Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Время читать деньги» (2019)

Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Время читать деньги» (2019)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Условный мир некой пародийной реальности, где бумажные деньги-купюры заменены деньгами-книгами. На эти книги банки-библиотеки установили свои номиналы, создав целую таблицу цен. Некто дон Мигель приобретает продукты в магазине, расплачиваясь книгой Луи Буссенара «Капитан Сорвиголова» и 4-томником Льва Толстого «Война и мир». Курьёзно выясняется, что хозяин не может принять Льва Толстого, поскольку ещё не наторговал столько сдачи. Дон Мигель получает сдачу с Буссенара повестью Г. Мало «В семье», на которую можно купить только пару коробок спичек. Отправляется домой готовить ужин.

Проходит, по-видимому, месяца два, и вот уже двое полицейских с помощью слесаря взламывают дверь в квартиру дона Мигеля. Выясняется, что наш эпизодический главный герой почил в бозе и всё это время мёртвым находился в комнате.

Полицейские намерены использовать слесаря как понятого и подписать протокол осмотра помещения заранее. Слесарь торгуется, но в конце концов подмахивает бумагу и уходит. Полицейские остаются на осмотре и обсуждают событие. Покойник, оказывается, отправился на от свет в процессе чтения «Суламифи» Н. Куприна. Один из полицейских высказывает подозрение, что книга может оказаться роковой, так как подобный случай смерти человека за чтением книги имел место не так давно на проспекте Грёз.

Подозрение рассеивается, поскольку выясняется, что женщина, которую также застали мёртвой, читала другую книгу – «Похождения скверной девчонки».

А случись, что книга одна и та же, можно было бы обращаться в Центробанк-библиотеку с заявлением об исключении книги из денежного обращения. Конец рассказа.

  1. Психологическая достоверность

Малая форма требует особой ёмкости текста и образов, сверхмалая – тем более. Несложно представить себе этот странный мир, где деньги – книги, деньги, которые люди могут читать и постоянно повышать свой культурный уровень. По всей видимости, книжные шкафы в домах людей – это кошельки. Обмен книг, их размен обеспечивается перманентно. Одно совершенно точно сомнительно: что книги, ставшие деньгами, будут кому-то интересны и реально повысят этот самый культурный уровень. По общению полицейских видно, что они не из числа сверхначитанных деньгами-книгами, они просто на работе, не очень приятной работе, которая их не сделала интеллектуалами. Они подтрунивают над слесарем и хотят поскорее завершить свои протоколы осмотра. Вполне убедительная психология.

  1. Терминология и антуражность

Бытовая картина узнаваема. Огромный город с маленькими людьми, в основном бедными, мечтающими найти клад-библиотеку, хотя деньги-книги, если на них не стоит штамп Центробанка-библиотеки, хождения иметь не будут (а это моя версия – будут приравнены к фальшивомонетничеству).

Никаких спецтерминов в рассказе нет, да они здесь и не нужны. Автор не ставил задачу огорошить читательское воображение заковыристой лексикой, но всё же огорошить читателя получилось другим – самой возможностью существования такого мира.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Книги-деньги – это сюжетообразующий фантэлемент. Он вполне чётко работает и тянет за собой весь клубок событий, размышлений героев… Целевой фантэлемент отсутствует. Рассказ – модель: что было бы, если бы? Было бы так, как вообразил автор. Фатум мира реализует себя в некоем социуме. Деньги-книги можно заменить деньгами-открытками, деньгами-картинами и т. д.

  1. Художественная ценность рассказа

Рассказ лёгкий, со стилистическим наигрышем, вызывает чувство нелепости, с одной стороны, а с другой – острой жалости к его героям. Они все пленники ситуации, обойти которую не могут. Они привыкли так жить, они сетуют на дороговизну, удивляются ценовой политике, но не восстают против своей реальности, они ей затянуты. Рассказ не позитивный, как и юмор в нём, но, возможно, в этом есть его главное достоинство и ценность – показать людям, что они пойманы бредовой системой, что они будут до скончания века вариться в этой системе, приноравливаясь к ней. Завтра придумают закон, что каждое утро нужно подниматься на крышу дома и кричать «кукареку» – и люди будут это делать под страхом, что им отключат свет или газ. Бредовые порядки бредового мира, где люди становятся такими же бредовыми. Чудаки-одиночки ещё будут читать деньги, другие – нет, они их будут просто собирать, совсем не догадываясь о цене своих сокровищ.

  1. Советы автору

Советов никаких нет, но есть аплодисменты. Хотя всё же одна версия, возможно, более интересной концовки рассказа у меня сложилась: полицейские, присвистывая и охая, находят в квартире дона Мигеля целую полку «фальшивомонетных» книг, что покажет истинное отношение покойного героя к реальности их бредового мира.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх