Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Оливии Шеппард «Бежать» (2023 год)

Рецензия на рассказ Оливии Шеппард «Бежать» (2023 год)

  1. Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения

Она бежит через лес от инопланетных преследователей, которых окрестили охотниками. Они появились из космоса: 7 огромных кораблей остановились на орбите Земли. Затем 6 из них опустились на поверхность планеты в разных частях света. Они вышли на сеанс связи и сообщили: «Верните нам Нимб. У вас пять оборотов». Время истекло. Тогда появились охотники, стреляющие отравленными дротиками с неизвестным вирусом. От них можно было укрыться только в пещерах или подвалах.

Она бежит не разбирая дороги, её мучит жажда, а страх не даёт передышки. Она выбирается на дорогу. Есть шанс встретить попутку. Беглянка плетётся по разделительной полосе. Она вспоминает день, когда истекло время ультиматума для землян. Правительства мира объявили красный уровень угрозы, мобилизовали войска и спецслужбы, но мер оказалось недостаточно. Люди выметали магазины, устраивали погромы и драки…

Их космические корабли неуязвимы, напоминают пирамиды со сглаженными углами. Охотники – металлические шары с необычайным гулом – перемещаются по воздуху, отстреливаются и возвращаются на базу. Пришельцы требовали вернуть им Нимб. Счёт заражённых людей шёл на сотни тысяч. Военные организовали карантинные зоны, развернули полевые лаборатории со светилами медицины. Потом заражённые стали умирать.

Ника (так её зовут) тогда тоже получила дротик, но осталась жива. После первой волны атак пришельцы стали ожидать, когда умрут заражённые.

Вторая волна охотников была не такой массовой. Вирус как бы доработали, теперь он стал ещё и заразным, и смертоносным, и скоротечным.

Преследователь выходит на неё, зависает на небольшом расстоянии, она в аффекте кричит, чтобы тот стрелял и проваливал. Шар мечет стрелу, жертва стоит на ногах. Девушка выдёргивает дротик. Обычно шар после попадания улетает, но этот ведёт себя по-другому. Он плавно подлетает. Ярким лучом осматривает беглянку и стреляет по ней ещё тремя дозами. Один дротик она вытаскивает из живота, до остальных не успевает дотягиваться. Судороги сводят её тело, девушка проваливается в мягкую бездну забытья. Что-то трещит снаружи, но она сдаётся – закрывает глаза: «Я не могу больше убегать». На этой мысли рассказ обрывается.

  1. Психологическая достоверность

Разумеется, она есть. Чувства беглянки все проявлены. Ника на грани потери сил, отчаяния и даже безразличия к себе. Позади неё страшные события, впереди неизвестность. Она вспоминает день, когда корабли пришельцев появились на Земле, как объявили своё таинственное требование и начали заражать землян смертельным вирусом.

В последний момент встречи с шарообразным охотником Ника демонстрирует волю и презрение к врагу и теряет сознание, получив 4 отравленных дротика.

  1. Терминология и антуражность

Динамика бегства раскрыта и показана зримо, пространство нигде не схлопывается, не пропадает. Хотя вся сценка и длится минут десять, но это правильные 10 минут.

  1. Основные фантэлементы

Основной фантэлемент – сюжетный, и в нём проглядывает идея. Инопланетный враг-завоеватель истребляет людей с карательной миссией, наказывая их за какое-то то ли присвоение, то ли воровство артефакта с названием «Нимб». В переговоры притом завоеватель не вступает, свою позицию и миссию не объясняет. Никакой догадки по этому случаю в размышлениях главной героини не строится, она просто затравленный, теряющий силы зверь.

Человечество если не сдалось, то уже подавлено. Ни учёный мир, ни военные, ни политики ничего сделать не в состоянии. Дух сопротивления подавлен. На его месте презрение и безразличие. Борьба за жизнь приняла форму бегства, но и бегство не спасает. К сожалению, ввиду того, что рассказ – лишь вырванный фрагмент из романа, его логика не достроена, не завершена. Целевой фантэлемент не появляется: идейную формулу вывести невозможно.

  1. Художественная ценность

С точки зрения стилистики рассказ написан хорошим языком. Резануло только выражение «на автомате»: слишком оно сленговое здесь и как-то коробит ухо.

Говорить о художественной ценности отрывка сложно. Да, вот положен мазок на полотно, он часть некой единой картины, целостность которой мы не видим. Мазок густой, драматический, психологический, но и не более того. Закон короткой формы обязывает к фабульной завершённости. В этом прелесть короткой формы. Отрывок что-то обещает, на что-то намекает. Но он остаётся отрывком…

  1. Советы автору

Советов автору нет. Пожелание одно: присылайте на семинар законченные произведения.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх