Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Александра Донского "Вахта" (2022 год)

Рецензия на рассказ Александра Донского "Вахта" (2022 год)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Герой рассказа обнаруживает себя в некой комнате с таймером на столе. Герой одет в спецовку канареечного цвета. Он слышит голос и видит через проём в стене своего товарища, одетого как и он. Товарищ представляется именем Тревор. Герой вспоминает себя. Его зовут Андерс. Он с ужасом понимает, что не может вспомнить свою историю. Тревор успокаивает его и говорит, что уже энное количество лет за Андерса в качестве его памяти работает компьютер. Андерс встаёт и осматривается. Замечает на потолке решётку вентиляционной трубы; консоли с экранами и красным кнопочным телефоном, какие-то несгораемые шкафы и символ на железной двери – каплю.

Тревор берёт на себя миссию восстановить память Андерса. Выясняется, что уже полторы сотни лет как на Земле царствует Омнинет – цифровая сеть планетарного масштаба, а основная технологическая фишка этого проекта – имплантированный прямо в мозг интерфейс. Начальные миллионы пользователей электронных грёз выросли до всего населения планеты. Циклопические башни-конденсаторы заключили пользователей в контейнеры с физраствором, со всей периферией жизнеобеспечения, и дальше – добро пожаловать в виртуальный рай!

Тревор сообщает ещё одну неизбежную правду: чтобы весь этот бред работал, нужен обслуживающий персонал и Андерс – один из внешних работников Омнинета. Тревор сообщает, что не так давно Андерс был одним из «виртупрахов» сети, где ублажал фантазию с женщинами, объявившими его богом. Андерс удивлён, что не помнит таких событий. По рассказам Тревора, система периодически отключает некоторых пользователей и вот они-то и пополняют ряды технарей-наблюдателей.

Андерс приступает к работе. Его рабочее место теперь называется 54 КП-112. Это номер – замена имени.

После небольшого тренинга Андерс осваивается с работой, у которой есть технические тонкости, например перезагрузка маршрутизатора или проверка силового реле капсульного кластера. Тревор благословляет напарника, которому предстоит вахта 12 часов. Тревор уходит в свою комнату. Андерс слышит лязгающий звук железной кровати. Усаживается за пульт и первым делом решает заглянуть в интимный мир какого-нибудь случайного пользователя – для начала молодой девушки, принявшей образ голубой кошки.

Насмотревшись сердечек и звёздочек, летающих в воздухе в воображении этой девушки-кошки, Андерс находит нового кандидата, на сей раз парня, который в образе человекоподобного робота продвигается через мегаполис, круша всё на своём пути.

В следующей капсуле обнаруживается бог и царь высокого холма, сложенного из тел обнажённых женщин. Появившийся в этот момент Тревор деловито сообщает подсматривающему Андерсу, что настоящая фантазия принадлежит не парню, а одной из его рабынь-наложниц.

Андерс то ли негодует, то ли недоумевает, как и почему человечество согласилось добровольно запечатать себя в банки. Тревор говорит, что виной всему тот парень, который изобрёл это для людей, и повторяет его коронную фразу: «Это просто работает». На вопрос Андерса, как давно здесь работает его напарник, Тревор отвечает: очень давно.

Вскоре Тревор исчезает. Его нет ни в диспетчерской комнате, ни в санитарной подсобке,.. Пропадают его личные вещи и даже коллекция самодельных фигурок, сделанных самим Тревором из различных радиодеталек.

Отдежурив ещё 12 часов, Андерс берёт кнопочный телефон на консоли и сообщает о проблеме исчезновения напарника. Голос в трубе говорит, что по правилам Омнинета у диспетчеров не бывает никаких напарников. Андерс продолжает разговор с куратором, описывает внешность Тревора и узнаёт, что он один из метадиссидентов, что он какое-то время нёс вахту диспетчера, но отказался возвращаться в Омнинет и с тех пор проникает в рабочие зоны, морочит голову диспетчерам и исчезает накануне служебных проверок. Куратор сообщает, что знает о необычном хобби Тревора, тех самых самодельных фигурках из проволочек и деталей. Андерс соображает, каким образом Тревор мог уйти. Взгляд его останавливается на сетке вентиляционный трубы. В этот момент на месте санитарной комнаты вдруг возникает ярко освещённая кабина лифта. Так в сюжете появляется новое действующее лицо – Итан, психолог.

Итан заявляет, что у Андерса симптомы психического заболевания и он может перепутать реальность и метареальность. Более того, и это должно послужить откровением Андерсу, он не покидал Омнинет, его не отключали от системы, он пребывает в индивидуальной сенсорной индукции, смысл которой – работа помощи пользователям – и есть его личная цель, личная метареальность. И для достижения максимума ощущений Андерс попросил стереть себе лишние воспоминания. Омнинет воплотил мечту Андерса, снабдив его иллюзией архаичных технологий диспетчера, которые самому Омнинету уже давно не нужны.

Андерс чувствует оторопь от общения с Итаном, способным управлять сознанием, точнее легендой личности. Андерс не верит, он убеждён, что вещественность его мира сильнее разных звёздочек и сердечек. Итан сообщает, что Андерсу будет возвращена память, что Андерс уже обрёл невероятную популярность в Омнинете за эксперимент по работе диспетчером. Итан предлагает Андерсу войти с ним в кабину. Андерс отказывается. Итан говорит, что метареальность для Андерса стала добровольно выстроенной тюрьмой, из которой нет точки выхода. Жизнь его может превратиться в бесконечную вахту в лабиринтах технических помещений концентратора. Андерс выламывает сетку-заглушку вентиляционной трубы и скрывается в ней.

Он слышит голос Итана, пытающегося его образумить словами, что есть только одна объективная реальность и она – Омнинет. Голос Итана звучит всё тише, и, когда исчезает полностью, рука Андерса наталкивается на что-то острое. Ощупав предмет, он узнаёт фигурку оленя, собранную Тревором из деталек полевого транзистора. Конец истории.

  1. Психологическая достоверность

Рассказ в жанре киберпанк-антиутопия. Где-то рядом ночует классическая «Матрица» с Нео, Морфиусом и агентом Смитом. Параллель очевидна, хотя и развивается в другом сюжетном русле. Главным вопросом героя остаётся выбор его личной памяти, его сознания. К счастью, никто не предлагает ему синей и красной таблетки, хотя фигурально это происходит в виде рассказа Тревора – сетевого диссидента Омнинета. Герой не психологический, а лучше сказать, сенсорный овощ. Сознание его развёрнуто на ту реальность, которая его окружает. У него частичная амнезия, и откровения Тревора вызывают у Андерса не слишком яркий эффект разорвавшейся бомбы, во всяком случае взрывная волна контузит героя правильным образом: неужели теперь так всё? Не «почему так всё» и не «кто виноват», хотя ответ и прозвучал, что есть виновник, изобретатель Омнинета. Андерс принимает свою реальность – он диспетчер, обслуживающий сеть. Но ему становится интересно, что переживают те, кто отдался ей целиком.

Опыт приобщения к индивидуальному сенсорингу не доставляет ему никакой радости. Мы переживаем с героем эти несколько минут и понимаем его растерянность. Где-то на периферии сознания Андерса зреет протест против метареальности.

Но вот исчезает Тревор – человек, назвавший себя напарником. Исчезает бесследно со всеми следами своего материального пребывания. Что происходит? Кто-то забрал у него кусок реальности. Он должен задать вопросы системе, в которой работает.

И система начинает его водить за нос, подпитывая ошеломительной правдой, что нет никакой архаичной диспетчерской службы и так далее и так далее. Система говорит, что может спасти своего запутавшегося пользователя и вернуть его в цифровой рай. Андерс в конечном итоге находит, что этот путь ошибочен.

Психологическая достоверность в рассказе присутствует, и передана она через сознание героя если не блестяще, то убедительно. Финал радует: герой сделал свой выбор, презрев уловки и обманы сети. Но так ли это? Автор подспудно задаёт нам вечный вопрос: чему верить? Верить приходится фигурке транзисторного оленя, сделанной Тревором. То есть верить приходится легенде сетевого диссидента, который на самом деле открыл чакру памяти, совести и разума героя рассказа.

  1. Терминология и антуражность

Антуражность в рассказе камерная и в прямом, и в переносном смысле. Её можно сравнить с диспетчерской аэропорта, а лучше сказать, с помещениями службы видеонаблюдения какого-нибудь завода. Консоль с телеметрией, нехитрые пульты и, да, вот красный телефон для экстренной связи с руководством. Что же, эту реальность, по версии сети, спроектировал сам Андерс, или в очевидности она такова? Читательское воображение на застревает на описаниях места действия. Характеристик мало, но они узнаваемы. Только появление в конце лифта вместо каморки становится подарком Омнинета. И снова вопрос: это фокус или реальность?

Также не ясна реальность персонажа Итана. Он тонкая голограмма или человек? Он не имеет внешности, говорит в рассказе и как бы не двигается. Возможно, автор сознательно добивался такого эффекта.

Терминов особо новых не так много: Омнинет, башни-концентраторы… Далее следуют термины компьютерные и игровые: перезагрузка маршрутизатора… Отдельным вкраплением звучит термин «метадиссидент», а также «индивидуальная сенсорная индукция» – что, безусловно, добавляет научности в рассказ.

  1. Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент рассказа – сюжетный. Замена антуража в рассказе похожим антуражем мира близкой к нам реальности полностью развалит произведение. Герой – диспетчер нейросети. Он действует в обстоятельствах этой сети, проясняя для себя и читателя картину мира, антиутопическую по смыслу, замкнутую на искусственную реальность, где каждый индивидуум существует в собственной биокапсуле и проживает индивидуальную сенсорную индукцию – метареальность. Что собой представляет реальный мир, т. е. планета Земля, мы не знаем. Что предшествовало появлению Омнинета, нам неизвестно. Хотя по словам Итана, «пуститесь в бега – тогда перед вами откроется лабиринт технологических помещений концентратора и серая пустошь снаружи». Значит, мир снаружи – серая пустошь. Это всё, что существует за пределами Омнинета. Жуткая картина.

Есть ли целевой фантэлемент?

Александр Донской использует сюжетную канву «Матрицы» (даже с совпадением имени героя) с какой-то целью. Что заставило автора прибегнуть к явной вторичности? Вероятно, желание самому себе задать вопросы, которые его гложут, о понятии реальности мира. Основная идея произведения – самоидентификация героя в обстоятельствах, когда неизвестно, кому верить и можно ли верить себе. Как видим, идею произведения можно описать в нефантастических понятиях. Значит, целевой фантэлемент отсутствует.

  1. Художественная ценность

Рассказ написан на хорошем литературном уровне, это не ученическое произведение, а вполне зрелая работа с философской и психологической подоплёкой, разбираться в которой читателю интересно. Следовать за переживаниями и мыслями героя интересно, невзирая на, как уже было сказано, сюжетную вторичность.

Рассказ во многом, как и вся «матричная» тема в фантастике, – тестовый. Тест звучит так: а как бы вы поступили, как бы вы оценили слова Итана, поступки Тревора, что бы вы предпочли для своей самоидентификации? Рецензент давно для себя решил, что по его шкале все тестовые рассказы попадают в разряд хорошей фантастики. Поэтому «Вахта» – хороший рассказ на известную тему.

  1. Советы автору

Пишите, ищите свой собственный творческий ключ к любым ситуациям. Банально писать у вас не получается, а это безмерно радует.

С уважением, Валерий Гаевский

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх