Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Виктора Калюжного «Обстоятельства»

Рецензия на рассказ Виктора Калюжного «Обстоятельства»

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Герой – исследователь, участник дорогостоящего научного проекта под названием «Отвёртка», по вскрытию порталов в параллельные миры, – оказывается жертвой непредвиденного закрытия этого самого проекта и остаётся в одиночку, отрезанным от своего мира в некоем пространстве, лишённом привычной материальности. Пространство это воспринимается как цветная пелена или «стылое суфле» фиолетового спектра. Отправили сюда героя или выпроводили под дулом пистолета и, говоря предметно, захлопнули за ним дверь портала. Мысли героя, его переживания можно назвать критическими. Он не видит выхода. Будучи тренированным и морально сильным человеком, Скворцов предаётся отчаянию. Воздух в его скафандре должен вот-вот закончиться. Герой находит в себе силы расслабиться и сконцентрироваться на приятных воспоминаниях. Герой вспоминает отдых на морском побережье, рисует в воображении чёткую картинку со всеми физическими ощущениями, включая запахи, тактильные чувства, и внезапно чувствует под ногами твердь. Открыв глаза, он видит перед собой прекрасное пространство – бескрайнее небо, море и парящую чайку. Ошеломлённый невероятной догадкой, что его мыслеобразы в этом пространстве материализовались, Скворцов убеждает себя, что готов снять шлем скафандра. Точка.

Так же, как и в другом рассказе автора, сюжета здесь нет. Мы делаем вдох, принимая обстоятельства героя, задерживаем дыхание и делаем выдох, обнаруживая, что обстоятельства изменились под действием мыслей героя и его воображения. Раз, два, три. Автор, к его чести, не допекает нас досужими рассуждениями о том, кто виноват и как бы всё могло пойти по-другому. По-другому никак. Прошлое позади. Оно привело героя сюда. Оно привело героя сюда, оставшись в схеме всевозможных версий и мотивов. У прошлого, однако, был не только вкус интриганской возни на работе героя, а ещё был вкус красоты, вкус торжества природы, радости единства с ней.

  1. Психологическая достоверность героев, их поведения и реакций

Психология героя не вызывает сомнений. Он ведёт себя сдержанно, как и подобает человеку его волевой закалки. Не поддавшись панике, находит единственный выход: порадовать своё сознание самым хорошим воспоминанием, воспоминанием природы. Не ошибусь, если предположу, что реакция у разных читателей на поведение героя будет разной, вплоть до взаимоисключающей. Но так устроен человек.

Однако стоит задать себе вопрос: а как бы поступил я в подобных обстоятельствах? Самые отчаянные фаталисты наверняка сказали бы, что сорвали бы с себя шлем, не дожидаясь никаких воспоминаний. Да, были бы и такие реакции.

  1. Терминология и антуражность

Терминология обычного фантастического рассказа. Есть скафандр, есть портал, есть непостижимое пространство, далёкое от привычных ощущений, что-то вроде цветного космоса, пустоты без направлений, ориентиров. Есть некое парение. Но и этой малости оказалось достаточно автору, чтобы создать цельное образно-художественное произведение с замечательной идеей.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент – научный эксперимент с пространственно-временным континуумом – поиск параллельных миров, параллельной реальности, и этот фантэлемент является строго сюжетообразующим. Если его убрать, рассказ рассыпается и теряет все связующие части, все психологические реакции. Без этого фантэлемента герой просто аннигилирует. Поэтому перед нами очевидная фантастика, но у неё есть ещё одно измерение – тонкий мир, назовём его так. Тонкий мир психики, который сотворяет чудо. Очень хочется верить, что таки чудо реализации, а не чудо иллюзии. Хочется верить, что сознание и подсознание человека – это огромная творческая сила, способная не только управлять идеями, но и строить новые миры, населять их жизнью, красотой, любовью – всем, что мы называем бытие. И здесь моя мысль о целевом фантэлементе. Он весьма очевиден и красив.

Память и сознание человека – реальные творцы, реальные зодчие, и существуют такие обстоятельства, при которых они себя реализуют воочию.

Память и воображение – фантастические инструменты творения реальности.

  1. Художественная ценность рассказа

Рассказ я бы назвал по смыслу тестовым. Это, скажем так, вечная задача фантастики (как и всей литературы). Произведения такого рода проверяют нас на всё: на прочность, на смелость, на веру, на воображение, на чувства, на страхи, на память – буквально на всё. Очень бы хотелось, чтобы подобных произведений было больше, именно таких, со знаком света, со знаком плюса.

  1. Советы автору

Продолжать писать дальше, больше и радовать своих читателей.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх