически тестовый, литературно лаконичный и морально ёмкий. По этим параметрам он имеет все основания называться художественно многоплановым, то есть таким, какой, на мой взгляд, может и должна быть настоящая фантастика. Конечно, человеку нужен человек, если вспоминать Лема. Человек в космосе будет искать человека, а найдя иное, схватившись с ним не на жизнь, а на смерть, он, человек, будет оставаться со своим человеческим Я наедине. Он не удовлетворится чуждой философией, ибо она не станет его кровью и плотью, не станет его сознанием. А если станет, то человек исчезнет, самый настоящий в своей неподдельности, имеющий личность, характер и судьбу, силу и выбор, иногда единственный.

  1. Советы автору

Максиму Лыкову во всех своих рецензиях я советую лишь одного: писать, открывать нам новые тесты, новые пороги воображения, фантастического человеческого воображения.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх