Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » М. Лиманская «Настоящая фантастика - 2010»

М. Лиманская «Настоящая фантастика - 2010»

  Вот и прошел очередной конвент «Созвездие Аю-Даг», и в мои руки вновь попал сборник «Настоящая фантастика». Теперь уже – 2010. Нет, я не спорю, конвент прошел давно, а рецензия на эту книгу появилась еще раньше (если мне не изменяет память, в «Полдне»). Однако автор лишь «пробежался по верхам». Я же, продолжая цикл рецензий на «НФ - …», ставлю себе задачу проследить динамику развития этого, без сомнения, отличного проекта.
       Итак, давайте для начала взглянем на сборник, так сказать, сверху. Первое, что приятно удивило – объем. «НФ  - 2010» примерно вдвое толще предыдущей. Значит, должно быть вдвое больше хороших текстов… По крайней мере, хотелось верить.
       Как ни странно, так оно и оказалось. Помнится, «Настоящую фантастику - 2009» я вовсю сравнивала с зеброй в том смысле, что половина текстов потрясла и взбудоражила воображение, а другая половина… Хм. Ну как бы так сказать… Не очень. В этом году картина выглядит гораздо лучше.
       Теперь заглянем внутрь.
       Открывается сборник фрагментами романов Г. Л. Олди «Городу и миру» и М. и С. Дяченко «Мигрант». Объективных соображений по этому поводу нет, романы надо читать полностью.  Скажу лишь, что нашей фантастике есть чем гордиться :). Ибо даже отрывки романов оставили очень хорошее впечатление: зрелый, яркий стиль, динамичный сюжет, запоминающиеся идеи. В общем, классное начало сборника.
       Далее сборник не сбавляет оборотов. Десятистраничная (или около того) драма Павла Амнуэля «Голубой альциор» навевает светлую грусть и заставляет задуматься о природе Грани между жизнью и смертью. Что происходит с душой тяжелобольного человека? Может ли пораженное недугом, ослабевшее тело удержать душу, когда та стремится в полет?
       Далее книга совершает головокружительный скачок от печальной мудрости к почти детской наивности. «Дорога чудес» Дмитрия Казакова – светлая, ровная, предсказуемая история о том, как убеленный сединами чопорный профессор с помощью случайно купленной в букинистическом магазине волшебной книги постепенно открыл в себе восторженного ребенка и – исчез. Наверное, ушел в Волшебную страну. Ведь только там таким и место.
       Интересный эксперимент с формой «поставил» следующий автор, Антон Первушин. Рассказ «Чтоб ты сдох!!!» написан в жанре смс-романа. И, несмотря на название, повествует о любви. Горячо рекомендую всем замужним и женатым вне зависимости от литературных предпочтений. :)
       Ярослав Веров в рассказе «Боевой алфавит» говорит о природе цивилизации в целом и человека в частности. Представим мир без насилия: нет не только реальных конфликтов, но и всего, что напоминало бы о них (книги, фильмы, игры и т д). Лишены ли люди, живущие в таком социуме, тяги к войне во всех ее проявлениях? Конечно нет, говорит автор. По крайней мере, не все. И куда девать этих «моральных уродов»? Конечно, в пекло! В топку мира, где идет бесконечная бессмысленная война! И концы в воду. Так вот. Жестоко, как и всякая антиутопия.
       Елена Первушина в рассказе «Витязь и дракон» оригинально интерпретирует классический для фэнтези сюжет. Некий рыцарь пришел сразиться с неким драконом. А дракон на поверку оказывается… оборотнем-женщиной, которая вот-вот родит ребенка. Что дальше? Магия и мистика…
       А по сборнику дальше, увы, первый слабый текст. Рассказ Алексея Калугина «Так держать, сталкер!» не блещет ни сюжетом, ни идеей. Классический для  мира Зоны квест к загадочному Монолиту заканчивается, так и не начавшись. Правда, что интересно, в качестве «отмычки» с главгерами идет… Майкл Джексон, который приехал в Зону, чтобы с помощью вышеупомянутого булыжника снова стать богатым и знаменитым. В принципе, в тексте много прикольных стебных моментов, чем он и интересен.
       Теперь от черного юмора плавно переходим к полнейшей чернухе. Пионер русского темного фэнтези Андрей Дашков, как всегда, выдал прекрасный в своей безобразности текст. Нет, под безобразностью я подразумеваю не литературное мастерство автора (тут все как раз на высоте), а потрясающую плотность мерзости на квадратный метр текста и описываемого мира. Хотя это один из основных признаков «дарка», смотрится очень даже оригинально.  Может, потому что хорошего дарка у нас не так много.
       А авторы сборника продолжают играть с Дьяволом. Дмитрий Федотов в рассказе «Корпорация «Люцифер» пересказывает христианскую эсхатологию, так сказать, с точки зрения делового человека. Итак, есть  корпорация «Люцифер», есть холдинг «Эдем», и, как следствие, нешуточная между ними конкуренция. Кульминация этой борьбы – Апокалипсис. Правда, в данном случае решающая схватка «агнцев и козлищ» происходит… на просторах Интернета. Земля не пострадает. А ведь скоро 2012-й… Хорошо бы это было пророчество)))
       Теперь давайте вновь вернемся к драконам. Алексей Евтушенко в рассказе «Дракон для принцессы» смешивает 50 на 50 космическую оперу и фэнтези. Принцесса не может выйти замуж, потому что ее суженый не победил дракона. А суженый не может победить дракона, потому что не может найти. Принцесса стареет, принц тоже не молодеет, а король – упрямый осел –  не хочет отменять традицию из-за такой «мелочи». В отчаянии верховный Маг произносит древнее заклинание, чтобы вернуть драконов. Правда вместо оных на землю Великой Делонии совершает аварийную посадку притянутый мистическими силами межзвездный грузовик класса С «Пахарь». И тут начинается…
       Константин Крапивко в рассказе «Нечисть» пытается отрастить клыки «адепта» темной фэнтези. Зубки, пожалуй, у автора прорезались, только еще молочные: темный антураж в тексте проработан, добавлено мерзости по вкусу, приправлено интересной задумкой… Только вот картошку в суп положить забыли – сюжета, как такового, нет. Некая потусторонняя сила убивает сотрудников некой  компании – оригинально, настойчиво, но бессистемно и, вроде бы, бессмысленно. В целом блюдо вкусное, но не сытное. Как обезжиренный йогурт.
       А вот Дмитрий Лукин («Тюремщик») клыки уже отрастил. История о самой опасной в мире библиотеке, где в книгах пойманы наиболее разрушительные человеческие фантазии, восхищает уже самой задумкой. Плюс к этому достаточно «вкусный» стиль и крепкий сюжет. Один из лучших текстов сборника среди начинающих.
       Постапокалиптическая фантазия Николая Немытова «Планета мартышек» – вещь неоднозначная. В числе достоинств текста интересный, реалистично прописанный, хоть и несколько неоригинальный мир, который готов заиграть яркими красками на страницах полноценного романа. В некотором смысле, это же – и главный недостаток рассказа. Потому как объем не позволил четко проработать сюжет, и вещь смотрится несколько сумбурно.
       И снова сборник возвращается к темной стороне мира. Хоть и не очень плодотворно. Владимир Деминский в рассказе «Демоны Сталинграда» пытается раскрыть тайну, которая для многих любителей сверхъестественного тайной уже давно не является: дескать, злобные фашисты рьяно занимались черной магией, вызывали всяких потусторонних, но ничего у них не вышло. Скучно, однако, дамы и господа… Писать надо лучше.
       Дмитрий Лукин в жесткой пронзительной антиутопии «Луна исчезла» рисует своеобразный мир будущего, в котором люди научились, наконец-то, использовать самый мощный компьютер – мозг – на сто процентов, но заплатили за это человечностью, социальностью и элементарными, но такими нужными чувствами и желаниями. И только угроза Апокалипсиса, которая так и осталась угрозой, помогает отдельно взятой семье вновь научиться видеть, чувствовать, радоваться, любить…
       А следующей сверкает настоящая фантастическая жемчужина (Андрей Гальперин «Панкратов Sky»), которая, по большому счету, даже не фантастика, а чистейшей воды реалистическая аллегория. То есть аллегория на реальность. Нашу реальность. Так что радуйтесь, люди, ибо в сказке живем!
       Ник Средин в рассказе «Нинья» в который раз проверяет человека на прочность: людская цивилизация давно вышла в космос и уже перестала летать на кораблях, вовсю используя телепортеры. Герои рассказа бросают вызов рутине: они берутся долететь на древнем корабле «Нинья» до Альфы Кентавра. Четвертая власть превращает проект в громкое реалити-шоу со всеми вытекающими…
       «Пифия» Арины Трой – еще один текст сборника, который оставляет неизгладимое впечатление. Гуляя по экзотическому и не очень безопасному «подземному городу», Женька встречает странную старуху, которая передает ей не менее странный дар. На руках девушки появляется красивая, но непонятная татуировка. А после Женька начинает видеть судьбу других людей и «рисовать на нежных девичьих руках зашифрованные древние символы, отпугивающие злых духов и привлекающие добрые божества, сулящие богатство и здоровье» (цитата). Правда, за благо других ей приходится расплачиваться собственными несчастьями…
       Следующие три рассказа интересны жанровой природой – они «расположились» точно на границе между фантастикой и фэнтези. Причем, сюжеты их можно объединить неким тезисом о возвращении: человечество что-то потеряло, куда-то влезло – и ему надо помочь. Так, бравые сотрудники КГБ с помощью «гаитянских товарищей» возвращают Великого Вождя великому советскому народу (Антон Тудаков «Возвращение вождя»). Космический путешественник и ученый старец Нинелий возвращает мутировавшее в сказочно-мифических домовых, кикимор, водяных и так далее человечество в первоначальное состояние, заодно преподав ему (человечеству) неоценимый урок единения (Сергей Чебаненко «Ларец старца Нинелия»). Неугомонные ученые клонируют неандертальца – и человечество «получает по голове» каменным топором древней магии (Александр Юдин «Проект «Адам»). 
       Оставшиеся два текста, хоть и ближе по жанру, первый – к мистике, второй – к городской сказке, тоже пронизаны тематикой возвращения. Владимир Юрченко («Хорт») возвращает к жизни полузабытые древние мифы, а его герой – ставит на место расшалившегося старого бога. Героя Игоря Вереснева («Рассеченное время»), латентного мага, наставница вновь и вновь возвращает в судьбоносный для бывшего научного сотрудника убыточного проекта миг, чтобы тот осознал свою природу и не стал игрушкой в руках властей.
       Завершает сборник небольшой раздел критики. Андрей Валентинов в статье «Творцы «конструкта» анализирует прошлое и будущее альтернативной истории; Андрей Шмалько раскрывает «мировой заговор» сетевой литературы(статья с ироничным названием «Тихо сам с собою…»). Дуэт Веров-Минаков впихивают (и не без успеха, дамы и господа  феномен фантастики в критерии квазирелигиозного течения. Г. Л. Олди делятся впечатлениями от майского семинара, заодно полемизируя с добрыми и не очень «заметками на полях Интернета» («Майское солнце Партенита»). Дмитрий Володихин «препарирует» тексты АБС 60-70 годов (тексты знаю плохо, поэтому и о статье ничего не скажу). То же самое – и с рецензией Анны Игнатенко на книгу «Мой старший брат Иешуа». Молчу. Ибо не читала текст.
       Скажу в целом о сборнике. В этом году порадовали и мэтры, и молодежь. Мэтры – потому что в сборнике появились новые любимые авторы (для меня это – Дяченко и Дашков), а «старые» не теряют форму. Молодежь – просто потому что больше хороших (не просто качественно написанных, а «цепляющих», душевных) текстов. Так что снова с удовольствием ставлю сборник на полку и жду следующего.    

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх