- Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения
Детская фэнтези – штука серьёзная, и как с ней бороться? Задаю себе этот вопрос и, право, не знаю, как на него отвечать. Существуют правила построения сюжета. Они актуальны для любого произведения. Но есть и масса различных вариаций. Не всегда композиция выглядит последовательной. Это тоже правда. Бывают произведения без явного наращивания темпа, без кульминации. В нашем случае автор поступил примерно так же. Но для начала синопсис.
Две девочки: Полина и Галька – живут в семье, где нет отца, но есть мама и бабушка. Живут в целом беззаботно. Все заботы берут на себя взрослые. Мама безвылазно работает, а бабушка на хозяйстве и воспитании внучек. Действие происходит в некоем вполне реалистичном городе времён, очевидно, 90-х годов прошлого века, когда ещё нужно было отлавливать продукты в магазинах, выстаивать пусть не километровые, но всё-таки очереди. Ничего сверхординарного не происходит в жизни девчонок. Старшая, от имени которой идёт повествование, довольно умело (словами автора) описывает быт в семье и окружение.
Однажды в городе Галька, которая помладше, увидев не по эпохе одетую женщину, показывает сестрице на неё пальцем. Женщина, заметив этот жест, улыбается, но проходит мимо или исчезает. Полина пеняет сестре, что показывать на людей пальцем некрасиво и неприлично. В обед после того, как Галя опрокидывает на своё платье чай, бабушка журит внучку и произносит фразу: «Вот заберёт тебя Какуча Гогота». И что же? Всё так и происходит. Галя исчезает, а разузнав у знакомого дяди Ангуса о реальном существовании Какучи Гоготы (дядя Ангус передаёт девочке кусочек волшебного янтаря), Полина дожидается нужного момента и оказывается в новом мире. В мире, похожем на сказочный. В мире, где на троне восседает королева Пиковая Дама. В мире, где совсем недавно произошла кровопролитная гражданская война, где когда-то правила добрая волшебница Какуча Гогота, но против неё подняла бунт её фрейлина со своим мужем Бабаем. (Неудачное имя, всё равно что пугало.) После свержения волшебницы и окончания войны фрейлина и её супруг взошли на трон. Пиковая Дама разъезжает на карете, причём разъезжает по разным параллельным мирам, и крадёт детей, непослушных девочек и мальчиков, которым потом заменяет сердца стальными, делает она это из представления о том, что в её дворце должна царить атмосфера только корыстных отношений. Вероятно, существует некий наговор или заклинание, которые сработают, если окажется, что хоть кто-то из придворных-воспитанников совершит бескорыстный поступок.
Полина в новом мире встречает кухарку Марту, которая служит в Чёрном замке Пиковой Дамы и живёт поблизости. Выясняется, что в стране Пиковой Дамы радость – редкий и даже гонимый гость. Граждане живут плоховато, в серых домишках, трудятся на невзрачных полях, и это угнетает Полину. Неожиданно она встречает здесь всё того же соседа по улице из родного мира, дядюшку Ангуса. Он то ли узнаёт её, а то ли делает вид, что не узнал. Полина устраивается на работу на кухню замка помощницей Марты. Вскоре она встречает украденную Гальку. Галя уговаривает Полину остаться в этой стране и домой не возвращаться. Очевидно, обстановка замка и общение с другими детьми постепенно изменяют характер Гальки. Полина страдает и плачет от отчаяния, понимая, что Гальку уже, похоже, не спасти, не вырвать из рук Пиковой Дамы. В тот же достопамятный день она встречает плачущего мальчика лет 5, который объясняет, что очень хочет вернуться домой. В благородном, бескорыстном порыве Полина, воспользовавшись волшебным янтарём, возвращает мальчика в родной мир, но сама остаётся без янтаря.
Далее следует сцена, в которой стражник замка отлавливает сбежавшую Гальку, которая кричит, что не хочет стальное сердце. Полина набрасывается на стражника с криком: «Фашист, гад!» – однако ничего сделать не может. Полину сажают в тюрьму, а Гале заменяют сердце стальным.
Проходит время, и вот выпускают Полину на свет. Выпускают всех узников. В стране переворот. Свергнута Пиковая Дама, и на трон возвращается добрая, праведная Какуча Гогота. Полина вступает в замок и с удивлением и восторгом признаёт в Какуче Гоготе свою весьма помолодевшую покровительницу Марту. Здесь же и дядюшка Ангус, премьер-министр при новой власти. Какуча Гогота рассказывает Полине историю о бескорыстном поступке, который развеял чары. Но печаль ситуации в том, что вернуться сразу в их родной мир к бабушке и маме у сестёр не получится. И всё же такая встреча произойдёт. Повзрослевшая духом Полина решает пойти к Гальке, всё ей рассказать и самой попытаться поверить. Всё. Финал фэнтези.
И что прикажете с этим делать, господа критики? Есть ли логика в произведении? Определённо есть. Есть ли сюжет в произведении? Определённо есть. Есть развитие сюжета? Вроде бы есть… Есть развязка? Вроде бы есть. Но что-то провисает, не правда ли? Что же? Динамика? Динамика в рассказе очень ровная, практически без всплесков. Героиня терпит всё, что сваливается на её голову, героиня верит и не теряет надежды вернуть себя и Гальку в родной мир, но этот новый мир цепко держит её в своих руках. У него свои законы, он хоть и кажется сказочным, но сравним с прошлой реальностью. Что же происходит в рассказе? Мой определённый ответ: провисает коллизия. Она либо не продумана до конца, либо оборвана автором от некоторой беспомощности красиво завершить сюжет. Многое остаётся невыясненным. Чего добивалась Пиковая Дама? Может быть, придумать для неё мотивацию посильнее, чем окружить себя бесчувственными куклами? Каким образом Какуча Гогота вернула себе власть? И в чём, собственно, её доброе волшебство? Что происходит с девочками и мальчиками, которым заменили сердца? Ведь их там должно быть уже много. И так далее и так далее.
Полина, скажем так, слабо боролась за вызволение сестры. Отсидела в тюрьме и вышла, когда всё уже разрешилось. Ей не хватает пассионарности. Почему бы не придумать коллизию, что Ангус возглавляет тайное сопротивление и Полина успевает в нём поучаствовать…
- Психологическая достоверность
Рассказ в целом рассчитан на подростков, но читать его будут и взрослые люди. И у взрослой аудитории, возможно, появится некоторая снисходительность: герои – детишки, история – фэнтезийная. Подростки, напротив, могут прочитать рассказ с большей самоотверженностью. Хочу заметить, что психологическая достоверность – параметр тонкий и в данном случае компромиссный. Нельзя Полину слишком взрослить, но нельзя и делать из неё пуси-муси. Во многом удачно, что рассказ написан от первого лица. В таком случае нужно ещё раз проглядеть реакции и суждения Полины и, возможно, что-то смягчить, что-то упростить, а что-то усилить. На месте автора я бы начал такое усиление, уже когда Полина оказывается в замке.
- Терминология и антуражность
К этим пунктам замечаний мало, хотя страна Какучи Гоготы всё-таки описана слабо. Кто окружает правительницу? Какова её свита? Какие жёсткие порядки царят во дворце?
- Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента
Основной фантэлемент – антуражный. Сюжетообразующий на 2-м месте. А вот главная коллизия – сказочная. Можно найти много параллелей: пропал братец Иванушка и пошла его искать сестрица Алёнушка, пропал мальчик Кай и пошла его искать неутомимая Герда. Но сравните Герду с Полиной. Сколько удивительных приключений и злоключений довелось испытать Герде. И что победило? Любовь. В нашем рассказе победило тоже добро, но как-то отстранённо. Как оно победило? Какими движущими силами? К сожалению, целевой фантэлемент не проявляется. Нет чёткой мысли, какая идея главенствует в рассказе, ради чего он написан, ради какой истины и цели.
- Художественная ценность рассказа
Язык произведения мне понравился. Он лёгкий, предметный, хорошо подчёркивает детали и отражает настроение героини. Но, повторяю, автору ещё нужно поработать над темой в целом. Художественная ценность может быть достигнута с усложнением сюжета.
- Советы автору
Советов я, как мне думается, выдал много. Остальное дело за работой и ещё раз за работой.