Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Александры Окатовой «Совесть» (2019)

Рецензия на рассказ Александры Окатовой «Совесть» (2019)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Герой рассказа, Вадим Нарциссов-Исподвертомский, мучается больной совестью за содеянные в прошлом нехорошие поступки. Совесть его гнетёт и гложит, и, видимо, настолько она его уже доконала, что он решается на отчаянный поступок: её хирургическое удаление. Услугу такой тонкой процедуры оказывает некая клиника в Москве, куда он дозванивается и сразу же безальтернативно попадается им на пациентский крючок. Пройдя обследование, включавшее, кроме анализов, ещё тестирование на детекторе лжи и тесты Роршаха (карточки с цветными и чёрно-белыми пятнами). Заполнив кучи анкет, Вадим удостаивается приёма лечащего врача Элеоноры Анатольевны. Прежде Вадим вспоминает все свои грехи: разбитую мамину статуэтку с забавными персонажами, разыгрывающими целый мини-спектакль… Вину за этот нечаянный, но непоправимый поступок он свалил на малолетнюю сестру Луизу. Это был первый опыт по приобретению героем начатков угрызений совести. Второй опыт оказался куда серьёзней. Когда Вадиму исполнилосьь 11 лет, отец оставил мать и ушёл из дома. Мать почувствовала себя потерянной и униженной, но не препятствовала тому, чтобы дети навещали отца с его молодой женой. А молодая жена отца была приветлива, срадостью отпускала мужа с его родными детишками то в кино, то в цирк, да и кормила ужином. Луиза и Вадим возненавидели её и разработали план, в котором ревность отца по сфабрикованному поводу привела к разрыву их семьи. Отец вернулся в старую семью, но, как пишет автор, выглядел так, будто у него вырезали сердце. Отец быстро постарел и потерял интерес к жихни. Угрызения совести мучили Вадима. Пытаясь как-то их изжить, он уже во взрослом возрасте стал посылать цветы той женщине, которую любил отец. Сам отец до этого не додумался.

Третий опыт поражения совестью коснулся героя, когда слегла его мама, а он уже жил отдбельно и много работал. В итоге не откликнулся на просьбу матери прийти к ней, отложил на 1 день, а мать умерла. Совесть обострилась у вадима до предела, а ему уже подкатывало под сороковник.

Лечащий врач прочитала Вадиму целую лекцию о шкале совести. Она, оказывается, имела балльную систему, что доказывало существование порогов. Чем выше балл, тем выше порог совести. В основании шкалы, понятное дело, стояли праведники и святые. Иисус Христос имел порог совести в единицу. У Иуды он приближался к 5. Но муки совести иуды привели его к петле. Иисус же отличался тем, что переживал за других больше, чем за себя. Кроме балльности, есть ещё один параметр – интенсивность переживания мук совести. Лекция весьма расширила горизонты сознания героя, и он попросил действенного лекарства. Элеонора выписала ему рецепт, который герой почему-то даже не прочитал, а прочитал уже перед амбразурой провизора в аптеке, которая его устыдила невнимательностью. Оказалось, что рецепт не преполагал никаких лекарств, а касался смены занятий. Ему предлагалось взять 2-недельный отпуск, принять обет молчания и поступить работать санитаром в хоспис для престарелых больных. После недолгих колебаний Вадим решает воспользоваться терапией Элеоноры и устраивается н аработу в ближайший хоспис. Навидавшийся всего, настрадавшийся от чужой боли, Вадим ощутил, что его совесть подуспокоилась. Но это оказалось обманчивым ощущением. А добила совесть Вадима смерть чужой женщины, с которой он присидел в больнице всю ночь, изображая её сына. Теперь герой реашется на кардинальный шаг – удалить сволочь-совесть без остатка – и отправляется в клинику к Элеоноре Анатольевне. После оплаты чека в миллион рублей Вадим укладвается под электронную пушку, с помощью которой врачи соиралсь локализовать в его мозгу отдел совести и выжечь его. В последний момент, не дав себя пристегнуть к креслу, Вадим раскидывает санитарой и убегает из клиники. Героя наркыват катарсис сожаления и вины пеед совестью.

И вот камера скользит вверх на окно 3-го этажа, где мы видим Элеонору Анатольевну, екоторая смотрит на убегающего пациента то ли с улыбкой, то ли с грустью. Доктор возвращает за рабочий стол, протягивает руку к прозрачному шару наподобие тоо, что мы называем магическим. Шар левитирует, и Элеонора Анатольевна выходит на связь со своей цивилизацией, располагающейся на другом конце галактики. Инопланетная агентесса, живущая на Земле больше 2 тысяч лет, сообщает, что готова отослать уникальный донорский образец совести, который сможет утешить не менее 100 тысяч её соотечественников. Образец удрал, но агент намерена вести его поиски.

Лихой поворот сюжета, что тут скажешь. Всей прежней логике рассказа автор дала неожиданный пинок к неожиданной развязке. Вадим, наплевавший на потраченнеы деньги, тем временем мирится со своей совестью, признаёт её высшей драгоценностью и никогда ни за что не будет готов с ней расстаться. Вадим засыпает счастливый, а совести снится сон, что её удаляют. Но этот кошмар был всего лишь сном совести. Поэтому она успокоилась и отдыхала до утра.

  1. Психологическая достоверность

Психологическая достоверность рассказа почти абсолютна. Психика героя раскрывается весьма чётко. Все реакции – очень правильного, очень позитивного человека. Многие из нас могут узнать в Вадиме самих себя и проявить к себе совестливую солидарность. Вопросов здесь нет.

  1. Терминология и антуражность

Терминология раскрывается. Психоаналитика на высоте. Теория совести и её шкалы выглядит весьма правдоподобной. Хотя доказательная база её невелика и больше коррелирует с верой, с мысленным экспериментом и внешней, поведенческой логикой. Настоящей науки здесь мало, но есть наукообразие. С другой стороны, задаём себе риторический вопрос: а психология – это наука? И второй вопрос: а сколько типического и типологического выявила эта наука о душе? При всём своём размахе и практике почему-то хочется сказать, что воз и ныне там. Психика всегда будет самой загадочной характеристикой человеческого Я, его действующим инструментом с тысячей неудовимых нюансов. Но герой убедителен. Его мучения совести правдивы.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Операция над совестью, возможность её локализации и удаления – это сюжетообразующий научный фантэлемент. Это фантастика, но фантастика не столь невозможная. Как кажется на первый взгляд. Наука уже освоила методы зомбирования личности и методы программирования. Не исключено, что уже сегодня существуют методики если не удаления совести, то её частичной блокировки, например при выполнении особо важных заданий, связанных с насилием. Да, у нас нет по соседству клиник с перечнем таких услуг, где могут быть другие и подобные меры: например, очистка памяти, выпрямление характера, избавление от страданий, излечение от привязанностей, а то и круче – очищение кармы (скажете, метафизика, парапсихология? Но кто знает…). Рассказ о частном случае частного человека, чуть было не ставшего донором для инопланетных потребителей части его души, ибо это правильно, что совесть - -часть души. Любой психиатр рассмеётся вам в глаза, если вы попросите пролечить его совесть. Нервы – другое дело. Можно лечить бессонницу. Можно лечить больной ум, хотя часто безрезультатно. Раздвоенное сознание может дать шизофреника, а может и гения. Всё, видимо, в качестве и комбинации исходных составляющих. Но что это за исходные составляющие, наука не знает. Им нет названия. Рассказ в этом плане очень показательный. Мне он, например, задал такие вопросы. А вам какие? Рассказ тестовый, и тем он ценен. Претензию же на целевой фантэлемент можно выразить так: не спешите избавляться от совести, она может оказаться товаром для иных цивилизаций.

  1. Художественная ценность рассказа

Художественная ценность рассказа превосходна и сомнению не подлежит. Возможна только шлифовка отдельных фраз, но я в своих рецензиях стилистики не касаюсь.

  1. Советы автору

Пишите, пишите, у Вас получается прекрасная тестовая фантастика. Вы хороший психолог и изобретательный фантаст. Вы можете работать со сложными идеями и поднять свои произведения до мировоззренческого уровня.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх