Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Режим Бога» (2021)

Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Режим Бога» (2021)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Рассказ идёт от первого лица заядлого геймера, который сидит в баре с приятелем, хлещет пиво и запивает его текилой… Герой рассказывает приятелю, что сломался-де на 67-м уровне «Дума», но, к неожиданности, нашёл в игре «режим Бога», набрав на клавиатуре некую почти абсурдную комбинацию, которую даже не запомнил… В результате на экране всплыло окно с оповещением, что включён режим Бога на 24 часа как в виртуале, так и в реале.

Получив в пользование этот режим, геймер проходит мост над огненной рекой и вырубается. Утром он появляется у себя в офисе, как всегда, впрочем, опоздав, но, о чудо, начальник не ругает его, а сообщает, что выписал премию в размере 2 окладов. Слегка обалдев от приятной неожиданности, герой закрывается в своей комнатухе и решает, что нужно проверить режим Бога ещё чем-то. Вспоминает про продление вида на жительство. Звонит в миграционную службу, договаривается о приёме и, отпросившись у шефа, бежит в контору. Отстаивать в очереди ему не приходится: сотрудница с бейджиком проводит его на приём к офицеру ФМС, и за 15 минут вопрос решается. Тут мы, наконец, узнаём имя героя: Сергей Петрович Ломакин.

Вернувшись на работу, Сергей размышляет, чем ещё себя потешить. От идеи купить билет мгновенной лотереи отказывается. Вспоминает о подруге и её собачках, которые одинаково не переносят выпивших людей. Звонит ей и получает мгновенное предложение навестить её. Едет в гости к Саше, но на предложение заняться сексом прямо сейчас отвечает отказом и смывается в парк принимать на грудь, а после того бежит на вокзал и покупает билет на малую родину, где ждёт его мамаша в протекающем доме, крышу которого он собрался починить.

Приятели выпивают ещё по одной и, по-видимому, расстаются. Сколько остаётся времени до окончания режима Бога? Финал.

 

  1. Психологическая достоверность

Тут есть лишь один нюанс-минус. Как-то уж слишком вприглядку герой отнёсся к образовавшейся возможности пожить в режиме Бога. Не захотел фантазию проявить или на самом деле оказался не готов получать дармовые блага? Спорный вопрос. Однако Сергей Петрович не преминул похвастаться открытием перед приятелем и счёл это занятие куда более интересным, чем секс со своей девушкой. Видимо, то ли совесть в нём взыграла, то ли он девушку вовсе и не хотел (хотя был в тот момент трезв). Автор не раскрывает нам мотивацию поступков героя (хотя я понимаю автора: едва ли бы его сочинение доставило удовольствие его супруге, когда герой от первого лица живописует сцену секса с какой-то там Сашей). Значит, всё правильно, герой ушёл, сменив внутреннюю мотивацию: поменял девушку на выпивку. Поделом ему, взбалмошному счастливчику!

Что же на поверку остаётся сказать о психологической достоверности рассказа? Она задана характером геймера, который по смыслу нигде долго не задерживается. Не задержался Сергей Петрович и в баре.

 

  1. Терминология и антуражность

Здесь всё понятно. Никаких новых терминов или суперкодов судьбы не применено. Автор случайно получил в распоряжение исполнялку желаний, которая быстренько навела порядок в его личном хаосе, хаосе его отношений, долгов и обязательств. И вроде бы даже хаос рассеялся, заменённый памятью о проблемах далёкой матушки.

 

 

  1. Основные фантэлементы, поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент – сюжетный: дар герою на ограниченное время. Трудно быть Богом, однако, скажу я вам. Тут без выпивки никак. Чтобы познать, чтобы осознать, чтобы прочувствовать. Но если герой экранизации Германа падает рожей в откровенную грязь, герой Полякова взрослеет, подымается над собой.

А вот он, собственно, и целевой фантэлемент: трудно быть Богом даже временно, даже у себя дома, даже за компьютерной игрой. Не знаю, думал ли о чём-то похожем автор рассказа? Подозревал ли о таком подтексте? Может быть, он реально заложил его в своё творение? Но по первому ощущению так не скажешь. Во всяком случае, Сергей Петрович Ломакин трудности ни в чём не почувствовал, расчёт какой-то провёл, где-то что-то проанализировал, но нигде при этом не страдал.

 

  1. Художественная ценность произведения

Рассказ-зарисовка в жанре бытовой психологической драмы с целевым фантэлементом, неожиданно выплывающим окном на компьютере: режим Бога 24 часа. Но что ты сделал как бог? Ты мог бы озаботиться судьбой человечества, но не сделал этого, даже попытку не предпринял. Ты обелён хотя бы потому, что дальше решения одной насущной проблемы не пошёл… Оглянулся назад и вспомнил о проблеме близкого человека.

Советы автору: подумать. Уярчить концовку. Может быть, дать герою какой-то душевный катарсис как самооправдание.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх