Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Алексея Панографа «Троян COVID-30» (2021)

Рецензия на рассказ Алексея Панографа «Троян COVID-30» (2021)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Время действия – 2100-й, а то и дальше. Робот-ищейка чистит мозги роботу-историку серии 125-Р с целью, как сказано по тексту, воздать должное хомо сапиенсам в истории планеты, которые к тому времени себя совершенно дезорганизовали, превратившись в стадо тупых гоблинов. Выясняется, что 125-Р по кличке Тиходум хранил в памяти файлы 2024 года и среди них файлы памяти 2 человек, что категорически запрещалось и осуждалось, ввиду чего, правда, не сказано, но можно догадываться.

Одного из людей зовут Крюков Илья Андреевич, ник – Крюк, другую – Лидия Владимировна Кравченко (Цветочек). Далее в рассказе идут выдержки из этих файлов. Обсуждается текущая на тот момент ситуация с ковидом, точнее защитными мерами от пандемии, которые предпринимаются человечеством во всём мире. Пандемия, надо понимать, стала на Земле перманентной, вошла в физическую традицию. По крайней мере, упоминается седьмая волна. Более чем в 20 странах кроме масочного режима введён режим наручниковый. К этому режиму выказывается уважение, но создаётся впечатление, что человечество, как в дурном сне, придумывает новые формы обуздания пандемии ради них самих, а то и просто ради того, чтобы поосновательней увязнуть в рабстве любого ограничения свободной воли. В нелицеприятных комментариях к теме звучат противоречивые заявления от осуждения этих драконовских мер до восхваления. Сказано также, что на Западе-де заботятся о здоровье граждан, в то время как у нас наручниковый режим действует только по ночам. Введён также некий плавочный режим на сайте знакомств. Что такое плавочный режим, мы также можем только догадываться, но вероятно тоже что-то дикое. Далее идут выдержки из комментариев Лидии Кравченко с описанием сценки привоза заказанных на дом продуктов. В заказ также входит маска-полноразмерка и перчатки с наручниками. Цветочек спасает терминал посыльного, не дав выскользнуть ему из рук. Растрогавшись и пустив слезу, молодой человек предлагает Лидии пополнить братство разносчиков и идти на работу в его фирму. Лидия Владимировна вспоминает этапы внедрения разных защитных средств начиная от полиэтиленовых перчаток до масок-неснимаек, от которых на лицах появляется кожная сыпь. Тут к месту звучит комментарий от согруппницы Лидии, которая не нарадуется своей маске, где даже щёточки для чистки зубов предусмотрены и гелевые прокладочки с запахом морского бриза.

Далее в чередовании идёт история встречи Крюка с его приятелями, обсуждение школьной истории с закрытием дверей на внутреннюю щеколду снаружи посредством ниточки. Разговор принимает почти политический подтекст. Крюк сетует на все эти режимы, считает их неправомерными и глупыми.

Далее идёт переписка Крюка и Цветочка. Люди хотят увидеться, хотят познакомиться, увидеть лица друг друга. Однако им мешает сама нейросеть, которая, о чудо, не даёт людям возможности выставлять даже свои фотографии без масок. Крюк находит способ, как обмануть нейросеть, высылает программу Цветочку, и у неё получается обойти этого электронного стража.

Робот-ищейка приступает к составлению рапорта по мозгу 125-Р и предполагает, что этим двум хомо сапиенсам удалось-таки увидеться без масок. Здесь файлы Тиходума обрываются, как и обрываются аккаунты двух влюблённых. Желая разобраться в сути вопроса, дознаватель обшаривает всю 5D-сетку, но ничего не находит. Затем он решается ещё раз проанализировать мозги Тиходума и обнаруживает там папки «К» и «Ц» на втором слое подкорки, глубоко запароленный дата-файл: донесение некого опера Пуччини от 2024 года. Там описывается момент поимки Крюка и Цветочка у памятника Маяковскому во время их свидания и взаимного снятия масок и перчаток. Диалог обрывается на фразе Лидии: «Я хочу подушечками пальцев почувствовать твои подушечки…»

Робот-ищейка настолько прочувствовался этой историей, что к нему поступил сигнал на охлаждение биметаллического кулера. В мозг несчастного детектива поступает сообщение: «Внимание, обнаружены признаки трояна COVID-30. Следует немедленно пройти тест в лаборатории Кашпировского во избежание заражения всей 5D-сети». Робот в шоке. Его мысли: «За что мне это? Я же так тщательно мыл мозги Абастом и Езотом…»

  1. Психологическая достоверность

Рассказ удивляет, радует и печалит одновременно. В то же время от пародиен и психологичен. Модель будущего, которую нам представляет автор, – это вариант самого бредового человеческого сценария, возможно даже критически бредового. Человечество то ли деградировало, то ли вымерло, возможно даже не от перманентной пандемии, а от собственной перестраховки. Но ведь и правда, если начнут кидать в тюрьмы за желание познакомиться и любить друг друга, мы далеко пойдем.

Тем не менее эта бредовость внушает доверие, и это парадоксально. Комичность концовки добавляет масла в огонь всей ситуации: у роботов свои ковиды в виде электронных вирусов, в искусственном происхождении которых, кстати, никто не сомневается.

  1. Терминология и антуражность

Антуража будущего в рассказе не описано. Как выглядит робот-ищейка и Тиходум, тоже непонятно. Но скорее всего, они киберы, а не биороботы, хотя это тоже не факт. Короткое упоминание второго слоя подкорки вырисовывает что-то реально похожее на мозг. Однако для идеи рассказа это обстоятельство не важно. Важно, что роботы наделены эмоциональным планом, они умеют сопереживать, поэтому, вероятно, выпадают из общей программной установки. Тиходум хранит как запрещённые к ношению архивы из истории людей и на этом попадается. То есть ситуация, вообще-то, человеческая. Ну а будучи таковой, она обретает вотум достоверности.

Терминология иного плана вызывает интерес: что такое наручниковый режим? Буквально ношение наручников? Выход из дома в наручниках, которые однозначно делают тебя ограниченным в действиях не только преступного характера. Ношение маски-неснимайки полностью обезличивает тебя, превращает по сути в того же робота без внешности. Вот это вкупе всё с так называемым плавочным режимом – приметы будущей деградации хомо сапиенса, которого власть превратила в послушную, безропотную скотину. Лишаясь внешности, мы лишаемся части личности.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Фантэлементы в рассказе действуют всех порядков: антуражные – это роботы, сюжетные – это то, что относится к действиям робота-ищейки, и идейные – то, что относится к применению обществом разных защитных средств от пандемии. И хотя последнее не выглядит запредельным, но то, что они приживаются в обществе и изменяют его до неузнаваемости или даже приведут хомо сапиенса к полному краху – вот это выглядит фантастичней. Можем мы поверить в такой сценарий? Да. Можем мы его принять? Нет. По этой причине идейные фантэлементы превращаются в социальные, и рассказ приобретает черты социальной фантастики. Проглядывает ли за этим набором целевой фантэлемент? Мир роботов копирует мир человека. Для человека есть свой, биологический вирус, для робота – электронный. Всё остальное – дело природы, естественной или искусственной. И то и другое имеет свои программы, законы. Можно назвать целевым фантэлементом следующий: правящая элита превратила вирус в средство контроля и морального угнетения людей, а в дальнейшем роботов и борьба с этой элитой бесполезна и бессмысленна. Но напрямую этот целевой фантэлемент не разыгран, он проступает лишь как подспудный вывод.

  1. Художественная ценность произведения

Она однозначно существует. Рассказ цельный, написан интересно, в лучших традициях, условно говоря, киберпанка.

  1. Советы автору

Возможно, требуется усиление некоторых эмоциональных моментов. Возможно, также чуть приподнять завесу над социальной картиной описываемого будущего, действуют ли там люди или это уже реальный миф. Ставлю рассказу 9 по 10-балльной шкале.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх