Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Александра Атаянца «Правильное желание» (2023 год)

Рецензия на рассказ Александра Атаянца «Правильное желание» (2023 год)

  1. Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения

Молодой человек, по виду мелкий служащий, убегает от разозлённой толпы. Мысль молодого человека о том, что его товар (эликсир) опять остался непроданным, выдаёт нам вероятного торгаша-авантюриста, которого спалил клиент-покупатель, появившийся на маркетинг-собрании из соседнего города. Следующая мысль вскрывает характер товара, который предлагал молодой человек. Это оказывается эликсир молодости, продлевающий жизнь. Сил у преследуемого хватает ещё на пару километров, но большая часть толпы уже отстала от него.

Ладисмас Бинкль – так зовут героя, – к вящей неожиданности предательской реальности, попадает в случайно подвернувшийся открытый канализационный люк, проваливается в него, ругается на лету, но в последний момент приземления вдруг обнаруживает, что земля на дне колодца «промялась». Бинкль продолжает падение, при этом ощущает, что его тело как бы теряет вес.

Приземляется герой так, словно спрыгивает с невысокой скамейки. Инфернальная реальность, а это, видимо, она, встречает Бинкля летучими мышами и скелетом человека 3-метрового роста (намёк на расу гигантов?). Не успевает молодой человек опомниться, как скелет обращается к нему с вопросом: «Как ты сюда попал, смертный?» Несмотря на дикий страх и дрожь, Бинкль вступает в переговоры с хозяином чертога, притом в агрессивно-истеричной форме. Так происходит знакомство.

Ладисмас проговаривает фразу всех времён и народов: «Чем могу служить?» Существо от таких речей опешивает, и его разбирает гомерический хохот. Существо рассказывает, что в древности люди сами искали его с целью убить, и никак иначе. Имя существа – Гурах.

Не растерявшийся Бинкль предлагает скелету эликсир молодости. Спохватившись, вдруг соображает, что может просить Гураха исполнить 3 его желания. Пойманная за ещё живое от такой наглости Гурах, а это «она», откоптившись дымом из ноздрей, говорит, что готова исполнить лишь одно желание афериста. В следующий момент Бинкль крутит в голове тему желаний, соображая об опасности просить что-нибудь чреватое последствиями. Его формулировка вызревает и звучит так: «Желаю выбраться отсюда, не потеряв жизнь и сохранив молодость». Гурах отвечает на эту реплику тихим смехом. Бинкль пытается исправить формулу, добавив в неё уточнение, но уже поздно. Превратившись в вихрь дыма, продавец эликсира выветривается из чертогов чародейки. Гурах с рассудительной задумчивостью понимает, что желание Бинкля будет исполнено в лучшем виде.

Тем временем Ладисмас в образе дыма покидает колодец, вылетает на свет божий и, долетев до ближайшего парка, внедряется в землю и мгновенно прорастает молодым, сорокалетним дубом…

Со временем дерево так красиво вписывается в поляну, что его даже защищают охранной табличкой, но вот особо чувствительные люди, оказавшись под кроной, рассказывают, что слышат в шелесте листьев стоны, крики и выражения нецензурного характера. Впереди у дуба ещё несколько столетий здоровой жизни. Конец истории.

  1. Психологическая достоверность

Она, на мой взгляд, совершенно неоспорима. Характер героя, его поведение, его аферизм, граничащий даже, я бы сказал, с небывалой смелостью, отвечают сюжетной линии и психологичности всех мизансцен. Браво, автор!

  1. Терминология и антуражность

Да и тут всё на месте, хотя немного скудновато. Чертог Гурах мог бы выглядеть побогаче на разные детали и артефакты из прошлого: например, частокол из мечей убиенных рыцарей вокруг костра с котелком. Сама Гурах могла бы, допустим, носить парик и всё время его снимать и надевать, как шапочку, на голый череп. Да, я думаю, что детальность не помешала бы драматизму сцены в подземелье. Сам автор вправе решать эту тему.

Никаких необъяснённых терминов в рассказе нет. Перед нами в очевидности хороший образец городской фэнтези с магией потустороннего мира и притчевым подтекстом о том, как нужно быть осторожным со своими желаниями.

  1. Основные фантэлементы

Фантэлемент рассказа – сюжетный: герой-авантюрист, примеривший на себя роль волшебника, продавца эликсира молодости, сам становится жертвой своих же способностей, заведомо ложных, построенных на обмане. Что же, а мог бы быть у этой истории другой финал? Невольный вопрос, который я задал себе по прочтении рассказа, был таков: а шутит ли магия инфернального мира над нами, шутниками и обманщиками в своём мире? Да, пожалуй, и шутки её бывают мрачны на грани фола. Заигрывание с темами вечной жизни, вечной молодости, философского камня, подкреплённое желанием заработать на этом, весьма чревато, скажу я вам, как и любой путь наживы на обмане.

Вот вам и идея рассказа, но это, как вы понимаете, не фантэлемент в контексте исследования, а откровение, касающееся не столько фантастики, сколько самой жизни в историческом и нравственном аспекте.

Рассказ на редкость культурологичен, в нём чувствуется авторская зрелость и мудрость. Оспаривать её я не вижу смысла, так как это будет означать что-то вроде битвы с ветром с помощью палки. Жизнь сложна во всех своих проявлениях, и есть высшие кармические законы, понимание которых нам недоступно в полном объёме. Есть закон равновесия, распространённый на всё бытиё и инобытиё. Есть энтропия, есть противостояние упорядоченности некому хаосу, некой нивелировке, некому сглаживанию. Поступок – это вброс энергии, это протуберанец, возмутитель бытия. Без поступка не будет движения ни вперёд, ни назад. Поступок обрекает нас на борьбу интересов, желание – это тоже поступок в тонком плане. Вот такие мысли вызвал у меня рассказ Александра. Надеюсь оказаться не одиноким.

  1. Художественная ценность

Нет вопросов. Рассказ хорош. Можно придираться к каким-то стилистическим моментам, но рассказ цельный, ёмкий, образный и философски выверенный. Он оставляет в душе множество вопросов, затрагивает потаённые струны и заставляет думать, даже когда всё, казалось бы, в сюжетном плане завершено и показано.

  1. Советы автору

Они необязательны. Можно расцветить картинки происходящего, сделать их ещё более яркими. Можно украшать, но не обязательно. «Правильное желание» Александра Атаянца, как и многое в его творчестве, меня искренне порадовало.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх