Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Учитель эмоций» (2021)

Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Учитель эмоций» (2021)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Мрачный рассказ с глубокими и далёкими выводами. Учитель эмоций начинает свой первый урок в школе. Он рассказывает о том, что за время существования человеческой цивилизации её эмоциональный фон несколько раз претерпевал изменения. Одни эмоции и чувства, характерные для одной эпохи, сменялись другими. Например, это касалось видов страха. Учитель говорит, что в прошлом веке (имеется, вероятно, в виду ХХ век) учёные научились воздействовать на центры эмоций и чувств и теперь жизнь человека встроена в систему информационной сети, а индивидуальный чип регулирует всё что необходимо: здоровье, поведение, даже предотвращает агрессию, которую можно дистанционно подавлять. Чип также работает с интересами личности, подбирает друзей и даже может выбрать спутника жизни. Долгое время такой контроль держался в обществе на высоком уровне, но в настоящее время контроль постепенно ослабляется, и учитель предлагает ученикам разобраться в сути эмоций и чувств… Фрагмент прерывается.

Далее нашему вниманию предлагается диалог 2 друзей-учеников Лёхи и Вадима. Они решают, что неплохо было бы подшутить над классной математичкой: заставить её возненавидеть или влюбиться в биолога, причём публично. А что нужно для этой цели? Научиться перепрограммировать индивидуальный чип. Но для этого надо бы найти хоть какой-то образец. Добывать его из своей ладони вживую сложно – так почему бы не взять его из трупа? А где добыть труп?

Ребята сообразили, что чип находится у человека в ладони, чисто эмпирически: потому, что во время всяких проверок нужно прикладывать именно ладонь как идентификатор. Возможно, что так же он подзаряжается. Вспоминают о существовании списанного сканера в школе и решают его раскурочить для пользы своего исследования.

Снова переходный момент. Учитель просит учеников включить личные диктофоны и начать записывать его лекцию. Проходит время. Занятие по предмету продолжается. Учитель предлагает перейти к практике и разобрать реальные примеры эмоций и чувств самих учеников.

Тем временем юные исследователи докапываются, что у сканера есть также беспроводной зарядник. Ну и главное, ребята решаются эксгумировать любого «свежего» покойника и для этой цели отправляются на кладбище…

Учительская практика в школе продолжается. Ученики отвечают на вопросы, что такое дружба, любовь, привязанность, а тем временем нашим изобретателям предоставляется случай подобраться к чипу.

Дождавшись ночи, они отрывают гроб и отсекают руку у молодого утопленника. Извлекают чип, переписывают кодировку, но разобраться в принципах программирования этого мини-устройства им трудно. Что-то на доступном и примитивном уровне им удаётся. Решено провести тестирование прямо на уроке математики, разместив сконструированный программатор под крышкой стола, на который опирается ладонью учительница в своей любимой позе: боком к классу. Предпринятая проверка показывает, что материал доски и стола сигнал не заглушает.

Наступает день испытаний. Лёха и Вадим проводят секретную операцию по перепрограммированию чипа математички Галины Александровны. Поначалу ничего не происходит. Вадим шепчет Лёхе, чтобы тот добавил мощности сигнала. Математичка заваливается на кафедру, бьётся головой о столешницу и теряет сознание…

Последняя сцена рассказа. Беседуют двое, по всей видимости секретные спецы по части чипов и нейропрограммирования. Становится ясно, что история с чипом раскрыта. Спецы признают, что ребята докопались до принципов и теперь им дорога не куда-нибудь, а в закрытый интернат для способных детей, причём лучше не на родине, а в Америке. Ну а для родителей нужно сымитировать их смерть, чтобы напрочь позабыли про своих чад. Точка, конец истории.

 

  1. Психологическая достоверность

Как я уже говорил в начале, рассказ при всей его мягкой подаче довольно жесток. Мир будущего со всеобщим контролем не раз фигурировал в прогнозах фантастов. Контроль над эмоциями, разумом, поведением, развитием выглядит для нас, людей прошлых стихий, свободы, всегда диким и по сути бесправным. Подо всё можно придумать красивую вывеску. История это знает. Под любое социальное ограничение можно подвести и научную базу, и законы. Насколько человек вообще управляемое существо? Ответ таков, вероятно: человек может быть полностью управляемым и контролируемым существом. Технологии уже сегодня позволяют добиться этой цели. Власть над человеком поменяет качество. Она станет если не абсолютной, то возрастёт на порядки.

Герои рассказа – способные мальчишки, которые из спортивного интереса устраивают состязание с системой с возможностью её провести и научиться управлять управлением. Естественно, их затея провалилась из-за незнания всех правил и законов нейропрограммирования. но посягнув на систему, они мгновенно поставили себя в особые условия. Они стали социально опасными. Как детей их прощают, но их судьбы с этого момента кардинально изменятся. Психологическая достоверность в рассказе очень хорошо поймана и показана по репликам осуждения, по действиям. Мы видим психологию любопытствующих подростков, решивших пошалить серьёзными вещами. Вопросов нет.

 

  1. Терминология и антуражность

Рассказ наделён качествами наукообразия. Предметы, понятия и даже технологии раскрываются, показываются хоть в первом приближении, и это приятное качество рассказа. Антуражные сцены прописаны бегло, но чётко. Дети в классе с учителем, Вадим и Лёха в своей лаборатории, Вадим и Лёха на кладбище – всё достаточно реалистично и выпукло.

 

  1. Основные фантэлементы, поиск целевого фантэлемента

Основные фантэлементы в рассказе – сюжетные. Герои действуют в обстоятельствах заданного мира, в котором они живут, с одной стороны, а с другой – в тех, которые выбирают для себя сами. Их шалость по отношению к учительнице перерастает в целое приключение с кучей неизвестности. Им могло бы не повезти, их могли бы поймать на кладбище, но они осторожны и действуют предусмотрительно. Всё это – сюжетные ходы. Можно ли с определённостью назвать их фантастическими? Лишь отчасти. Так могли бы действовать достаточно смелые и образованные ребята и в наше время. Фантастичной же является только цель героев – построить программатор для перенастройки нейрочипа. Но что же целевой фантэлемент? Он есть или его нет? Действия против установленных законов и норм общества неминуемо приведут к изоляции тех, кто пытается это сделать. Но это не фантастический вывод. Это вывод близкой к нам реальности. Наказание таких людей может быть разным, но оно всё равно существует. Выйти сухими из такой сюжетной воды герои-мальчишки не могли. Жёсткое общество не лишает их свободы, но отрезает связь с родными навсегда. То есть это что-то сродни пожизненному заключению без тюрьмы. Значит, целевого фантэлемента  в рассказе нет.

 

  1. Художественная ценность произведения

Скажу просто: рассказ хорош, рассказ нравится. Он заставляет нас думать, и он предупреждает о нависшей угрозе, идущей изнутри цивилизации.

 

  1. Советы автору

А если представить, что сюжет мог бы иметь альтернативную концовку? Он бы, по крайней мере, оставлял надежду ребятам вырваться из будущего заточения их несчастных судеб. Вы об этом не подумали, уважаемый автор?

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх