- Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения
Герой рассказа, некий Камарник, наблюдает за болотом с его извечным туманом, бросает камни да слушает, что произойдёт. Мечтает выпить с Джо. Неожиданно появляется Баловень-кузнец, затевает разговор, спрашивает, что Камарник тут у болота подзабыл. Может, девку ждёт? Так они по весне приходят.
Выясняется, что люди в болоте уходят жениться, уходят и иногда не возвращаются… Так отец Баловня ушёл.
Тем временем на болоте якобы появляется 3 фигуры, и бредут они зигзагами. Кто они: свои или чужие или вообще мочажники? Камарник вспоминает встречу с Вигором, как тот на свой заколоченный дом пялился и пытался влезть в свою старую, мальчиковую рубаху. Мочажники, они ничего не помнят и никого не узнают. Баловень среди них и среди злыдней – отчаянный и охоту устраивает и обретает в тумане тех, кто загоняет. И Камарник вроде бы злыдней не видел, хоть и живёт тут 30 лет. Разговор Баловня продолжается. Баловень напоминает, что надо бы Камарнику жену себе выбрать. Камарник от этой мысли отпрыгивает. Жёны из болота хоть и рожают, за домом следят, но похоже, немые они все. А рожаются дети, так мальчики-то вырастают и остаются, а девочек жёны на болото уносят и бросают, а то и вместе с дочками уходят.
Камарник отходит от берега и более женский призраков не видит.
На следующий день просыпается Камарник, прочухивается и идёт на работу свою: копать фундамент будущему дому Пономаря. А Пономарь-то может намылиться в болото, но может, и не решится – дом решил строить. Камарник вспоминает Чмыху, который тоже на околице дом строил. А потом позвал всех отметить дело, могарыч поставил, а наутро канул, и никто его больше не видел.
Появляется Пономарь. Затевается беседа. Пономарь стыдит Камарника, что тот в церковь не приходил. Камарник ссылается на работу. Пономарь интересуется, успеет ли Камарник до мутузок? Камарник отсылает Пономаря к Баловню, чтоб спросил по части отлова жён на болоте.
Камарник идёт в корчму. Здесь, у корчмы собираются мужики, на мутузки. Начинаются кулачные бои. Камарник в них также участвует. Незлобивые бои, но, однако, и достаётся здесь всем. Стенка на стенку. Побеждают мужики с Кривой балки. Потом все, обнявшись, отправляются в корчму запивать ущербы и брататься. И вот тут Камарник видит, что в корчму забрёл мочажник, отец Баловня-кузнеца. Боровей. С пустыми глазами, ни жизни, ни силы. Злыдень, решают мужики, и начинают его загонять обратно в болото. После идут уж в корчму запивать страхи свои.
И вот что замечает Камарник, что Боровей-то сверлил взглядом жену сына своего, сверлил с некой тоской неизбывной. Туман на болоте манит. Он всех мужиков туда манит. И вот сманивает Камарника, и идёт он в болото другой берег искать. Пока идёт, всё думает, оценивает новую реальность. Вдруг видит впереди женские силуэты.
Расходится туман и выпускает нового человека, пришлого. И женщины с того берега обсуждают событие. Кто-то говорит: а не завести ли ей мужа. Вроде как и лишние они в укладе их жизни, но, опять же, потомство.
А мужик этот, бывший Камарник, выходит к ним и вместо членораздельной речи кричит или рычит так знакомый женщина стон «Ы-ы-ы-ы».
Туман отступает, словно довольный свершённым превращением. Всё, конец истории.
- Психологическая достоверность
Она хороша. Она хороша, потому что рассказ написан отменным языком, литературным, образным, ёмким. Всё прорисовывается, всё проступает ясно. Картина отчётливая, несмотря на туман. Тот берег, этот берег. Тут мужчины, там женщины. Но это в конце становится ясно. А по ходу происходящего – всё через сознание главного героя. Чем тут живут люди, как живут? Да, странно. Странно, что никто не задаётся вопросом, как давно это началось? Тридцать лет, пятьдесят или уже все сто. Может, больше? Да, мир рассказа впечатляет. Параллели со стругацковской «Улиткой на склоне», с «Лесом». Но это ведь только параллели. Запараллелить можно любые сходные миры, при желании.
Язык рассказа своеобычен, акцентированно своеобычен, но это потребность выбранной стилистики и идеи: показать мир изнутри сознания воспринимающего героя. Его образами, его оттенками мыслей, заведомо, ограничивая героя, обуживая тем сознанием, которое могло здесь состояться, сложиться. Никак не шире. Никак не глубже. Из сердцевины. Однако, как чётко и вместе с тем таинственно складываются пазлы. Логичность происходящего открывается в самом конце. Автор ничего не объясняет. Он показывает, а логика собирается. Логика мне, например, нарисовала картину постапокалиптического мира, где-то в глухой тайге, где задействован какой-то туман-мутаген. Оказываясь в его среде-атмосфере, разум человека меняется, речевые навыки исчезают. Меняются какие-то привычные людям разумные качества. И этот туман к тому же в результате своей локальной деятельности разделил мир на два гендерных берега – мужчин и женщин. Каждый берег живёт своим укладом, по своим правилам. Да, это жутко. Картина, страшная на самом деле и безнадёжная к тому же. Люди, мужчины или женщины, подвергаются некому мутагенному воздействию и теряют память. Теряют язык, теряют прежний опыт. Может быть, это эксперимент. Может быть. Об этом ничего не сказано. Да и нужно ли говорить?
- Терминология и антуражность
Нет вопросов. Терминология своеобычна, она следствие развития этого мира на болоте: мочажники, злыдни, мутузка… Имена как прозвища. Правда, в списке имён фигурируют и некий Джо, и некий человек с армянской фамилией. Зачем это сделано? Да вот видимо, для того и сделано, чтобы показать, что мир несёт отголоски некоторого общего для всех народов прошлого. Перемешало их здесь. Перемешало и оставило жить на одной территории.
Антуражность напоминает русскую деревню. Глухой лес, болото, дома скорей деревянные, но для них зачем-то надо рыть яму для фундамента. Значит, используются и камни, и, возможно, какой-то бетон или какой-то скрепляющийся материал. Технология не прописана.
- Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента
Основные фантэлементы рассказа антуражные и сюжетные – это, я думаю, и так очевидно, а вот целевой фантэлемент, собственно, один – туман. Но это не сразу становится понятно. Как же можно сформулировать идею для этого фантэлемента? Мы не знаем предыстории мира на болоте, не знаем, где он находится. Мы видим только его работу – иначе, видим следствие, вытекающее из события: Камарник ушёл и изменился. Изменился навсегда. Такая же судьба постигала и его предшественников. Тумана боятся. С ним ведут себя суеверно. Никто не задаётся вопросом, откуда он. Мужики уходят за жёнами, женщины за мужьями. Те, которые выходят из тумана, по разные берега болота, уже как бы и не люди. Но неразумными совершенно их нельзя назвать. Бессловесные жёны ведут хозяйство, рожают. Так же, наверно, ведут себя и мужчины на женском берегу. Кто-то остаётся на болоте, кто-то погибает. Проверить это, опять же, невозможно.
Итак, туман – это непознанная субстанция со своей программой, она приспособила людей под свои цели. Она страшна. Люди этого не знают и продолжают жить как всегда. Порочный круг, который неизвестно когда разомкнётся.
Идея рассказа: непознанное может поработить людей настолько, что они этого не заметят… приспособятся, и никто не захочет или не сможет выйти за порочный круг привычности.
- Художественная ценность произведения
Думаю, она вытекает из всего вышесказанного. Творчество Максима Лыкова для меня отмечено особой печатью. Он глубокий и интересный автор. Его миры разнообразны, они задают множество вопросов, на которые, как правило, хочется отвечать. Доискиваться правды. Стремиться к пониманию. Это главное. Максим – состоявшийся фантаст.
- Советы автору
Один совет я бы в отношении данного рассказа предложил: Камарник выходит на женский берег, а в его руках… кусок обшивки самолёта или космического корабля. Он его просто тащит с собой. Нашёл на болоте, удивился такой находке да решил прихватить. А на берегу женщины из таких кусков… сложили целую пирамиду… и даже какого-то ожка сверху поставили…