Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой "Своими руками" (2022 год)

Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой "Своими руками" (2022 год)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Домохозяйка, мама двух детишек Мэгги возится на кухне, извлекая из шкафа продукты, банки с концентратами, сетует на жутко неудобный шкаф. Думает, что нужно будет заказать другой, с вращающимися полками. Достаёт картонный сундучок с подарком для сынишки. Пьёт кофе и ждёт почтальона. Раздражается включённым телевизором: они с Ричардом договорились экономить энергию. Выключает телевизор. Сдерживается от плевка на пол, сообразив, что вещи нужно беречь, иначе они не будут правильно загружать текстуру материала.

Мэгги получает посылку, распаковывает её, извлекает некий безымянный цилиндр, подносит к его боку телефон и нажимает кнопку. Прозрачное полотно мигает, и на Мэгги с загадочной улыбкой смотрит Джоконда. Ещё щелчок перекрашивает раму под старинное дерево. Мэгги усаживается на диван возле электрического камина, настраивает пламя на синий цвет, листает каталоги, сканирует коды телефоном и попивает модный кофе из зелёных бобов.

Возвращается муж. Разговор. Ричард, по-видимому, замечает новинку на стене. Мэгги нервничает и не хочет затянутого разговора, поскольку ей нужно подготовиться к приходу гостей. Ричард досадует на расточительность жены. Мэгги спорит, она считает, что экономит семейный бюджет. Ричард говорит, что ему надоело возвращаться каждый день в постоянно обновляемую домашнюю обстановку. Супруги друг друга не понимают. Мэгги-де добивается того, чтобы их семья всегда была особенной, а не скучной, поэтому ей так необходимы вещи, которыми можно управлять, меняя их стилистику. Это равнение на моду и все новейшие бытовые технологии. Ричард считает, что от постоянной погони за модой можно добиться только противоположного результата, как раз-таки став похожими на других, и потерять лицо. Несмотря ни на что, Мэгги констатирует про себя, что достигла желанного эффекта: вся мебель, обстановка выглядит как в 50-х годах прошлого века: ажурные салфетки, глубокие кресла, винтажный плакат и даже закуски и напитки – стеклянные бутылочки с красно-белыми трубочками.

Приходят соседки с пирогами: черничным, лимонным и клубничным. Начинается щебет с восклицаниями, восторгами и прочей дребеденью. Ричард идёт по лестнице, которая скрипит, как настоящая деревянная. Заходит в комнату к дочке, попутно заглядывая и к сыну, который возит по мохнатому ковру-полу разноцветные машинки. Ковру, уже перегруженному на новый узор.

Старшая дочка Элли в платье с винтажным узором 50-х, красным в горошек, причёсывает куклу разноцветными расчёсками. Ричард рассматривает маленькую копию их дома в комнате Элли, вспоминает, как покупали этот дом, вспоминает все рекламы по управлению и смене обстановки с помощью телефона. Элли как бы повторяет поведение мамы: наводит телефон на кукольную мебель и тут же получает предложения по её стилю. Тем не менее дочка, кажется, звала его по другой причине. Элли показывает отцу собственное тайное изделие – домик, сделанный её руками, где всё начиная от кукольной мебели с самодельными чехольчиками, пластилиновой еды, скатерти, связанной из пряжи, до куколок в лоскутных одёжках символизирует их семью.

Элли прячет изделие от глаз мамы, потому что последняя расстроится такой изобретательностью дочки. Дочка говорит отцу, что в этом домике живёт уют, тут всё настоящее, а не куплено в магазине. Она предлагает Ричарду разрисовать слепленные из глины тарелочки фломастером, чтобы семья могла попить чай. Ричарда посещает откровение, что их настоящему дому не хватает именно этого – уюта, в котором есть кусочек души всех обитателей, а не слепое следование за модой в бесконечных каталогах. И  плевать, что они перестанут быть в тренде. Ричард достаёт телефон из кармана, набирает номер банка и блокирует свой счёт по переводам за проекты жены.

Всё, точка.

 

  1. Психологическая достоверность

Психологическая достоверность вполне убедительная. Реакции героев, их эмоции в диалогах прописаны чётко, Мэгги ведёт себя как мама и хозяйка дома соответственно. Однако её вкусовые предпочтения гипертрофированы желанием попадать в модные тренды. Поэтому всё вокруг она меняет с периодичностью в несколько дней, если не часов. Соблазнительная перспектива для неустоявшегося сознания: когда нет своего, бесконечно перестраивать чужое. Так можно жить, но это губительно, и это раздражает. Мэгги не замечает, что её страсть, или мания, давно выводит из себя Ричарда и отталкивает Элли. Такое мироощущение можно назвать социально-трендовым мещанством. Мэгги им больна. Она не первая, таков в большинстве окружающий мир. Но всё это можно преодолеть, если начать ценить настоящие вещи, согретые любовью, трудом и личным талантом, то есть если вернуться к традиционным ценностям и поставить надёжный блок бесконечным технологическим ловушкам культуры быта.

Есть надежда, что Элли и Ричард вернут Мэгги к такому пониманию устройства жизни, сохранят и семью, и себя как личности.

 

  1. Терминология и антуражность

Особых терминов в рассказе нет. Всё современно и понятно. Автор заостряет внимание на меняющихся картинках дома: комнат, покрытий, стен, мебели. Этот сознательный приём весьма оправдан. Всё можно сделать посредством телефона: поменять узор, пластик превратить в искусственное дерево, заставить его даже скрипеть. Наверное, технология позволяет и больше, однако и показанного вполне достаточно для обрисовки места действия и внешней динамики.

 

  1. Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент в рассказе, несмотря на доминирование меняющихся декораций, сюжетный. Ключевая фигура сюжета как бы переходит по эстафете. Мэгги – Ричард – Элли. Мэгги и Элли как бы на разных полюсах одной темы благоустройства дома, при этом Мэгги – жертва фантастической технологии волшебных и послушных вещей, а Элли – воплощение традиционных ценностей. Девочка знает, как уберечь семью, сплотить её, объединить любовью. Для этого нужно совсем немного – уют, который примут все члены семьи, а уют внешний потянет за собой уют внутренний. Философский взгляд на эту тему давно представляет определённую дихотомию. С одной стороны, мы говорим, что человека формирует социум, в т. ч. воплощённый в предметах, с другой стороны, есть мнение, что социум – прямое отражение ценностей человека.

Целевой фантэлемент, к сожалению, не формируется, поскольку никакое условие сюжета не является неисключимым. Можно отключить технологии, тогда останутся характеры, модно-мещанская мания Мэгги и идея внутреннего уюта в противовес наносному.

 

  1. Художественная ценность

Рассказ написан с присущим автору литературным мастерством, умелой деталировкой, интонационностью мизансцен. Речь героев характерно окрашена. Рассказ запоминается и имеет значительные приметы тестовой фантастики, во многом благодаря открытому финалу. А что будет дальше? А как поступил бы я на месте Ричарда? Стоит ли идти на поводу у моды и меняющихся технологий, не лучше ли сохранить в незыблемости отдельные вещи, например дом, сделать его таким, чтобы в него всегда хотелось вернуться…

 

  1. Советы автору

Совет, как и всегда для Кассандры, – пишите, творите, открывайте новые темы. Главное, что Вы умеете формулировать цивилизационные вопросы для мира. Это едва ли не самоё сущность фантастики как таковой. Спасибо.

С уважением Валерий Гаевский


Комментарии:

Оставить комментарий
вверх