Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Евлампии Забелиной «Царевна» (2021)

Рецензия на рассказ Евлампии Забелиной «Царевна» (2021)

  1. Первичная логика сюжета

Героиня рассказа Каська перелезает через забор постоялого двора, шлёпается в траву и слышит два незнакомых голоса. Разобрать речь она внятно не может, но по переговорам прохожих слышит, что обсуждают они чужаков, что приехали к Царевне свататься. Каким-то образом почуяла она, что королевич-гость не по своей воле действует, а по воле околдовавшей его ведьмы. Оторвав руки от земли, видит два выгоревших пятна. Это от прикосновения мысли этой самой ведьмы произошло. На месте этих пятен вдобавок вырастает из мёртвой земли два лазурно-синих ростка. Каська в испуге убегает домой.

Просыпается под боком у Пушка – домашнего медвежонка, которого она вылечила от ран и живёт он в доме уже пятый год. Бабуля сообщает, что женихи во дворе все ворота оборвали. Каська выглядывает во двор и видит Михася, Буху и Допыня, одетых по-походному. Выясняется, что друзья собрались идти к Старой Башне предупреждать Царевну об опасности (по объяснению автора получается, что Михась мысли Каськи слышал на расстоянии).

Друзья идут вместе с Каськой в город. Каська отмечает по ходу, что позвоночник её после встречи с ведьмой пронзил холод и это приносит боль (самой встречи не было, а была встреча с наведённой энергией ведьмы). Останавливаются друзья в храме Хранящих высоко над городом, что весь как бы на горе расположился. Здесь их обогрели и накормили и даже медвежонка приняли, и всё это в обмен на скальную смолу, что по пути отыскал Буха. Тот же Буха рисует в воздухе картинку, как пройти к Царевне: Каське переодеться в мальчишескую одежду и представиться женихом Царевны (вот догадаться, что именно так нарисовал Буха, трудно). Но уж потом, когда обрезает Каська свою косу, всё становится понятно.

Каська возле замка. Встречается с горгульей (сиречь каменным или живым изваянием. Это вопрос.) Каська пыталась отвести ей глаза (сиречь гипнотически отвлечь внимание). Здесь она слышит голос Царевны-невидимки. Голос упрекает её, что Каська пытается перехитрить стражу.

В то же время женихам на площади перед замком объявляют первое задание. Царевна, что прячется в белом шатре, объявляет первое задание: сделать украшение для неё. Тут выясняется, что Каська обладает даром яснослышания. Вспоминает сказ про Царя, которого ведьма-де закляла губить всё живое, и что беда эта в царском замке давно живёт.

Царевна приглашает Каську в свой сад. При этом непонятно, в телесной ли форме Царевна или призрак. Вроде бы не призрак: звонит в колокольчик, протягивает Каське кубок со сбитнем. И вот тут в отражении в кубке Каська видит настоящее лицо Царевны, отдалённо похожее на человеческое. Царевна испепеляет кусочки яблока в руках. Каська бежит в испуге.

Далее в рассказ вплетается история знакомства Михи со скорняком-горбачом. Некий дядька Дал отпускает всю дружную команду собирать бруснику. Миха собирает рябиновые ягоды, из которых делает бусы и дарит Каське. Вопрос к автору: когда происходили эти события??? Похоже, это самая первая сцена по хронологии рассказа.

Снова возвращаемся во дворец. Миха не знает, что происходит с Каськой во дворце, а тут ещё Буха уснул мертвецким сном (это, стало быть, был момент выхода астрального тела).

Снова народ собирается на площади. Тут Миха видит Каську, которая уже голем, созданный Царевной, но никто об этом не догадывается. Этот подменыш ошивается среди женихов, а сама Царевна взяла настоящее тело Каськи и в него вселилась. Миха узнаёт об этом по бусам на шее Царевны, которая не смогла их снять.

Каська в виде призрака ходит в тумане, и ей открывается тайна Царя, как погубил свою жену и дочку, которая своё реальное тело потеряла. Каська в тонком теле встречает Буху в тонком теле, который её воплощает в своё тело. Она оказывается в храмовой лечебнице и понимает, что в чужом теле.

После всех странствий Каська оказывается на площади, где расстелено бранное полотно, на котором стоят принц Мал, Миха и Царевна в теле Каськи. Миха спровоцировал конфликт, обвинив Царевну в нарушении слова, что та, приняв его бусы, сватается за другого. Царевна в теле Каськи бусы снять не смогла, а принц Мал их разорвал. Каська в теле Бухи выталкивает подменыша на судное место, который рассыпается глиной, и сама Каська назначает испытание землёй. Царевна испытание принимает. Миха выбирает испытание водой, принц Мал – огнём. Всё здесь красиво и метафорично описывается. Царевна проходит испытания огнём и водой, но осыпается золой, рассказывая очередную ложь, что она и есть Каська, а вместо себя много лет назад поставила подменыша. Принц Мал чадит огнём, мертвечину пожирающим, и уходит с места испытания.

После испытания водой Каська получает воплощение, то есть материализуется и становится для окружающих видимой. Царевна продолжает попытки уйти от испытания землёй, но Каська настаивает на этом испытании. Их зашивают в мешок и зарывают, причём Миха кидает первую горсть земли. Рыдает Буха, Пушок съёживается…

На 40-й день огонь над могилой гаснет и на этом месте вырастает необычайный куст, а на нём плод, похожий на тыкву. Когда пламя опадает, Михась из лопнувшего плода вытаскивает девчушку с глазами чистыми, как горные озёра.

 

  1. Психологическая достоверность

Как в сомнамбуле. Сомнамбула – это что-то вроде помрачённого сознания героя, которое предельно правдиво, поскольку идёт через непосредственное чувствование и даже сверхчувствование переживаемого события. Мы верим сомнамбуле, мы не можем её оспорить, т. к. здесь действует не логика, а непосредственное переживание в реальном времени. Однако композиционно рассказ крайне запутан. Реминисценции чередуются с действием без переходной фазы, что вообще затрудняет понимание. Над всем витает дух некоего ведьмачества. Ведьма привела принца Мала, ведьма закляла Царя и его дочь Царевну. Царевна использовала тело Каськи, а сама Каська под волшебством бабки Залы якобы чувствует и слышит голоса, не видя людей. Доверчивость губит героиню, но спасает её друзей. Это выглядит правдиво и вроде бы достоверно, однако  сам язык рассказа, живописный, самобытный, работает часто не в подтверждение логики событий, а как фактор, затуманивающий смысл. Образы и  эмоции наскакивают один на другой. Автор не заботится об управлении временем в полной мере, сливает разноудалённые события в одну связку. Всякий раз вам хочется большей ясности. Кружевной хоровод метафорической передачи внутренних состояний героини неоправданно запутан или недосказан. Недосказанность начинает раздражать. Куда убежала Каська после первого разговора с Царевной? Осталась ли она в замке или уже была призраком? И т. д. и т. д. Народная мистеричность текста своеобразна, в него включено много бессознательных элементов, которые, однако, не открываются с первого прочтения, их надо повторять, возвращаться и искать некоторую реперную точку события или самому собирать мозаику сюжета. А сюжет из-за описательности этих бессознательных моментов кажется нестройным, даже случайным. Т. е. текст порождает эффект блуждающего сознания. Хотелось бы понять: автор изначально ставил перед собой такую творческую задачу или это форма его естественного мышления.

 

  1. Терминология и антуражность

Как я уже упоминал, язык в рассказе интересен, живописен; я вначале подумал, что перед мной ещё одна сказка, но потом выяснилось, что это мистическая фэнтези, даже эзотерическая фэнтези. Понимание пришло с появлением горгулий, которые-де охраняли сад Царевны – каменные и одновременно живые демонические существа – готическое архитектурное наследие Средневековья. Впрочем, роль горгулий в рассказе не развита, они стражи, и не более того.

Город, растущий до облаков, закрытые двери с садами, царский замок – всё это архитектурные артефакты не славянской фэнтези, но имена персонажей, природа – всё родное, не заимствованное. Ничего противоречивого, неестественного, не присущего жанру. Ведьмы, волшебство, сверхчувственное восприятие, эффекты. Оригинальна идея судного полотнища. Это понравилось.

 

  1. Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента

Все фантэлементы – сюжетные и антуражные. Их исключение из произведения разрушит канву, рассказ рассыплется, потеряет колорит.

Идея рассказа – не фантастична. Правда, искренность и вера побеждает всё, даже смерть. Это настоящая философская человеческая культурная ценность, основанная на вере в добро, она живёт в нашем мире испокон веков, она выглядит фантастичной только в глазах скептиков..

Вывод очевиден: перед нами светлая мистическая фэнтези с культурно-философским акцентом. Характеры персонажей заданы, но они развиваются, постепенно раскрываясь.

 

  1. Художественна ценность

Автор работает в оригинальной стилистике, сочетающей в себе народность, русскую метафоричность, мистический психологизм. Этот сплав воспринимается естественно, без натяжек.

С другой стороны, наличествует некоторая недосказанность в описании событий, событийная непоследовательность, нагромождённость внутреннего и внешнего плана героев, сюжетная и временная неразбериха. Разные эпизоды имеют разные реминисценции, наплывают друг на друга без пауз. Всё это требует поправок, что несомненно поднимет уровень рассказа, который сможет стать красивым перлом в авторской коллекции.

 

  1. Советы автору

Поработать над текстом с чувством и внимательностью к деталям и элементам композиции.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх