Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Николая Остапцова «Сапфир» (2020)

Рецензия на рассказ Николая Остапцова «Сапфир» (2020)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Фабула произведения многажды отыгрывалась в фантастике: вредоносный внедренец в команду корабля пытается причинить ущерб с целью его уничтожения или пропажи – тут на выбор, – что даст возможность компании получить страховку.

Внедренец действует не по своей воле, а под угрозой расправы с его семьёй. Мотив и повод скопированы с западной фантастики, хотя не лишены актуальности и для современной российской.

Итак, что же у нас тут происходит? Идёт короткое описание звездолёта «Сапфир», болтающегося  в космосе около 200 лет. Корыто старое, но надёжное, испытанное, хотя и изрядно залатанное. Основная цель его полётов – космическая разведка, включая геологоразведку планет. К «Сапфиру» причаливает, а правильнее было бы сказать, втягивается в его брюхо разведывательный модуль «Фазан», по идее, с экипажем разведчиков, вернувшихся с планеты Матуна, на орбите которой «Сапфир», собственно, и болтался. Непонятно, для какой удивительной удивительности этого процесса нужна швартовочная группа, которая должна почему-то присутствовать в шлюзовом отделении и оный модуль закронштейнить, ибо его там должно начать катать и колбасить. Можно представить, что на будущих звездолётах-разведчиках так и будет…

Герой рассказа Клюев, пилот-разведчик, оказывается в группе швартовки вместе с ещё 2 матросами. При беглом осмотре модуля оказывается, что экипажа в нём нет. Характерный момент, что никакой связи с «Фазаном» не было, выходит. Никто с «Сапфира» к экипажу не обращался, и запросов на втягивание в брюхо и швартовку с «Фазана» не подавали. Если всё проделывала автоматика, то об этом ничего не сказано. Впоследствии  оказывается: нормальные переговоры с борта другого модуля можно вести, например, когда Морозов и Клюев искали брошенную на Матуне группу разведчиков. Ну ладно, спишем дело на паршиво работающую связь на звездолёте, которому 200 лет. Но тут оказывается, что на модуле открыт пилон с лазером и лазер этот активен. Модуль стреляет и убивает матроса Черникова. Клюев бросается под модуль, и ему удаётся отключить кабель управления лазером (потрясающая допотопность техники всё-таки в будущем: управляющие кабели болтаются снаружи обшивки, как внешняя проводка в древних советских квартирах). Ну ладно, нет на звездолёте искусственной гравитации, все ходят в магнитных ботинках, хотя это не прописано, и для того, чтобы войти в шлюзовую, требуется тяжёлый скафандр. И, выполняя задание, Клюев отключил эти подошвы. Зачем – непонятно. Ну забыл человек.

Тут, значит, Клюев вплывает в тесную кабинку пустого «Фазана» и видит, что на цифровом табло идёт какая-то передача данных «Сапфиру»; сообщает об этом мастеру (заметьте, связь здесь работает отлично). Мастер приказывает покинуть «Фазана» немедленно (опасаясь, вероятно, что включится режим самоуничтожения модуля, но в рассказе это не прописано). Клюев и оставшийся в живых матрос Павлов затаскивают тело погибшего во вторую шлюзовую камеру. ЧП! На звездолёте явное ЧП! Погиб человек. Но капитан не объявляет общей тревоги, а так себе келейно просит Клюева разобраться с ремонтниками другого модуля по прозвищу «Филин», на котором можно будет лететь на Матуну забирать брошенных там разведчиков. Клюев посещает ремонтников, которые развлекаются проглядыванием мультиков… Слухи о погибшем члене экипажа до них не добрались. Клюев спокойно подсаживается к ним попить кофейку и уговаривает ремонтников быстрее починить «Филина». На «Филине» аж трое человек вылетает на Матуну искать экипаж «Фазана», якобы под командованием Клюева. Летят они тяжело. «Филина», видимо, плохо починили, автоматика на нём ни к чёрту. Приходится вручную выходить из баллистической траектории, испытывая большие нагрузки, и приземляться (Клюев и все жалуются на перегрузки). Но они же на этих модулях на планеты раньше спускались? Т. е. если бы они летели на автоматике, то такой бодяги не было бы? Но автоматику отключили из-за подозрения, что «Фазан» мог, кроме «Сапфира», завирусить и «Дрозда», и «Филина»?.. Но пилоты они паршивые, и штурман, надо полагать, тоже. Но зато ручное управление их спасло. Правда, «Филин» возвращался уже с шестёркой на борту, а это, видимо, многовато было (отправляю автора к «Фазану», где сказано, что там малюсенькая кабинка). Как же эти шестеро поместились на «Филине»? или он другого класса, более просторный? Об этом в рассказе ничего не прописано.

Пока они 11 часов кочегарили до «Сапфира», связь со звездолётом, естественно, не проверили. Ну не звонили, стало быть. А как подлетели, то «Сапфир», который был полностью обесточен (это потом выяснится), устроил им обстрел противометеоритной пушкой, на что у модуля, однако, имелась суперотражательная поверхность обшивки. Это такой же обшивки, как у «Фазана», с висящими на ней кабелями и прочей оснасткой? Ладно.

Преодолев огонь обесточенного звездолёта, возвращенцы кое-как припаялись к борту свихнувшегося корабля. Тут встромляется описание, какие классные на борту «Сапфира» механы, как они всё умеют делать, как умеют сальники на клапанах перебивать, не то что нынешнее племя. Ладно, связи нет, но шлюз открывается. Вопрос: куда он открывается? Ответ: прямо в космос. И из него вылетает неоскафандренный труп, и его уносит в далёкий вакуум.

Вопрос к автору: как, вообще говоря, швартуется модуль на «Сапфире»? его втягивает в шлюзовой ангар или у него швартовочная площадка есть снаружи? Откуда выдуло человека? Из этого ангара? Если не из него, то куда и как пришвартовался «Филин»? говорится о какой-то открытой створке? Куда ведёт эта створка? В шлюзовой ангар? Так напишите об этом, уважаемый автор.

«Филин» туда не войдёт, – говорит Лисицын, – там ведь «Фазан» стоит». Стоп. Как туда собирается войти «Филин», если он уже пришвартовался? Или действительно прилип к борту рядом со шлюзом? Как сработала первичная швартовка «Филина»? были у него магнитные лапы, присоски? Чем за борт схватился? Фразы: «Пацаны пришвартовали», видимо, недостаточно.

Разведкоманда решает назначить добровольцев для проникновения в створку открытого настежь модульного ангара. Кстати, дарю автору название этого помещения.

Выясняется, что в отсеке был взрыв, погиб ещё один человек, электронщик. Погиб в результате взрыва «Фазана», вот его-то и вынесло в космос вместе с обломками. Ну, этот парень, похоже, ещё и работал в ангаре без скафандра. Взрыв, вероятно, переборок модульного отсека никак не затронул, а неработающая автоматика открыла створку, чтобы избавиться от огня и осколков, так сказать, одним махом. Почему в этот момент командование берёт на себя Морозов, который фигурировал как штурман? Видимо, Морозов был старшим по званию, хотя об остальных званиях на звездолёте, кроме старшины Клюева, вообще не сказано. Ладно, отрываемся от этого аспекта.

Вошедшие в модульный ангар возвращаются в «Филина», потому как «Сапфир» должен войти в тень Матуны и станет темновато работать за бортом модуля. Вот тут только и заметили разведчики, что на борту «Сапфира», оказывается, не горит ни один «фонарь», ни один иллюминатор. И как давно он обесточен? Раньше, чем обстрелял «Филина» из противометеоритной пушки или позже? После того как открыл створку модульного ангара?

По счастью, всё разрешилось далее без жертв и без боёв. «В корме мы нашли троих матросов из 2МХ – команду обслуживания ПХД. От их былой лихости сейчас не осталось ни малейшего следа», – вот так автор описывает ситуацию в начале следующего фрагмента. О беспросветной пользе корабельных аббревиатур я ещё расскажу в разделе «Терминология и антуражность».

Команда Клюева пробирается к рубке звездолёта и встречает связанного куском кабеля того самого внедренца, которого автор в начале рассказа и пометил, назвав его «Нипоймикто». Этот товарищ по фамилии Мазилин, он же Тампонов, оказался сущим террористом. Для начала он ввёл вредоносную программу в ББК «Фазана», а потом и вовсе хотел всех перебить и взорвать ГХД «Сапфира», когда ГГР звездолёта будет на удалёнке, КРС дезориентируется, включая МТРС… Словом, злодей пошёл на вы. Но его остановили грамотные машинеры, электронщики, механы и другой персонал, раскусили гада. А капитан где-то болтался при всех этих событиях. Управлял он этими разгильдяями или не управлял, вовсе в рассказе не раскрылось. Мазилина, или Тампонова, отдадут под суд, и компании придётся очень несладко. Впрочем, назовут ли экипаж «Сапфира» героями, остаётся тоже под вопросом.

  1. Психологическая достоверность

Психологическая достоверность рассказа дохрамывает на полторы ноги даже для разгильдяйской команды двухсотлетнего звездолёта. Старшина Клюев по смыслу детинушка вменяемый и гордый работой на «Сапфире», у него есть свои приоритеты, кого-то он долюбливает, кто-то нет. А вот уже упомянутый пример, когда в модульном ангаре погибает человек, а капитан не объявляет при этом ЧП, мягко говоря, вызывает недоверие. Ремонтников, может, никто не оповестил – ну, может. Но даже зашедший к ним в гости Клюев спокойненько попивает кофеёк с плюшкой… Далее, не ясны субординационные порядки на «Сапфире», капитан признаёт только один ответ подчинённых: «Так точно», но из всех званий объявлен старшиной только Клюев. Может, Морозов хоть сержант или старлей. Другой вопрос: а на фига косморазведчикам новых планет вся эта канитель со званиями, достаточно ведь гражданского устава в коммерческой компании. Тогда и раздолбайство легче будет понять и объяснить. Пародия на армейские порядки перенесена автором в космос.

Очень не на своём месте вставка с похвалой машинерам во время напряжённого, казалось бы, момента с действиями разведчиков, вернувшихся на «Филине».

Капитан – мастер появляться в тексте всего 2 раза, точней, сначала фигурирует только его голос по внутренней связи, а потом во время короткого совещания с Клюевым, причём, очевидно, только с ним. Офицеров на этом совещании не фигурирует.

  1. Терминология и антуражность

Автор с заметным упорством, а может в порядке юмора (но юмор здесь как-то не подчёркивается), настаивает на необходимости существования в технологическом мире будущего большого количества различных аббревиатур, когда у читателя нет никакого желания эти аббревиатуры запоминать или заучивать. Автор объясняет эту потребность наследием прошлого. Будучи применёнными в диалогах, аббревиатуры часто усложняют понимание происходящего, а то и вовсе мешают как надоедливые мухи. Вероятно, в среде технарей практика оперирования такими сокращениями и носит полезный характер. Но в тексте одного небольшого рассказа это выглядит нарочитым утяжелением и ничего не добавляет в эмоционально-психологическую атмосферу, каковая представляется более важной для обрисовки происходящего. Не уверен также в том, что обилие аббревиатур создаёт желанное наукообразие текста, поскольку тогда нужно объяснять действие каждого прибора, устройства, двигателя, а также единиц группового деления команды.

Перечисляю сокращения: ЗДПР, ИБД, ГГР, КРС, МАТРС, ГГС, ББК, ИТРС, ГХД, ГМХ.

Они мелькают в течение всего рассказа под разными союзами в диалогах или авторских описаниях, но системного осмысления сюжета не создают. Игра в технарство снижает, на мой взгляд, качество текста в целом.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент в рассказе – антуражный. Диверсия на космическом разведывательном звездолёте с целью извлечения прибыли компанией-владельцем. Сюжетная коллизия развивается последовательно, включая логическую цепочку событий, в результате которой вскрывается подневольный диверсант. Целевой фантэлемент отсутствует, поэтому произведение носит явно авантюрно-приключенческий характер, а не мировоззренческий. Ни герой, ни идея рассказа не выступают в роли носителя мировоззрения. Сюжет, будучи переведён в рамки реальности, мог бы быть реализован со сменой декораций. Вместо звездолёта могла бы фигурировать, например, электростанция, завод или что-то подобное. Модули заменяются заминированными автомобилями, команда разведчиков командой перевозчиков, сотрудников техотдела…

  1. Художественная ценность произведения

При всех перечисленных недочётах и перегибах рассказ написан живым языком с заметной долей юмора и в целом, если бы не отчётливая трагедийность событий, мог бы претендовать на известную серию историй в духе «особенности национального космоплавания». При соответствующей доработке рассказ мог бы получиться бомбовым. И тогда многое бы в нём было оправдано, даже аббревиатуры. Но тогда из сюжета нужно убрать гибель людей, возможно, оставить травматику в экстремальных фрагментах. Диверсант всё равно будет пойман и посажен на цепь, но не будет разрыва шаблона, который имеется сейчас.

Всё оправдается: и беглая, шутливая интонация диалогов, и истории о «дедах», машинерах, технарях, всём экипаже. От подобной переделки выиграет и художественная составляющая, и привлекательность идеи.

  1. Советы автору

Превратить недостатки рассказа в его достоинства, не пытаясь бороться за техническую и футуристическую достоверность, а наоборот, ещё более выпятив милые детали вроде внешних кабелей на обшивке, швартовочных якорей, кран-балок, сальников на воздуховодах, всех этих ГХД и ГМХ, перфокарт (где совсем не обойтись без ЭВМ), тем самым перековав жанр рассказа на этакий «могучий тангаж» космического дизельпанка с советским креном на гироскопе. Довести абсурд до сюра в стиле Вячеслава Демченко. Такой технический беспредел органично гармонизировался бы с человеческим разгильдяйством.

Ну и об отцензуривании летальных исходов я уже сказал. Пусть сюрреалистически-брутальная дизельретрокомедия будет доброй.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх