Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Вадима Рыбалкина «151 псевдоним»

Рецензия на рассказ Вадима Рыбалкина «151 псевдоним»

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

История меня тронула. Узнаю школу Демченко и радуюсь тому, что преемственность творческого метода может вот так осуществиться воочию и это не сказка. Рассказ не сказка, а внушительная до отчаянности фантастико-сатирическая проза, ноосферный реликт, образец мозгосшибательной идеи о вечном паразитизме и древнем мировом заговоре против людей: не только родного отечества, но и всего мира.

Итак: герой, Андрей бесфамильный, оказывается в помещении некоего бункера-склепа, где несёт вахту ночного дежурства. Следует беглое описание бункера, а также того артефакта, который Андрею предстоит бессонно охранять неизвестно от кого и от чего. Таков был порядок действий, с котором герой мирился уже, вероятно, не одни сутки. Надо полагать, что мирился герой вполне добровольно, да ещё и на корыстной основе. Чутким и тренированным охранникам надо платить. Андрей делится с читетелем соображением, что охранять тут, собственно, нечего: стеклянный горизонтальный лифт для одного человека впритык (это, естествено, образный перл, кстати, чьего авторства?).

Далее катит сомнамбула. Андрей слышит голос из пустоты, который обращается к нему. Первичный инстинкт охранника натыкается на весёлую отповедь, что оборонять помещение Андрей никак не сможет, ибо нечем (внутренних охранников святыни, в отличие отвнешних, видимо, не вооружают). Здесь всё донельзя автоматизировано (не исключено, что зенитные стволы вмонтированы стены бункера-склепа и в случае реальной опасности непременно сработают. Но это личное фантдопущение критика). Разговор героя с неопознанной сущностью разгорается. Голос предлагает воспользоваться тайной кнопкой на постаменте и разблокировать стеклянный лифт. Преодолев минутное сомнение под напором неопровержимой констатации, кто Андрей – дурак, он находит кнопку и раскрывает музыкальную шкатулку из бронебойного стекла. Внутри лифта-шкатулки обнаруживается нечто человекоподобное, предположительно мумия. Трудно не догадаться чья. Выясняется, что героя нашего эта мумия вполне себе лицезрит. Никаких движений не производит, ни одним лицевым мускулом не шевелит, чуть позже признаётся, что каналом для второй сигнальной «артефакту» служат ноздри. Начинается монолог. Очевидно, для разминки затекших мозгов, следует история о первом русском дзюдоисте Ощепкове, жившем в начале ХХ века и занимавшегося преподаванием этого боевого искусства аж до роковых 30-х годов. Голос рассказывает о том, что он в те годы занимал крупный «политический чин» (лучше бы занимал пост), но по-настоящему, всерьёз всегда любил заниматься литературой. Как выясилось, докопался товарищ до тайных масонских культов, которые служили на Земле маской прикрытия некой устрашающей паразитарной силы, и очень скоро, поелику политический чин заправлял страной весьма умело и буквально творил живую историю, эти самые хтонические масоны древности вышли на товарища. И этот роковой контакт обернулся неожиданной вечностью для контактёра. Его обучали продвинутые тибетские ламы глубоко под землёй российской столицы и заменили на поверхности двойником, сообщив оригиналу, что двойника скоро отравят. Но технология стягивания энергии для питания хтонической силы в России будет запущена. Люди добровольно станут приносить свои жизненные силы на алтарь идеализма.

Так заработал мавзолей и приставленный к нему контактёр-пророк Владимир Ильич Ленин, пребывающий и поныне в вечном трансе самосовершенствования. Последнее человеческое желание вождя перед выходом в транс – получить доступ к народу – было реализовано в виде 365 дней в году общения с дежурным по склепу. Правда, упредительные служители культа вынуждены всякий раз зачищать память охраннику, и по этой причине информация о столь страшной технологии энергетического вампиризма никуда-никуда-никуда не уйдёт и ни к каким действиям вроде контрреволюции не приведёт. АХТУНГ. ФИНИШ.

  1. Психологическая достоверность

Имеет место быть, хотя реакции героя в столь неадекватной ситуации и выглядят несколько сдержанными. Но возможно, в охранники Мавзолея набирают людей морально устойчивых, с истинно нордическим характером.

  1. Терминология и антуражность

В Мавзолее не бывал. Оспаривать не могу. Но верю, что творение сие хранит много технологических ухищрений. Достаточно информации о том, что под усыпальницей вождя находится ещё несколько подземных уровней. Кто там прописан и чем там занимаются, и поныне ничего не известно. Посему любая терминология из любой технологии здесь может актуализироваться, и всё будет хорошо. Вплоть до того, что Мавзолей может быть законсервированным космическим кораблём и в случае необходимости выйти на орбиту.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Все фантэлементы: антуражный, сюжетный, научный и метафизический – работают ноздря в ноздрю в схеме и логике произведения. Не совсем понятно, правда, зачем Ильич рассказывал историю об Ощепкове и как она связана с историей хтонических масонов и злокозненной вампирской силой зла, которая торчит на Земле не одну тысячу лет. Может быть, Ильич просто разминается, даёт выхлоп духовной силе? Тогда было бы интересней ему как сказочнику социализма рассказать, ну например, какую-нибудь притчу. Он же политический стратег. Может быть, история об Ощепкове – просто иллюстрация эпохи. Но тогда сказал бы прямо. Как раз в этой части рассказа видится некоторая несвязуха. При чём здесь Ощепков и масоны с тибетскими ламами и паразитарным монстром? Даже в стёбе должна быть связка.

Целевой фантэлемент звучит вечной темой: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Теперь понятно почему.

  1. Художественная ценность рассказа

Рассказ развивает воображение по многим цивилизационным направлениям, а ещё заставляет нас быть бдительными, ибо существование хтонических масонов никто не отменял.

  1. Советы автору

Подумать над упомянутыми логическими связками и увязками текста. Творить и расти над собой.

И ещё одно: я категорически против «усеральных звуков».

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх