- Первичная логика, последовательность или непоследовательность произведения
Молодой человек, по виду мелкий служащий, убегает от разозлённой толпы. Мысль молодого человека о том, что его товар (эликсир) опять остался непроданным, выдаёт нам вероятного торгаша-авантюриста, которого спалил клиент-покупатель, появившийся на маркетинг-собрании из соседнего города. Следующая мысль вскрывает характер товара, который предлагал молодой человек. Это оказывается эликсир молодости, продлевающий жизнь. Сил у преследуемого хватает ещё на пару километров, но большая часть толпы уже отстала от него.
Ладисмас Бинкль – так зовут героя, – к вящей неожиданности предательской реальности, попадает в случайно подвернувшийся открытый канализационный люк, проваливается в него, ругается на лету, но в последний момент приземления вдруг обнаруживает, что земля на дне колодца «промялась». Бинкль продолжает падение, при этом ощущает, что его тело как бы теряет вес.
Приземляется герой так, словно спрыгивает с невысокой скамейки. Инфернальная реальность, а это, видимо, она, встречает Бинкля летучими мышами и скелетом человека 3-метрового роста (намёк на расу гигантов?). Не успевает молодой человек опомниться, как скелет обращается к нему с вопросом: «Как ты сюда попал, смертный?» Несмотря на дикий страх и дрожь, Бинкль вступает в переговоры с хозяином чертога, притом в агрессивно-истеричной форме. Так происходит знакомство.
Ладисмас проговаривает фразу всех времён и народов: «Чем могу служить?» Существо от таких речей опешивает, и его разбирает гомерический хохот. Существо рассказывает, что в древности люди сами искали его с целью убить, и никак иначе. Имя существа – Гурах.
Не растерявшийся Бинкль предлагает скелету эликсир молодости. Спохватившись, вдруг соображает, что может просить Гураха исполнить 3 его желания. Пойманная за ещё живое от такой наглости Гурах, а это «она», откоптившись дымом из ноздрей, говорит, что готова исполнить лишь одно желание афериста. В следующий момент Бинкль крутит в голове тему желаний, соображая об опасности просить что-нибудь чреватое последствиями. Его формулировка вызревает и звучит так: «Желаю выбраться отсюда, не потеряв жизнь и сохранив молодость». Гурах отвечает на эту реплику тихим смехом. Бинкль пытается исправить формулу, добавив в неё уточнение, но уже поздно. Превратившись в вихрь дыма, продавец эликсира выветривается из чертогов чародейки. Гурах с рассудительной задумчивостью понимает, что желание Бинкля будет исполнено в лучшем виде.
Тем временем Ладисмас в образе дыма покидает колодец, вылетает на свет божий и, долетев до ближайшего парка, внедряется в землю и мгновенно прорастает молодым, сорокалетним дубом…
Со временем дерево так красиво вписывается в поляну, что его даже защищают охранной табличкой, но вот особо чувствительные люди, оказавшись под кроной, рассказывают, что слышат в шелесте листьев стоны, крики и выражения нецензурного характера. Впереди у дуба ещё несколько столетий здоровой жизни. Конец истории.
- Психологическая достоверность
Она, на мой взгляд, совершенно неоспорима. Характер героя, его поведение, его аферизм, граничащий даже, я бы сказал, с небывалой смелостью, отвечают сюжетной линии и психологичности всех мизансцен. Браво, автор!
- Терминология и антуражность
Да и тут всё на месте, хотя немного скудновато. Чертог Гурах мог бы выглядеть побогаче на разные детали и артефакты из прошлого: например, частокол из мечей убиенных рыцарей вокруг костра с котелком. Сама Гурах могла бы, допустим, носить парик и всё время его снимать и надевать, как шапочку, на голый череп. Да, я думаю, что детальность не помешала бы драматизму сцены в подземелье. Сам автор вправе решать эту тему.
Никаких необъяснённых терминов в рассказе нет. Перед нами в очевидности хороший образец городской фэнтези с магией потустороннего мира и притчевым подтекстом о том, как нужно быть осторожным со своими желаниями.
- Основные фантэлементы
Фантэлемент рассказа – сюжетный: герой-авантюрист, примеривший на себя роль волшебника, продавца эликсира молодости, сам становится жертвой своих же способностей, заведомо ложных, построенных на обмане. Что же, а мог бы быть у этой истории другой финал? Невольный вопрос, который я задал себе по прочтении рассказа, был таков: а шутит ли магия инфернального мира над нами, шутниками и обманщиками в своём мире? Да, пожалуй, и шутки её бывают мрачны на грани фола. Заигрывание с темами вечной жизни, вечной молодости, философского камня, подкреплённое желанием заработать на этом, весьма чревато, скажу я вам, как и любой путь наживы на обмане.
Вот вам и идея рассказа, но это, как вы понимаете, не фантэлемент в контексте исследования, а откровение, касающееся не столько фантастики, сколько самой жизни в историческом и нравственном аспекте.
Рассказ на редкость культурологичен, в нём чувствуется авторская зрелость и мудрость. Оспаривать её я не вижу смысла, так как это будет означать что-то вроде битвы с ветром с помощью палки. Жизнь сложна во всех своих проявлениях, и есть высшие кармические законы, понимание которых нам недоступно в полном объёме. Есть закон равновесия, распространённый на всё бытиё и инобытиё. Есть энтропия, есть противостояние упорядоченности некому хаосу, некой нивелировке, некому сглаживанию. Поступок – это вброс энергии, это протуберанец, возмутитель бытия. Без поступка не будет движения ни вперёд, ни назад. Поступок обрекает нас на борьбу интересов, желание – это тоже поступок в тонком плане. Вот такие мысли вызвал у меня рассказ Александра. Надеюсь оказаться не одиноким.
- Художественная ценность
Нет вопросов. Рассказ хорош. Можно придираться к каким-то стилистическим моментам, но рассказ цельный, ёмкий, образный и философски выверенный. Он оставляет в душе множество вопросов, затрагивает потаённые струны и заставляет думать, даже когда всё, казалось бы, в сюжетном плане завершено и показано.
- Советы автору
Они необязательны. Можно расцветить картинки происходящего, сделать их ещё более яркими. Можно украшать, но не обязательно. «Правильное желание» Александра Атаянца, как и многое в его творчестве, меня искренне порадовало.