Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Евлампии Забелиной «О свинопасе Мартине и его верном друге, поросёнке по имени Могси» (2021)

Рецензия на рассказ Евлампии Забелиной «О свинопасе Мартине и его верном друге, поросёнке по имени Могси» (2021)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Жил-был принц, который был свинопасом при короле. Соответственно, и выращивал он, и пас королевских свинюшек, вполне себе грязных, вонючих, но весёлых. Мартин хоть и не знал, что он принц, но сам себе и своему дружку поросёнку по имени Могси обещал дать свободу всем свиньям. Могси был говорящим поросёнком. И он, вообще-то, свалился с неба в буквальном смысле. И что это, кстати, был за розовый куст, на который полез Мартин, чтобы разведывать погоду, – неведомо. Почему на нём жил пятнистый свин Могси, не объясняется. Мартин свалился с куста вместе с поросёнком прямиком в грязь. Да, поросёнок к тому же был маленьким, размером с ладошку. Как выяснилось, Могси провёл на небе 300 лет, был сведущ во многих вопросах, например травознавстве, кулинарии, этикете, и вообще он был ведьмой до того, как попал на небо. Об этом Могси рассказал после того, как предрёк Мартину стать принцем, а для этого требовалось очаровать принцессу механической розой, которая вырастет во дворе у Мартина на месте, где свинопас закопает своего зарезанного друга Могси. Мартин отказывается, и только после того, как Могси применяет гипноз, свинопас хватается за нож и пронзает поросёнку сердце.

От больших моральных терзаний Мартин с особой жестокостью расчленяет тело друга и выбрасывает на съедение свиньям из своего стада (непонятая, неоправданная жестокость). Свинки, однако, тело Могси не употребили, а зарыли его во дворе. А наутро следующего дня свинопаса разбудила завещанная механическая роза, которая продолжила воплощение доброй ведьмы и упрекнула Мартина в недоверии (почему не упрекнула в жестокости?).

Вскоре в хижине появился бейлив короля и приказал Мартину готовить свинское стадо на большую королевскую выставку. Мартин отправляется на выставку с хорошо помытым стадом и говорящей розой. Там-то проявляются все таланты розы, которая увеселяла народ, в том числе сказками и историями самого Мартина. Как и было заповедано, в выставочный павильон вскоре пришёл король с принцессой. Принцесса пожелала иметь такую розу во дворце. Но сама роза сообщает её высочеству, что их с Мартином разлучать нельзя, а вот если Мартина примут во дворце, то и роза останется там навсегда. Король возражает, он не хочет иметь в придворных свинопаса. После некоторого шантажа принцессы величественный папаша соглашается. Но принцесса прокалывается, тут же взяв на себя роль повелительницы розы. Мартин и здесь оказывается не на высоте: он даже не заступается за розу, а говорит: «Ей надо, пусть и поёт», когда принцесса велит розе исполнить песню о любви.

Мартин отправляется убирать за хрюшками и поднимает несусветное амбре, на которое сбегаются вся свита и король с принцессой. Роза с Мартином накидываются друг на друга с оскорблениями. А Мартин даже сетует на зловредность принцессы, с которой была бы не жизнь.

Жизнь распорядилась не так, как бывает в сказках, но тоже неплохо: на деньги от главного приза Мартин покупает варилку и заводит пчёл, начинает готовить и продавать шоколад, а король объявляет свиней священными животными (это по меньшей мере должно означать, что с того времени в королевстве перестали есть свинину. К этому выводу подвела нас автор произведения, спасибо ей).

  1. Психологическая достоверность

Ну какая может быть в сказках психологическая достоверность? Однако что-то в этой сказке есть такое, что выделяет её на фоне традиционных сказок. Есть некоторая заметная параллель со сказками того же Андерсена, который, как известно, не любил ни людей, ни детей, но всю жизнь писал сказки и тем прославился. Сказки Андерсена отличаются известной жестокостью и неадекватностью. Недалеко ушли от него и братья Гримм. Пожалуй, только Шарля Перро трудно упрекнуть в жестокосердии. Впрочем, в иных сказках жестокосердие – инверсионное понятие. Почему Мартин поступил не так, как советовала ему роза? Тут, вероятно, надо понимать, что Мартин работу свинопаса совмещал с работой мясозаготовителя. Но в сказке об этом ничего не сказано, а зря. Может быть, стоило бы назвать вещи своими именами и начать сказку словами: «Жил-был принц свинопас и мясозаготовитель…» Сказка от этого потеряет привлекательность.

Ну а другое дело, если мы такие двуличные и стыдливые, то зачем эта сцена с разделыванием туши Могси? Что сообщит эта информация читателям, на что направит? Что под гипнозом по наущению можно прирезать своего друга и расчленить его? Насколько нам важна эта психологическая достоверность? Люди хуже свиней – вот подспудный вывод, который может сделать читатель, тем более ребёнок. Взрослый человек её прочтёт и забудет, ну может, и подивится данной коллизии. Вот, собственно, главный пункт настоящей рецензии. Что с этим делать? Есть и другие, но я их опускаю.

  1. Терминология и антуражность

Здесь всё на месте. Хотя антуражность обставлена скромно и довольно условно. Розовый куст – вот вопрос настоящего пункта рецензии. Он, по всей видимости, огромен и растёт до неба. Откуда он там появился? Почему нигде в сказке это чудо более не упоминалось как столь значительная примечательность королевства? Как-то это странно. Автор может сказать, что это метафора, но сказки – вещь упрямая. Метафора в сказках не проходит. Здесь всё должно быть прописано и иметь предысторию. Растёт дуб до небес, а на нём сидит утка или заяц, лежит меч-кладенец, посадил Джек бобовое зерно, и вырос бобовый куст до неба. Всё объяснено. А тут розовый куст, на котором 300 лет живёт Могси. Почему ведьма превратилась в небесного поросёнка? Где её история, где история куста?

 

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Все фантэлементы сказки, как правило, сюжетны, все они взаимоувязаны и несут на себе конструкцию события. Чудесное в сказках если даже и не объясняется, то обязательно как-то взаимодействует друг с другом, влияет. Как влиял розовый куст на события в королевстве? (Да просто все знали, что герой, кто отважился на него залезть, мог добыть нечто необычное. Не только поросёнка размером в ладонь, 300-летнего возраста. Значит, кусту больше 300 лет. Он древний артефакт этой сказочной страны.) Откуда Могси знал, что после насильственной смерти должен превратиться в розу, да ещё механическую? Что за заклятие наложили на бывшую несчастную и добрую ведьму? Понимаете, фантэлементы могут сыпаться как горох. Тогда это просто бессмысленная игра, фантазирование ни о чём. Просто так захотелось. Нельзя. Сказка замечательна своей скрытой внутренней логикой.

Да, всё чудесное работает на главного героя: все превращения, испытания – всё направлено на него. И вроде бы всё так и происходит, но внутренней логики как бы нет. В чём же идея сказки? Выбрав вектор своей судьбы, ты не обязательно достигнешь желаемого. Но чего-то достигнешь, чего-то, что устроит всех. Как бы Вы, автор, и все присутствующие охарактеризовали главную идею?

Я не вижу особого морального вывода из данного произведения. Мартин не заслужил своего предназначения? Он действовал своевольно, иногда бессмысленно и жестоко, и ему в этом покровительствовали. Так в чём же ответ?

  1. Художественная ценность произведения

Она спорна. Рассказ написан, но написан с нарушениями внутренней логики. Такое впечатление, что автор и сама не знала, чем завершить историю и как её правильно вести, как управлять фантэлементами. Это грустно. Эта недоработка портит и художественное восприятие, вызывает протест вкупе с многими вопросами: почему так, почему эдак.

  1. Советы автору

Подумать обо всём сказанном и замеченном и поработать над рассказом основательно, если он ей самой дорог.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх