Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Екатерины Ерёминой «Переход на следующий уровень» (2021)

Рецензия на рассказ Екатерины Ерёминой «Переход на следующий уровень» (2021)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Неисправимый геймер Ян как всегда прикован к своему любимому делу. Он закрылся в своей квартире, накупил пива, отключился от реальности, отгородился от всех контактов, и теперь он счастлив. Он в игре. В игре нового поколения, поскольку, вероятно, подключён к эмоциональному интерфейсу, который симулирует переживания вплоть до фантомной боли. Поэтому переход на следующий уровень требует от игрока некоторого психического напряжения. Ян восхищён виртуальным миром, его возможностями перевоплощения. Так, на долю секунды проваливаясь в темноту, он проходит уровень за уровнем.

Неожиданно для себя Ян понимает, что его сознание переместилось в компьютерного персонажа, а его настоящее тело осталось там, в реальном мире, который по другую сторону экрана. Первоначальная эйфория и восторг сменяются беспокойством, а потом и вовсе паникой, поскольку Яна заботит необходимость вернуться в своё тело, которое стало похоже на покойника. Ян понимает, что телу нужно физическое воздействие – толчок, звонок, какой-то раздражитель…

Ян вспоминает, что очень грубо обошёлся с мамой, поругался с девушкой, которая сказала, что не может смотреть, как её любимый гибнет в игре. Игра тем временем продолжается. Там убивают, сжигают, воскрешают и снова заставляют проходить уровни. В моменты пауз Ян ищет выход на разные аккаунты, пишет друзьям, просит их приехать и разбудить спящего или коматозного – себя. Но все оказываются или считают, что Ян их разыгрывает. Ян размышляет, какой ещё сигнал может сформировать из компьютерного мира и подать в реальный.

Вдруг он видит серую лапу в форточке – это его кот! Кот запрыгивает в комнату, трётся о ноги, а потом и вовсе запрыгивает на колени к хозяину. Сознание возвращается в тело Яна. Вся милая история.

  1. Психологическая достоверность

Мало кто из нас знает состояние выхода из тела, причём, опять-таки, осознанного. Восточные практики называют это путешествием в тонко теле. Достигают этого состояния высокой практикой самадхи. Состояние это описывается подробно, в нём между телом и сознанием продолжает существовать энергетическая связь. Наука не может дать чётких подтверждений этому состоянию. По всей видимости, коматоз – нечто похожее, но значительно осложнённое повреждённой психикой состояние. Не исключено, что виртуальный мир, мир игры, если представить себе наличие и использование тонких эмоциональных симуляторов, может привести человека к такому же результату, когда граница между реальностью и виртуальностью сотрётся и сознание получит технику выхода из тела. В таком случае мы получим заведомое ограничение: сознание будет ограничено миром игры. Так ли это, возможно ли это? Я склоняюсь к мысли, что да, возможно. Об этом снято немало фильмов, написано немало книг. Мир искусственной реальности сейчас ближе к нам, чем мир космический. Цивилизация буксует на месте. Люди готовы отвернуться ответственной эволюции, от потребности изучать настоящие миры, выбрав вместо них бесконечную подмену.

Рассказ написан легко и обладает психологической достоверностью. И хотя автор не впадает в излишний драматизм, ему удаётся показать героя, состояние беспокойства, страха, описать эмоции беспомощности, даже некоторого  отчаяния.

  1. Терминология и антуражность

Никакой отдельной, особой терминологии в рассказе нет. Антураж передан штрихами, опосредованно восприятием героя. Можно легко представить себе любую комнату или квартиру, человека, сидящего у экрана. Мы не знаем, как он выглядит, не знаем его личной судьбы. Он скорее собирательный образ всех геймеров-фанатов.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент рассказа – выход сознания во время компьютерной игры, его локализация и электронном состоянии, в виртуальной реальности. В данном случае мы имеем дел с идейным фантэлементом, не сюжетным, ибо никакими сюжетными коллизиями такое перемещение не подтверждается, не вытекает из них. Момент кратковременного чувства провала в темноту – это не сюжетная коллизия, а психологическая. Но её самой по себе недостаточно, как мне кажется, для обоснования дальнейшей логики событий; вся логика зиждется на авторском допущении, что так возможно, то есть смена реальностей возможна для компьютерного игрока, если он в состоянии настолько отождествить себя с компьютерным героем.

Тем не менее, мы верим в происходящее.

В чём же главная идея произведения, а значит, целевой фантэлемент? Кот спасает человека от его же человеческой иллюзии. Главная опасность – потерять себя в мире искусственных чувств и переживаний, потерять и не вернуться. Живое существо оказывается в роли спасителя при необычных обстоятельствах, но сама по себе данная идея не является фантастической. Энергетика животных – вещь неразгаданная, и то, что произошло с Яном и его домашним котом всё-таки не чудо. Известны случаи, когда кошки будили людей, заставляя очнуться во время страшных снов, наваждений и тому подобного. Таким образом, если заменить, например, компьютерную игру героя просто сном (герой видит себя со стороны и боится не проснуться), мы получаем вполне тестовый, вполне реальный психологический рассказ, историю с забавным концом.

Но целевой фантэлемент всё-таки есть, и он звучит следующим образом: психика человека в столкновении с тайной виртуального мира не познана и несёт в себе множество открытий, возможно даже не самых приятных.

  1. Художественная ценность произведения

Рассказ читается легко, он лаконичен, хорошо передаёт эмоции героев, написан простым языком без стилистических изысков, и оттого  его художественность умеренна, я бы сказал, она полностью подчинена идее, служит ей, но служит хорошо. Рассказ запоминается.

  1. Советы автору

Пишите дальше. У Вас всё получается. Вы умеете усложнить себе творческую задачу, но находите для её решения необычные средства.

 

Валерий Гаевский

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх