Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Оливии Шеппард «Сложные чувства» (2023 год)

Рецензия на рассказ Оливии Шеппард «Сложные чувства» (2023 год)

  1. Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения

Герои рассказа Саманта и Сержио летят на звездолёте. Саманта смотрит на своё отражение в зеркале и отмечает свои черты. Они идеальны, но не живые. Её сокращённое имя Сэм. Сэм разбивает зеркало, не замечая разлетевшихся осколков. Присев на кровать, женщина затихает. В комнату входит мужчина с планшетом. Он занят какими-то математическими расчётами. Сэм говорит, что больше так не может «быть». Она не видит смысла в своём существовании. Мужчина, его зовут Сержио, напоминает Сэм, что они, прежде всего, учёные, что они свершили уникальное открытие, которое спасло жизнь человечества, осуществив скачок в эволюции. Сэм говорит, что они больше не люди, потому что утратили свои чувства, потому что на смену им пришли химические анализаторы, а это – не одно и тоже. Ей никогда не родить ребёнка. Сержио напоминает Сэм всю историю их появления на свет. Как человек, Сэм тогда оказалась в реанимации, и Сержио с группой друзей-учёных разрабатывал искусственное тело с нейронным мозгом. Человечество погибало. Только перенос сознания в новое тело оставлял шанс на выживание (следует предположить, что эта технология стала повторимой). Сержио предаётся воспоминаниям, и Сэм постепенно приходит в себя. Они летят на звездолёте на новую планету. Скорее всего, они достигнут своей цели, потому что практически бессмертны (автор не рассказывает о том, сколько таких людей помещено на звездолёт). Сэм соглашается и смиряется. Они должны выполнить свою миссию, так как они несут в себе моральный долг перед командой и всеми людьми, которые им доверились (по мысли Сержио эти люди пожертвовали собой. Вопрос, как пожертвовали, почему, если технология переноса сознания была воспроизводима? Она же позволила и Сержио перенести его в новое тело. Почему не другим, где эти другие? Их сознание законсервировано и находится в базе звездолёта. Ничего об этом не сказано). Известно, что на корабле находится биоматериал.
Проходит много земных лет. Перед нами картина нового мира, великолепного города, населённого людьми. Это – возрождённое человечество. Сэм и Сержио на балконе замка. Для людей, которые проходят мимо, они – боги. Богам удалось многое, они воплотили свои самые смелые мечты. Их цивилизация гармонична и прекрасна. Саманта говорит, что они должны уйти из этого мира, Сержио понимает её неправильно, думая, что речь идёт о смерти. Но всё не так. Сэм считает их миссию здесь завершённой, а это значит, что им нужно двигаться дальше во вселенной ради новых целей и новых миров.

  1. Психологическая достоверность

Психология героев воспринимается достоверно, она как бы точнее выразиться, ментально достоверна. Поелику мы понимаем, что перед нами люди с искусственными телами, мозгом из синтетических нейронов, мозгом, продублировавшим сознание (а значит и личности) некогда живших людей. Слава адептам трансгуманизма, они на вершине своей заветной мечты. Коллизия рассказа о том, что планетарная катастрофа подтолкнула учёных гениев к созданию фактически бессмертных организмов не вызывает сомнений. Это жест отчаяния, заставивший разум работать на грани возможного, совершить прорыв в технологии нейротехники и робототехники, видимо, за весьма короткое время. Да, эти люди лишились своих чувственных рецепторов, но обрели практически бесконечно возобновляемые источники энергии, независимые от внешней среды и пищи. Они не испытывают боли, не нуждаются во сне и отдыхе, но что в них помнит другое? И от этого память страдает. САманта как-раз таки демонстрирует эту самую память. Она поверхностна, она не критична с точки зрения сожаления и утраты чувств. Искусственный носитель сознания обладает, по видимому, функцией самосохранения. Он не бросает героиню в открытый космос или реакторный отсек… Искусственный разум преисполнен долгом и ответственностью, он не холоден, не деспотичен, он даже наделён такой вещью, как привязанность, чем-то сродни тому, что раньше люди называли любовью.

  1. Терминология и антуражность

С этим у автора всё скромнее. Героическая пара – представители науки, он – нейротехнолог или нейроконструктор, она – специалист по терраформации, причём незаменимый. Речь Саманты и Сержио вполне человечная, она не пестрит научными терминами (большинство из них нам знакомы из обычного современного научного обихода, даже не фантастики). Они летят на звездолёте, который вероятно, как и сама технология нейрокопирования, был создан земной цивилизацией, что называется, «на кончике пера», то есть в считанные годы, перед полной гибелью цивилизации. Что это за звездолёт, на каком принципе он летает? Сколько длиться перелётам не ведомо. Для сюжета рассказа это не важно, согласен. Во главе сюжета – психологический конфликт. Да, на звездолёте есть комната, где беседуют герои – это всё. Во второй части рассказа антуражность чуть более описательно представлена. Мы видим новый мир в красках. По ощущениям героев он совершенен. Нам остаётся этому только верить.

 

  1. Основные фантэлементы

Основной фантэлемент рассказа  - сюжетный. Внешние обстоятельства глобально-катастрофического характера приводят людей к новой реальности, в которой кардинально меняются их судьбы, даже их сущности. Ничего из сюжетных коллизий заменить на схожие мотивы из реалистической прозы нельзя. Сюжет оправдывает идею, идея фантастична в основе и она  - один из классических сценариев жанра: наука в состоянии изменить мир через новую судьбу героев. Герои не стали монстрами, герои в высшей степени моральные существа, на них замкнулась надежда цивилизации. Цивилизация доверила им миссию возрождения человечества, принеся себя в неизбежную перед лицом своего физического конца жертву. Саманта и Сержио возрождают человечество на новой планете из того биоматериала, который они везут на звездолёте. Однако целевого фантэлемента в рассказе как такового нет. Вера в могущество науки – это главная идея, но сам рассказ лишь одна из версий развития подобного сценария, версия, можно сказать, утопическая, то ест мы на примере «Сложных чувств» имеем в жанровом определении сюжетно заданную космическую утопию.

  1. Художественная ценность

Художественная составляющая в рассказе решается малыми средствами, описательные характеристики героев и обстановки весьма критически сдержанны, если не просто обеднены. Автор, вероятно, понимает, что прибегать к ярким краскам в данном контексте, неоправданно, ведь сами герои – искусственно обеднённые существа. В чём же тогда символика названия «Сложные чувства»? В моральном выборе героев, вероятно, в ментальной крепости их сознаний, сумевших победить слабости чувственной ностальгии канувшего прошлого. Однако поле для этой победы в рассказе крайне сжато, мы не видим фактической борьбы сложных чувств, все они остаются за чертой многоточия, с которого начинается вторая часть рассказа, вся она оставлена читательскому воображению. Но не всякое читательское воображение пойдёт за автором и будет развивать виртуальный сценарий. Возможно они прожили на звездолёте не один десяток лет или столетий и всё это время их чувства менялись. Может быть они совершенствовались? Но об этом ничего не сказано.

  1. Советы автору

Взвесьте всё это сказанное, возможно вы захотите что-то усилить или уточнит, или добавить к написанному – вам решать. Я задавал вопросы к тексту, к идее, к балансу фабулы (соотношение первой и второй частей рассказа). Не кажется ли вам, что между первой и второй частью могла бы уместиться ещё одна: корреллирующая именно то, что вы назвали «Сложными чувствами».

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх