- Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения
Космический метеоролог Виктор читает свой бортовой журнал, где ведёт мысленную беседу со своим верным псом-роботом Дружком. У Виктора задание – поставить погодный маячок в неблагоприятной части безымянной пока планеты «системы Глизе». Планеты, которую начали колонизировать земляне. Виктор любовно описывает своего пса-друга, который в точности по программе индивидуальности и повадкам повторяет его настоящего Дружка, ушедшего в иной собачий мир, видимо, не так давно. На место живого пса пришёл кибернетический, не уступающий предшественнику в преданности хозяину. Виктор закрывает журнал, и мы оказываемся с вами в реальном месте событий, на планетолёте, который вот-вот должен совершить посадку в означенное место. За эту работу косморазведчику даже посулили сомнительную премию.
Корабль садится. Виктор и его пёс-робот выходят на поверхность. Идут по навигатору. Пёс несёт на спине метеоконтейнер, минут через 10 Виктор решает остановиться. Он устанавливает контейнер, вносит настройки в прибор, слышит монотонный сигнал в наушниках. Работа сделана, можно возвращаться на корабль.
В этот же момент метеоролог получает удар по спине от какой-то массивной мохнатой лапы… «Шатун», – мелькает у него в голове. Справляясь с болью, метеоролог наблюдает, как из-за камней появляется на свет его обидчик – помесь пещерного медведя и гориллы. Шатун намеревается схватить добычу, но тут в дело включается стальной Дружок и прыгает на зверя. Происходит короткая борьба. Взбешённый и изрядно пострадавший шатун сбрасывает со спины пса. В это время Виктор вскидывает винтовку и стреляет в зверя. Шатун сражён. Виктор подходит к Дружку и понимает, что тот отключился из-за удара о камни. Виктор вскрывает терминал на груди пса. Оценивает состояние друга как некритичное и производит инъекцию стабилизирующим масляным раствором. Впрыснутая жидкость реанимирует кибердруга, однако Виктор соображает, что его всё равно придётся нести к механикам; пёс пытается залаять, но у него оказывается сломан голосовой модуль. Повязав на робота-пса тросик-шлейку, косморазведчик уходит к кораблю. Конец истории.
- Психологическая достоверность
Очень милый рассказ-эпизод в жанре космической фантастики. Психологическая достоверность не вызывает сомнений, особенно в контексте 3 законов робототехники. Виктор, космометеоролог, когда-то согласился дать верному псу Дружку кибержизнь. Вопрос, который был бы уместен для Виктора, возможно, в качестве добавки к его размышлениям: а имеет ли робопёс собачью душу? Да, сохранены инстинкты, сохранена, возможно, собачья память, повадки, привычки и так далее, а вот душа? Это, конечно, философский вопрос, и сотни фантастов задавались им в сотнях произведений такой тематики. Вопрос, до сих пор не разрешённый наукой, а возможно никогда и не станущий разрешённым.
Виктор поступил так из любви к Дружку? Смеем надеяться, что да, хотя здесь есть серьёзный морально-этический момент: момент права на такую игрушку. Виктор не испытывает моральных терзаний, наоборот, он счастлив, что Дружок с ним. 12 лет их привязанности пролонгированы, возможно, на всю жизнь Виктора. Поистине здесь есть о чём подумать. Дружок действует решительно, защищая хозяина от опасности, но и Виктор, натренированный многими экстремальными ситуациями своей работы, не теряет навыков охотника. Он так же решительно стреляет в «глизеанского зверя», спасая и себя, и Дружка от невосполнимых повреждений. А эти невосполнимые повреждения возможны? Может, эта сталь под имитацией настоящей шерсти не столь уж непобедима, точнее, то, что называется модулем собачьей памяти. Следуя таким рассуждениям, возможно открыть в рассказе ещё незримые, несказанные слои.
Психология действует в отношениях и поведении. Совершенно ясно, что человек и робопёс любят друг друга, это главное. И ещё хорош космос, такая его модель хороша. Он нормальный, исследовательский, значимый для людей. В таком космосе хочется жить и работать.
- Терминология и антуражность
Революционной для фантастики терминологии в рассказе нет. Всё узнаваемо, поэтому не требует отдельных пояснений. Робопёс, магнитная подстилка для подзарядки робота (это классно придумано), контейнер (может быть, назвать его всё-таки метеоконтейнером), стабилизирующий масляный раствор, очевидно саморазогревающийся при разгерметизации (?).
Вопрос к автору: у Вас всё-таки речь идёт об экзопланете Глизе или о звезде Глизе (хотя такой нет)?
- Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента
Основной фантэлемент антуражный. Планетолёт, кибернетический пёс, другая планета. Сюжет формируется благодаря антуражу. Сюжет фантастический, но одновременно с этим и реалистический. Планета может быть заменена тайгой, инопланетный шатун – земным медведем. Герой может выполнять идентичное задание. Таким образом, при удалении антуража фантастичность рассказа теряется.
Отсюда следует вывод, что и целевой фантэлемент становится проблематичным. Если положить в основу событий те же законы робототехники, то для них условия выполняются. Робот защищает хозяина, он не может этого не делать. Но научного подтверждения этому закону в нашей цивилизации ещё не получено, потому что не создан ещё 100%-ный искусственный разум, даже кибермозг собаки. С этой точки зрения можно сказать, что целевой фантэлемент присутствует и он звучит обобщающе просто: искусственный разум-организм, созданный по подобию друга человека – собаки, в экстремальных условиях обязательно защитит хозяина.
- Художественная ценность
Рассказ легко читается, написан хорошим литературным языком без изысков. Картинка событий отчётливая, логичная, без провалов и натяжек. Рассказ запоминается, вызывает сопереживание и добрые чувства. Рассказ греет сердце. Он просто мудр. В этом его художественная ценность.
- Советы автору
Рассказы Кассандры Тарасовой я знаю уже несколько лет. Читал её книги и всегда как критик приветствовал её творчество, находя в нём множество замечательных качеств: высокую человечность прежде всего, достойную психологическую глубину и одновременно идейную увлекательность.
Один момент, это уже моя читательская фантазия раскручивает тему: а почему бы не сделать в конце рассказа этакую изюминку: голосовой блок у робота-пса не сломался, а наоборот, что-то с ним этакое стряслось и Дружок сказал хозяину: «Спас ты меня, спас! Спасибо, спас!» (фраза, похожая на собачий лай). Впрочем, такие тонкости решать автору.
С уважением, Валерий Гаевский