Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Татьяны Буденковой «Опасные исследования» (2023 год)

Рецензия на рассказ Татьяны Буденковой «Опасные исследования» (2023 год)

  1. Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения

Действие происходит на космолёте «Белый стриж». Одни из персонажей рассказа, Ирина и Алексей, встречают на палубе доктора Корина, выгуливающего выводок птенцов икарониктерикса, полуящера-полуптицы, который влетел на космолёт через пространственно-временной портал. Алексей сообщает, что корабельные приборы зафиксировали гамма-вспышку и что экипаж присутствует при рождении сверхновой звезды на близком расстоянии. Голос капитана Тихонова сообщает по селекторной связи, чтобы экипаж занял свои места. Птенцы икарониктерикса в испуге от резкого голоса капитана бросаются к своему благодетелю (сценка выглядит забавной).

В научно-исследовательском отсеке собираются командир корабля Тихонов, главный инженер Разумовский, специалист по ИИ Кирилл Муравьёв и спец  по связи Ирина Берг. Выясняется, что, кроме самого современного оборудования, на корабле также наличествует квантовый телепортатор с планеты бастов. Он не передаёт вещество на расстояние, но передаёт состояние каждого кванта объекта. Иначе говоря, работает как сканер-ксерокс. Сами басты-де не рискнули опробовать телепортатор в действии, а землянам передали охотно в обмен на информацию о его работе. (Оригинальные учёные эти басты. Они что же, создают экспериментальные образцы по технологиям, которых сами боятся?) Команда исследователей обсуждает свои действия во время пролёта корабля вблизи сверхновой, хотя по всем критериям безопасности нахождение даже на окраине воздействия излучения сверхновой может быть крайне вредным. Тихонов напоминает, что «Белый стриж» обладает исключительными возможностями защиты. Кирилл Муравьёв с воодушевлением говорит, что энергия сверхновых способна зарядить ядра и нейтроны на производство новых элементов, а кинетическая энергия взрыва разнесёт их по космосу вместе с элементами, образовавшимися в недрах взорвавшейся звезды. Он предлагает воспользоваться квантовым телепортатором бастов. Процесс может выглядеть как дистанционная настройка прибора на определённую точку сверхновой, а на корабле будут образовываться клоны возникающих там частиц.

В отсеке появляется доктор Корин с целью ввести всем защитные препараты и обследовать состояние каждого. Командир распоряжается продолжать эксперимент, но обследование пройти.

Вечером по корабельному времени Корин докладывает Тихонову, что никаких патологий в организмах экипажа не обнаружено, скорее наоборот, все люди как будто помолодели.

Квантовый телепортатор, оборудованный адаптером к приборам землян, находится в небольшом помещении рядом с научным отсеком. К нему подсаживается Кирилл Муравьёв, который знает порядок его запуска ещё с планеты бастов. Не проходит и нескольких секунд, как все слышат, что Муравьёв с кем-то беседует в отсеке телепортатора. Оказывается, в отсеке телепортатора появляется двое Муравьёвых: один смотрит с обзорного экрана в электромагнитных сполохах, другой сидит напротив экрана, и эти двое устанавливают контакт с вопросами, кто подлинный, а кто копия. Копия называет имя сестры оригинала и даже её детскую кличку вспоминает. Копия заявляет, что ей не нужна пища и воздух и что энергия пространства избыточна и её на всё хватает. Копия моложе и качественнее. Копия также объясняет действие телепортатора как копира и что в исходную точку, т. е. на корабль, транслируется состояние местных атомов, и хорошо, что виртуально, иначе прибор мог бы скопировать мини-сверхновую. Копия и оригинал продолжают беседу, и вскоре выясняется, что копия страдает от того, что ей никогда не увидеть сестру, маму, Землю, что ей тут оставаться на веки вечные.

Появляется оповещение: «Неконтролируемое расширение зоны воздействия сверхновой». Кто-то советует прекратить сеанс прямо сейчас, иначе у каждого члена экипажа появится двойник. Голос Алексея Разумовского сообщает, что есть идея, как доставить двойника Муравьёва на корабль, но для этого потребуется куча энергии. Что происходит в данный момент, понять трудно. Второй Кирилл кричит, что появляется тень доктора Корина, что нужно отключить оборудование, но уже поздно, доктор сообщает, что перенос второго Кирилла завершён и что для этого использована капсула анабиоза. Командир отпускает Корина в медкаюту. Корин пытается заснуть, но слышит голос своего двойника. Ему кажется, что он сошёл с ума. Корин отправляется к Тихонову, который предлагает повторить процедуру, чтобы доформировать двойника. Эксперимент продолжается.

На обзорном экране все видят, как копия Корина обрастает жуткими наростами, появляются новые пары рук, ног, жуткий сместившийся второй рот. Командир приказывает остановить процесс. Из-за того, что телепортатор был сфокусирован на прежнем объекте, произошло наложение копий. В капсулу биосна телепортировался жуткий урод, а настоящий Корин захвачен процессом наблюдения за ним.

В каюту Тихонова заходит Разумовский и сообщает, что энергии корабля на поддержание процессов сохранения двойников не хватит (интересно, какая здесь требуется энергия, если тела уже в капсулах, почему такие затраты?). Главный инженер предлагает отключить двойников от жизнеобеспечения, но сохранить электронные копии их сознаний в памяти корабельного компьютера. Так и поступают. Тела копий распадаются. Командир назначает церемонию космического погребения того, что осталось от тел. Капсулы с останками запускают в открытый космос.

Далее идёт непонятный мне разговор, приводим фразу: «Почему капсулы вышли на вытянутую эллипсовидную орбиту?» Доктор отвечает: «Если земляне будут длительное время находиться в космосе, то, скорее всего, не смогут вернуться домой: люди не бессмертны». Муравьёв добавляет: «Я рассчитал орбиту, на которую вывели капсулы. Пусть эта орбита будет мемориалом землян в космосе и проходит через плоскость земной эклиптики». «Белый стриж» берёт курс на «Незнакомку», чтобы пополнить запасы аксона. Оттуда планируют выйти на точку портала, через который гости землян смогут вернуться на свою планету. Никто не знает, что их ждёт на этой траектории перемещения. Конец истории. (Кто эти «все»? это экипаж «Белого стрижа» или все люди? Гости землян через этот портал всегда возвращались на свою планету. Какие гости? О них в рассказе не сказано ни слова.)

  1. Психологическая достоверность

Психологическая достоверность в рассказе латентна. Она вытекает из ситуативности диалогов героев, т. е. мы её улавливаем подспудно. Судить о характерах героев сложно. Их эмоциональные реакции вообще не показаны. Члены экипажа, по-видимому, люди друг к другу притёртые. Конфликтов между ними нет. Все они рабочие инструменты единого организма, каждый на своём месте решает свои задачи. Автор не тратит время и средства на передачу чувств. Всё перекрывается поставленной перед героями задачей – провести космический эксперимент в интересах науки, эксперимент заведомо непредсказуемый, но соблазнительный: испытать новое оборудование, да ещё такое, которым никто не пользовался, даже его создатели басты (хотя, конечно, последний аргумент кажется натянутым). Тем не менее герои рассказа идут на сознательный риск.

  1. Терминология и антуражность

Вся терминология родом из науки и научной фантастики. Здесь ничего нового, правда, телепортатор оказывается сканер-копиром по факту. Но это не страшно. И почему-то поддержание жизнедеятельности двойников, когда они уже перемещены в капсулы, грозит энергетической катастрофой кораблю. Как это объясняется, непонятно. Видимо, только сюжетно: нельзя оставлять уродов в живых. Можно понять так: эти уроды дали электронные копии личности двух членов экипажа, погибли вследствие эксперимента, превратившись в сгустки материи. Земляне относятся к этим сгусткам как к телам и хоронят их в космосе как подобает, но при этом закрывают кодами электронные копии личностей. Наверное, с этим можно согласиться: зачем экипажу двойники, даже в памяти корабельного компьютера. Путаница может возникнуть и другие флюктуации.

Антуражность в рассказе весьма скромна. Действие происходит в 3 каютах и в коридоре, по которому прогуливается со своими питомцами доктор Корин.

 

 

  1. Основные фантэлементы

Рассказ написан в жанре космической НФ. Основной фантэлемент – сюжетный. Нас приглашают стать свидетелями научного эксперимента на корабле, проходящего вблизи излучения и материи сверхновой звезды. В картинку реалистического рассказа данный сюжет не переносится. А если и переносится, то лишь с заменой главного посыла – взрыва сверхновой.

Таким образом, сменить сюжетный элемент на антуражный не получается, прямой аналогии происходящему в реальности нет. Значит, перед нами стопроцентная фантастика, и быть ей фантастикой, пока человечество не окажется на реальном корабле вблизи сверхновой.

Как же может звучать целевой фантэлемент? Примерно так: космос таит в себе тысячи загадок, это место непредсказуемое, эксперименты в нём могут приносить жутковатые результаты, морально тяжёлые для исполнителей. Вспомните «Солярис». Автор в рассказе не делает такого вывода, но он предполагается.

  1. Художественная ценность

С этой точки зрения рассказ желает лучшего. Возможно, даже для описания столь узко постановочного сюжета требовалось бы больше красок, более яркой палитры. Рассказ воспринимается как набросок, графическая зарисовка, пусть даже с подтекстом и хорошей, надёжной, скажем так, идеей. Идея и сюжет остаются в голове, а вот картинка кажется полупрозрачной, не цепляющей эмоциональную память. Что же, стоит автору задуматься.

  1. Советы автору

Автор может выбрать для себя советы в акцентах этой рецензии и поступить соответственно своему желанию. Будет ли он усиливать какие-то моменты, расцвечивать события деталями, мазками или нет. Всё в его руках, и всё на его писательской совести. Моя читательская и критическая совесть высказались. Спасибо.

Комментарии:

Оставить комментарий
  1. Цитата
    • Группа: Гости
    • ICQ: {icq}
    Валерий, большое искреннее спасибо за столь подробную, корректную и очень нужную мне рецензию. И самое главное, я поняла, даже не поняла, а как-то прочувствовала то, на чем мне надо работать. И для меня это важнее самых сухих выкладок.
    С уважением, Татьяна Буденкова.
вверх