Третий был без имени, но со стажем в полторы тыщи лет…
Борис Гребенщиков. Капитан Воронин
- Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения
Встречаются как-то двое заслуженным вампира в городе Кислопёрске. Не виделись больше 100 лет. Вспоминают прошлое. Одного зовут Дмитрий Петрович, ранее Тодоровский, а другого – Юрий Михайлович Бутылин. От его лица и ведётся повествование.
В процессе воспоминаний выясняется, что Юрий Михайлович 100 лет назад служил полковым священником, а Тодоровский был поручиком кавалерии. Нынче Юрий Михайлович – учитель в школе, а Тодоровский – актёром в театре. Разговоры ведут весёлые по смыслу, но оба жалуются на судьбу, предрекают себе близкое вымирание. Неожиданно всплывает тема биометрических паспортов, которая грозит намного осложнить скромную вампирскую жизнь. Появляется 3-й вампир, Герман Леонидович Демидов, знаменитый своим вечным перегаром вне зависимости от того, что употреблялось. Выясняется, что господа вурдалаки встретились по случаю 6-го заседания совета ордена Хрустального кортика, который возглавляет некий магистр Йозес, из прибалтов. Заседание проходит в клубе «Бельведер», магистр сообщает, что ордену, а параллельно и всему живому на Земле угрожает опасность: среди человечества пышным цветом взошла этакая вредная разновидность, как финансовые магнаты, непомерная страсть к власти и богатству которых приведёт к сокращению поголовья людей и вообще гибели жизни на планете. Вопрос выносится на повестку ночи. Что делать? Чем орден может ответить? Для начала решено создать оперативную группу из 3 вампиров, куда и попадает названная в анчале троица. Главный герой выясняет подноготную Германа Леонидовича, героя Второй мировой войны, танкиста и инженера, беспримерного храбреца.
Юрий Леонидович осваивает профессию экономиста и вскоре оказывается в сердце организации будущих погубителей Земли. Кстати, как называется организация?
Проходит время, и вот уже наш герой – эксперт в некой российской компании с забавным названием «Шараш интернейшнл компани», занимающейся контролем за всеми и каждым. Близится время «Ч». Герои вспоминают о своих сотоварищах, и вскоре Герман Леонидович появляется под именем Эдуард Пельше. В кабинете начальника отдела, Владимира Ивановича Бугра, также вампира, весело соображают на троих. Пошла вампир0-человеческая пьянка. Вскоре вместе с Демидовым, он же Пельше, и Игорем Семёновичем герой проникает на технический этаж здания компании в поисках сервисного центра, сиречь ядр, сиречь суперкомпьютера. Игорь Семёнович удаляется, и вот уже наши спастели обнаруживают комнату, где располагается суперкомпьютер. Демидов предполагает, что для запитки такого суперкомпьютера требуется целый реактор, а значит, нужно его вывести из строя.
У героев не остаётся времени, в полночь запустится проект, который разорит человечество. Заблудившуюся в подземельях технического этажа замечает охрана и пытается вывести. Герман быстренько выключает младшего охранника (методика акупунктурных нажатий), а старшего берёт на себя герой, швырнув в его голову горшок с кактусом. Наши супергерои вооружаются пистолетом Стечкина и, изучив схему помещений, бросаются к реактору. Оружие не помогает, патроны заканчиваются. Тогда мудрые вампиры решают произвести короткое замыкание посредством пустого пистолета и тряпки, намоченной мочой славного боевика Германа. Возникший пожар на техническом этаже «Шараш интернейшнл» отправляет в небытиё идею тотального контроля. Победа. Из опасений потерять авторитет ордена герои решают не признаваться в деталях своего теракта.
По этому пункту рецензии я не имею претензий. Оперативная группа собирается в нужное время в нужном месте и действует профессионально, без сучка без задоринки производит пожар, отменивший атаку на человечество зажравшихся и бессовестных финансовых воротил мира сего. Да, у героев могло бы и возникнуть большее количество препятствий на пути к суперкомпьютеру и реактору, но их оказалось столько, при условии, что по легенде они прикинулся заблудившимися сотрудниками «Шараш интернейшнл».
- Психологическая достоверность
Следует понимать, что перед нами образец хорошо написанной иронической фантастики в духе где-то Шефнера, где-то Саймака, где-то Успенского и где-то даже Березина, но где-то и Зощенко и даже Ильфа и Петрова. Кроме того, тема и происхождение героев во многом обязывали к подобной стилистике. Засим надо сказать, что психологическая достоверность юморных вампиров вполне состоятельна и ниспровержению не подлежит. У вампиров, надо полагать, своя логика и своё восприятие реальности. Они заботятся о выживании людей, в отличие от самих людей, заботятся об их свободе, а что может быть благороднее? Поэтому действия героев благородны и справедливы от начала до конца.
- Терминология и антуражность
Спецтерминов в рассказе нет. Здесь всё нам знакомо с младых ногтей, причём как прошлое, так и настоящее. Вампиры – существа, подкованные в технике, владеют множеством языков, обладают невероятным стажем работы в разных эпохах, поэтому любая реальность открывается для них просто, а если и нет, то они её постигают, причём в ускоренном темпе.
Рассказ не пестрит описанием места действия. Улица, клуб, помещение, кабинет, коридор, снова помещение. Почти нигде не всплывают характеристики деталей, нет вкусных описаний, зато есть вкусный поток восприятия героя, его прохождение через личные переживания и оценки. Время в рассказе – величина субъективная. Ссмена декораций спокойная, без лишних тревог и треволнений. Сознание героя украшено юмором эдакого инженера-итээрщика с опытом Афганской войны.
- Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента
Наличие героев-вампиров, разумеется, относит рассказ к фантастике, хотя, как мы помним, такие произведения ближе к хоррору либо к мистике, либо к тому и другому одновременно. В случае с «Орденом…» ситуация получается нетривиальная. Вампиры действуют в техномире. Что здесь любопытно? Вампиры хоть и названы так, однако свои традиционные способности они не проявляют. Никто не укушен в сонную артерию, нет никкиих домовин и мрачных подземелий. Герои пьют что-то из бутылки с надписью «Мадам Клико», и можно было бы представить, что это кровь, но среди них есть люди, тот же Игорь Семёнович и девушки из бухгалтерии. То есть автор умышленно скрадывает тёмную, вурдалачью природу, прячем от нас, оставляя её за чертой воспоминаний, как это было в начале.
Итак, на поверку получается, что если заменить героев, скажем, некими ветеранами-афганцами, смысл происходящего не изменится кардинально, пострадает только сатирический план, и произведение перейдёт в разряд реалистической приключенческой прозы, этакого боевика вроде «Джеймся Бонда».
Таким образом, основной фантэлемент попадает в разряд частично сюжетообразующего и частично антуражного, причём антуражного больше. А насколько это нам облегчает поиск целевого фантэлемента?
«Вампиры спасут человечество от всеобщего компьютерного контроля»? работает ли здесь этот фантэлемент как целевой? Возможно, да. но мой вопрос к автору: а чем это объясняется? В чём особая миссия вампиров на Земле? Защищать людей? Может, они эдакие волки в стаде овец и всегда отбирали для заклания только паршивых овец? Вроде бы в историко-художественных описаниях вампиров ничего такого о них не сказано.
Поэтому целевой фантэлемент логикой текста не оправдывается.
- Художественная ценность рассказа
Рассказ юмористический, читается легко. Обыгрывается злободневная тема, давно ставшая предметом исследования даже футурологов, причём, как правило, в жанре антиутопии. С обществом всеобщего контроля сражались разные светлые представители Земли. Значит, к их отряду нам придётся отнести и вампиров. С чем я категорически и поздравляю автора.
- Советы автору
Если автору поможет данная рецензия разобраться в своих приоритетах, необходимости что-то улучшить, я буду рад. Я бы добавил больше препятствий на пути к реактору, и был бы прекрасный повод продемонстрировать боевые качества этой оперативной команды. Это было бы и смешно, и поучительно J