Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Александра Донского «Дик» (2023 год)

Рецензия на рассказ Александра Донского «Дик» (2023 год)

  1. Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения

Уэст-таун. Контора детектива. На приём приходит напуганная молодая женщина по имени Рейчел. Детектив предлагает бокал с бурбоном. Она берёт бокал в руку, во второй руке у неё перчатки. Садится и начинает рассказ.

Она подозревает, что её муж Джейкоб Смит (юрист) хочет её убить. История личной жизни касается времени, когда он, ещё студент, добивается её руки, а родители-баптисты дают на это согласие. Пара переезжает в Чикаго, селится в дешёвом квартале, а муж начинает экономить деньги на семье. Копит их для какого-то вклада. Рейчел приходится самой вести хозяйство. Отношения их портятся до того, что он однажды ударил её. Третьего дня Джейкоб приводит на ужин мужчину по имени Майкл Фрай, назвав его своим новым деловым партнёром. Фрай хвалит Рейчел. За столом она обмолвляется, что интересуется физикой, а мистер Фрай любопытствует, не читала ли она статью об опытах Генриха Герца. Всё это время Рейчел замечает, как мрачнеет её супруг. Под конец вечера Джейкоб сухо выпроваживает Фрая, сам же сообщает, что будет нынче спать один, на диване в гостиной. Женщина чувствует злобу супруга и пытается попросить у него прощения. Джейкоб отправляет её в спальню вымаливать прощения у Господа.

Посетительница рыдает, детектив интересуется о её подозрениях, выясняет, что Майкла Фрая больше нет в живых. Его тело находят в озере со страшными следами насилия, у него выстрелом чуть ли не снесено лицо. К делу подключается полиция.

Детектив спрашивает, не подозревает ли полиция в убийстве Джейкоба Смита. При допросе женщина не сообщала полиции, что её муж в ночь убийства не находился в спальне, а спал в гостиной, соответственно, о его перемещениях она ничего не знала. На следующий день после посещения полиции муж, вернувшийся домой, меняется характером, проявляет к ней милое внимание, жизнерадостен и обходителен и даже предлагает вернуться ко вчерашней беседе об электродинамике.

Детектив выражает опасение и спрашивает у Рейчел, нет ли у неё возможности временно поселиться вне дома. Рейчел сообщает, что Джейкоб уже собрал их чемоданы и они уезжают в Детройт. Детектив просит женщину подыграть супругу, а сам он сядет в тот же поезд и проследит за её мужем. Он протягивает Рейчел конверт, который прежде извлекает из несгораемого шкафа. На конверте сургучом, но без клейма надпись: «Вручить Рейчел Смит. Вскрыть через 24 часа после получения. Не показывать Майклу Фраю». Женщина покидает контору детектива.

Новая сцена: детектив прибывает на вокзал. В зале ожидания он находит взглядом свою нанимательницу. Её руку крепко сжимает молодой худощавый мужчина в чёрном пальто. Поднявшись в вагон вслед за парой, детектив прикладывается на своём месте к бутылке скотча и быстро засыпает. Время сна для него – способ осуществить задуманное.

Просыпается детектив в совершенно ультрасовременном вагоне, спрашивает у сияющего проводника, какой нынче день, получает ответ: 7 мая 2163 года. Детектив выходит из вагона, ощупав под шляпой голову, где по всей поверхности черепа обнаруживаются шишечки пульсирующих нейроузлов Пикмана. Детектив заказывает на терминале такси на магнитно-шарообразных колёсах. Поменяв облик голограммы водителя, детектив заказывает маршрут: колумбарий Горация Доджа – циклопическое здание, взлетающее в небо с таким же успехом, как и закапывающееся в землю на множество этажей. Клерк колумбария интересуется целью посетителя, детектив сообщает, что хотел бы навестить супружескую пару Рейчел и Джейкоба Смит, умерших почти 300 лет назад. Применив хитрость на прохождении теста Крауса – Лебедева, а именно сбив с толку тонкую аппаратуру честным ответом, что он детектив из 1867 года, наш герой получает разрешение пройти в галерею колумбария. В лифте девушка-голограмма рассказывает посетителю, что нынешние технологии погребения даже позволяют поговорить с усопшим и это стало возможным благодаря открытию выдающегося биолога Рудольфа Пикмана и особой технологии «анимус», разработанной компанией «Фрай солюшнс». Детектив просит голограмму побольше рассказать о компании «Фрай солюшнс».

Эта компания была создана в 1867 году в Детройте и называлась «Фрай и партнёры». Первоначально занималась скупкой патентов на изобретения в области электротехники. Её новый глава Джейкоб Смит после трагической смерти основателя компании сохранил для истории его имя – Майкла Фрая.

Детектив спрашивает, где было похоронено тело Майкла Фрая. Гид отвечает, что здесь же, в колумбарии. К большому сожалению, биоматериала, пригодного для восстановления структуры ДНК и выращивания нейроузла Пикмана с подключением к программе «Анимус», не сохранилось.

На последний вопрос о том, кому Майкл Фрай завещал свою долю в компании, детектив получает ответ, что доля была завещана Рейчел Смит.

Детектив находит заветную пару в усыпальнице, нажав кнопку с изображением глаза и вписанной в него буквой «А». Сняв шляпу и надев на голову спецаудиогарнитуру, вступает в разговор с Рейчел Смит, которая, судя по табличке на усыпальнице, умерла через неделю после приезда в Детройт.

Сняв гарнитуру, детектив, как настоящий паранормал, обращается к мысленной связи с Рейчел. Он чувствует себя виновным в том, что оставил женщину одну и так заставил прожить свою судьбу. Голос Рейчел в мыслях детектива отвечает, что им более не следует выходить на связь, что ровно через 24 земных часа всё будет кончено. Джейкоб Смит обо всём знает.

Благодаря наитию паранормал-детектив соображает, что ему необходим билет на Марс. Не случайно в словах Рейчел прозвучала фраза о «24 земных часах» – она жива.

Нажав кнопку на второй усыпальнице, он задаёт вопрос: «Джейкоб Смит, это вы убили Майкла Фрая?» Вместо ответа он слышит жужжание роя шершней и, отшатнувшись от усыпальницы, испытывает панический ужас. Собравшись с духом, задаёт второй вопрос: «Сэр, вы и есть Майкл Фрай?» После этого урна за стеклом усыпальницы разрывается и её резервуар заполняется бурым облаком дыма. Интуиция подсказывает детективу быстро покинуть это место, прервать контакт, что он и делает, ударив по кнопке с буквой «А», отключив «Анимус».

Детектив направляется в космопорт шаттлов Детройт-3.

Новая сцена: детектив пробуждается и обнаруживает себя вместо камеры гибернации внутри контейнера, растянутым на металлических стропах. Весь контейнер заполнен человекоподобными конструкциями с хромированным покрытием и гидравлическими суставами. Вспомнив о первом правиле амнезии, детектив смотрит на свои руки. На одной из рук, отполированных до зеркального блеска, вытравлены символы «ФКД-3186». Раздаётся голос: «Контейнер 8509, один из андроидов активирован». Слышится ещё один голос, как сказано у автора, «гораздо более женский». Голос приказывает привести андроидов в зал войны. На мысленный вопрос, какой сейчас год, детектив получает ответ: 2374-й.

События происходят на оперативной базе «Кронос-1» неподалёку от вспомогательного раскопа компании «Фрай индастриз». Пройдя вереницу коридоров с раздвижными дверьми, детектив отказывается в просторном зале, заставленном голографическими экранами. Здесь в центре на окружённом поручнями пьедестале стоит андроид, одетый в белый медицинский халат. Обнаружив гостей, андроид хватает импульсный пистолет, спрашивая: «Кто вы такие?» Детектив отвечает, что он здесь по просьбе клиента, нанявшего его в 1867 году для частного расследования, что у него есть дар перемещаться во времени в тело другого человека и не только человека. Становится ясно, что андроид в медицинском халате – это и есть Рейчел. Она подводит детектива к объёмной карте и показывает изображение каньона, открытого на Марсе. Стены каньона обживает грибница, названная fungus aranea. Это материнская особь, а её плоды внешне напоминают огромных членистоногих, и они полностью автономны. Эти существа разумны и выделяют особые споры, служащие проводником психической энергии. Когда одно из плодовых тел погибает, оно способно перенести своё сознание в другое тело, включая человеческое. Детектив говорит, что уже сталкивался с этими спорами в 2163 году. Рейчел рассказывает, что скафандры на Марсе оказались уязвимы, человечество создало военных андроидов без сознания и fungus aranea нечего было им противопоставить. Коренной народ Марса оказался под угрозой уничтожения. Детектив говорит, что у него есть сознание и у Рейчел тоже есть; каким же образом её муж превратился во Фрая, как последний обрызгал Джейкоба спорами в 1867 году? Рейчел вынимает из едва заметной заслонки у себя на животе конверт, в котором лежит стопка листов из жёсткого пластика со множеством чертежей, графиков, формул и таблиц. Она продолжает свой рассказ.

Изучая феномен переноса сознания fungus aranea, земные учёные обнаружили явление, которое назвали «волны анимуса». Эти колебания психической энергии пронизывают не только пространство, но и время и так соединяют существа, наделённые общим сознанием в разные эпохи. Телепатия и предсказания будущего – примеры эффектов волн анимуса. Так что это явление человечество знает очень давно.

Детектива озаряет: человек из Чикаго 1867 года, паранормал из 22-го века и нынешний боевой андроид – один и тот же человек. Рейчел подтверждает: одно и то же сознание, которое существует непрерывно в телах разных носителей. И ещё нейроузлы Пикмана есть у всех людей, а нервные ткани fungus aranea только из них и состоят. Их экстракт – выделяемые споры.

Рейчел обращает внимание детектива на 9-й лист с информацией, что, когда люди обезвредили большую часть тел захваченных fungus aranea, те применили новую стратегию: они отправили свои сознания в прошлое в тела человеческих носителей-предков. Одним из таких носителей был Майкл Фрай. Основанная им компания ответственна за первый контакт с fungus aranea. Компания эта вырастила новые нейроузлы специально для андроидов. Так fungus aranea обрели контроль над оружием землян. Однако в процессе переноса сознания fungus aranea также теряли свою идентичность, а люди, их носившие, утрачивали воспоминания о своём врождённом предназначении. Майкл Фрай похитил личность Джейкоба.

Детектива осеняет снова: Рейчел с сожалением говорила о судьбе, постигшей марсианских жуков, а перед так называемой смертью Фрай назначал Рейчел наследницей. Она человек-жук! Рейчел признаётся, что детектив также прямой носитель и наследник fungus aranea, т. е. древний разумный представитель Марса, и что ровно через 24 часа их союзники среди людей приведут в действие кобальтовую бомбу – жизнь на планете Земля будет уничтожена, а вместе с ней и угроза их марсианскому народу.

Детектив сбивает с ног Рейчел и говорит, что ему плевать на эту объявленную идентичность, что ему нужно вернуться в 1867 год и предотвратить на Земле появление компании «Фрай индастриз». Тогда и будущая война будет предотвращена.

Рейчел смеётся в глаза детективу. По её убеждению, человечество вечно стремится к территориальной экспансии, в то время как марсиане, fungus aranea, стремятся к экспансии психической. Эти два вида существ не уживутся вместе. Она призывает его встать на защиту своего народа. Детектив отвечает, что не желает выбора между тем, кому погибать, а кому нет. Его задача была спасти женщину из 19-го века и ничего более.

Прислонив её голову к своей, он приставляет пистолет к хромированному виску и нажимает курок.

Смена картинки: мы снова в 1867 году. Рейчел и детектив в конторе. Он достаёт конверт из несгораемого шкафа и разглядывает его. Потом спрашивает посетительницу, верит ли она в Бога и почему спасение и искупление всегда следуют за искушением и испытанием. Детектив выносит вердикт: опостылевший муж превратится в приятного во всех отношениях мужчину, сама она получит крупную долю в юридической компании, но ей следует немедленно подать на развод, уехать к родителям, не подписывать никаких документов и ни в коем случае не ехать в Детройт, а по поводу её мужа он, детектив, сообщит нужным людям. Женщина собирается уходить и делится воспоминанием о своём странном сне: будто она стоит в блестящем платье посреди красной пустыни и на неё сверху взирает небесное око. Конец истории.

Ух! Вот ведь до каких сюжетных лабиринтов может доводить увлечение фантастикой. М-да-с.

 

  1. Психологическая достоверность

При всей сюжетной накрученности рассказа говорить о сильной психологичности показа героев, их переживаниях, эмоциональных всплесках не приходится. Сюжет увлекает, события наращиваются по принципу ступенек до сброса к новой реальности, где нужно пройти и снова оказаться в изменённом пространстве. Главный герой-детектив действует в соответствии со своим очень далеко очерченным планом. Он собирает для нас происходящее, удерживая и не давая рассыпаться на части, хотя его логика и интуиция не угадывается заранее; в критические минуты мы обретаем понимание, и нас влечёт дальше до разгадки всего сложного ребуса, где в игру вовлечена такая идея, как переход сознания, да ещё во времени. По этой причине, скользя по хорошо написанному тексту, мы не слишком озабочены психологическими коллизиями, происходящее интересно само по себе.

  1. Терминология и антуражность

Этого в рассказе достаточно. Но перегрузки нет, все термины проясняются по ходу дела, все технологии раскрываются, по крайней мере их внешняя суть нам становится понятной. Рассказ несёт в себе заряд хорошего наукообразия, что и должно быть присуще данному жанру – НФ-детективу с элементами хроноперемещений и «кибернейронного панка».

Нейроузлы Пикмана, технология «анимус», способности fungus aranea – всё выглядит увлекательно, и воображение с удовольствием дорисовывает картинки истории Земли и Марса, войны цивилизаций, приращивая эту допреальность как необходимое действие.

Антураж всех мизансцен ёмкий, детализированный, нет выпадающих в пустоту сценок, нет неопределённой описательной затянутости. Контора, поезд, колумбарий, марсианская база – всё зримо и ощутимо. Герой-человек вдруг превращается в андроида, и ясно, что это движение во времени. Только после становится понятно, что движение во времени одного сознания с разными носителями.

 

 

  1. Основные фантэлементы

Основной фантэлемент – сюжетный. Исключить или упростить что-либо в данном сюжете невозможно, не упрощается картинка до бытового реализма. Автор уверенно ведёт тему к развязке, и развязка показывает нам сформировавшийся целевой фантэлемент.

Целевой фантэлемент: открытие и контакт с инопланетной расой может нести в себе чрезвычайно сложный психологический конфликт, даже ускользающий от нашего внимания, с массой драматических последствий, включая нашу цивилизационную самоидентификацию.

  1. Художественная ценность

Рассказ по-настоящему фантастичен, идейно многопланов и в достаточной мере художественно инкрустирован. Первоначальное чувство, что идея к концу повествования кажется пережатой, вскоре пропадает, поскольку достраивается логика происходящего, а именно конфликтом цивилизаций, идущим из будущего в прошлое, прорастающим в этом прошлом. На выручку герою приходит временной парадокс, и этот парадокс обещает изменения истории Земли. Так ли это? Вопрос остаётся открытым. Но он и должен оставаться открытым, поскольку мы всё же не властны над тайнами времени, наши знания здесь обрываются. Победит ли герой, повернувший колесо времени на 360 градусов, вернувшись в исходную точку? Пусть читатель отвечает на этот вопрос, каждый по-своему.

  1. Советы автору

Советов автору отдельных нет. Мир, который он построил в рассказе, интересен, несёт в себе высокую цивилизационную нагрузку и философичность. Что может быть важнее для фантастики как жанра?

Вопрос автору: почему рассказ называется «Дик»? Это имя героя, которое не называется в тексте?

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх