Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Настройщик людей» (2020)

Рецензия на рассказ Евгения Полякова «Настройщик людей» (2020)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Рассказ-диалог. Некий специалист-психолог, настройщик людей, осуществляет приём посетителей в своём кабинете. Вероятно, работает по рекламе в порядке живой очереди, и, судя по всему, его услуги весьма дороги. Но он, как выясняется впоследствии, человек не железный, тратит энергию, вероятно душевную, всерьёз и работает хоть и за деньги, но на совесть. При этом использует человека как реальный инструмент, у которого имеются некие струны, но не только струны – и колки, и порожки. Аналогия с настройщиками музыкальных инструментов весьма очевидна.

Первому посетителю подправляют струну любви и рекомендуют относиться к ней крайне бережно, не используя обертонов, играть в темпах пиано или пианиссимо.

Второму запущенному пациенту налаживают струну лени и ответственности. Притом первая, как следует по логике, перетянута (того и гляди порвётся), а другая «уж пылью поросла». Настройщик советует лениться в меру, чтобы сохранить все остальные струны в рабочем состоянии.

Третий посетитель подвергается ещё большей настройке. У него, кроме струны ответственности, выявляется также струна хобби и досуга. Выдаётся совет обращаться к источнику Мельпомены и читать книжки, и не только технические.

Четвёртый посетитель богатый и хамоватый, наезжает на настройщика, который, ссылаясь на усталость, просит посетителя явиться на следующий день; следует перепалка, в результате которой выясняется, что посетителю, вообще-то, требуется справка для доступа к государственному тендеру. В результате препираний настройщик всё-таки одерживает моральный верх.

Это всё.

  1. Психологическая достоверность

Психологическую достоверность в рассказе я бы определил как условно принятую. Характеры посетителей остаются за кадром. На поверхность выступают только те их качества, которые требуют вмешательства настройщика. С последним посетителем чуть ясней: он явно из разряда крутых бизнесменов с тугим кошельком и малым терпением, привыкший получать сразу всё, а если не сразу, то всё за большие деньги и лучше сразу… Но он проявил терпение вроде бы, отсидел очередь и вот оказался не включённым в список настройщика, который даже за двойную плату отказался работать по причине боязни потерять личную настройку. Трое из посетителей озабочены проблемой расстройки, кроме четвёртого, цель которого вполне меркантильна. Ему просто требуется справка, бумажка, он наверняка не нуждается ни в какой душевной настройке и вряд ли бы по смыслу претензии что-либо позволил в себе изменить. Вероятно, этот нюанс почувствовал настройщик и поэтому не продался за большие деньги, предпочёл поберечь душу, по крайней мере на сегодня.

Вообще говоря, стилистический приём, столь характерный для жанра пьесы, когда психологическая достоверность проявляется лишь через речь персонажей, довольно труден. Но автор, как мне представляется, с ним справился, хотя и не на 100 %.

  1. Терминология и антуражность

О терминологии я уже говорил: музыкальноинструментальная параллель с понятием струны в очевидности рисует нам некий набор душевных струн, к которым имеет доступ настройщик. Очевидно, у него есть для этого вполне объективная технология, которая уже признана в мире и науке. По этой причине в поле антуражности моё читательское воображение рисует некое будущее, некий мир, где метафизика и энергетика души становятся управляемыми понятиями. На них можно влиять, подстраивать по желанию людей. Интересный мир.

С другой стороны, во всём описании присутствует некая обыденность, заурядность, что ли, стандартность. Настройщик – умудрённый опытом специалист своего дела. Его профессия востребована, причём высоко. Используя свою терминологию, автор, однако, скрывает процесс работы настройщика, оставляя нам право додумывать, как он подтягивает струны. Отсюда вытекает метафоричность сюжета и идеи рассказа.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент рассказа – идейный. Существует методика прямой настройки людей, их привычек, желаний, настроений, их психики, возможность корректировки, подтяжки или, напротив, отпускания душевных струн. Этой методикой владеет главный герой, каждый день он работает со множеством разных индивидов. Он любит своё дело и служит ему творчески, даже самозабвенно. Он не сомневается в правильности своей диагностики. Он как бы реальный инженер, а лучше сказать, технолог душ и характеров. Но как уже говорилось, рассказ носит метафорический акцент ввиду скрытости технологии и по этой причине к фантастике может быть отнесён весьма условно. Что происходит в кабинете настройщика, неясно. Он включает метроном и вводит пациента в гипноз? Картина не прорисовывается. Автор не задаётся целью показать нам фантастический мир во всей событийной полноте.

Если определить целевой фантэлемент таким образом: в мире есть люди – настройщики, реально способные изменять личности, причём поставив это занятие на поток. Отвечаем ли мы на вопрос цели данного рассказа? Возможно, ибо цель эта имеет место в мире, и она фантастична и вполне научна. Однако за ней априори может стоять любой общественный монстр. Само общество, обладающее такой технологией настройки, может быть монстром. Тогда перед нами неожиданно появляется антиутопия, и это, скорее всего, так. Настройщик ведёт будничный сеанс в мире уже состоявшейся антиутопии.

  1. Художественная ценность произведения

Наверное, из всего вышесказанного в очевидности следует, что рассказ наделён немалой художественной ценностью при всей его стилистической простоте. В суждениях настройщика проступает магический оператор. Чего он добивается? Зачем вмешивается в душу или сознание? Кто он? Может, стоит от него отшатнуться, как от демона? А может, стоит его убить последнему посетителю? Хладнокровно застрелить как мерзавца, авантюриста и духовного садиста? Уж поскольку мы можем в итоге задавать сюжету такие вот вопросы, мы не сомневаемся в художественной ценности рассказа, но она двояка: мы и принимаем происходящее, и отторгаем его одновременно.

  1. Советы автору

Оценить моральный вес рассказа ещё раз и ещё раз проверить личные настройки и, как вариант, продумать возможность яркой, необычной концовки.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх