Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Александра Милютина "Квота на воспоминания" (2022 год)

Рецензия на рассказ Александра Милютина "Квота на воспоминания" (2022 год)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Пенсионер Иван Борисович – посетитель Центра мем-рекординговой технологической услуги – записи воспоминаний, коммерческого проекта, получившего широкую популярность и имеющего в своей системе даже государственную квоту. В рассказе отмечено, что технология широко шагнула в массы после свёртывания космических программ.

Консультант фирмы, 35-летний Альберт Янович, посвящает Ивана Борисовича в спецификацию доступных ему по весу социального статуса услуг, при этом последовательно отменяются одна за другой графы пресловутого меню, рассчитанного на богатых клиентов. Отсутствие нейрошунта в медкарте пенсионера опускает планку услуг до VR-интерфейса. Здесь снова возникает дробление на классы.

Иван Борисович интересуется у консультанта, какие классы стоят в общественных инфоцентрах – библиотеках. Это означает, что у клиента нет личного виртуального плеера, правда, в библиотеках используется техника 3-го класса. Если взять 4-й, то можно снизить так называемый коэффициент бета-детализации.

Обратившись к базе данных, Альберт Янович с неприятностью для себя сообщает Ивану Борисовичу, что за ним числится минимум мем-баллов. Каждый человек-де, выходя на пенсию, получает эти самые баллы (дающие ему право на сохранение своих воспоминаний). Нужно было хотя бы 500, а 350 маловато. Мем-баллы можно, например, купить, конвертировать из криптовалюты.

Иван Борисович сообщает, что он как бывший беженец потерял в своё время документы, а с ними и часть стажа, а нынче индексация пенсии идёт очень медленно и у него нет сбережений. Он получает пособие на коммуналку и социальный продуктовый набор.

На вопрос о цене этих мем-баллов Альберт Янович сообщает, что рыночная цена 10 мем-баллов приравнивается к цене квадратного метра столичной новостройки, если считать не в рублях, а в более выгодных рупиях или юанях.

История продолжает своё развитие. Иван Борисович возмущается, припоминая, что прокурорская система обвинения строится на тех же детекторах лжи, работающих на принципах мем-рекординга, и вот если бы он был асоциальным элементом, то нашлись бы для него и средства, и ресурсы залезть ему в голову. Консультант, как холодная рыба, объясняет пенсионеру принцип мем-рекординга в случае дефицита ресурсов у клиента. Это как притормаживающая компьютерная игра с выхолощенной детализацией. Именно она, детализация, и жрёт эти самые ресурсы. Альберт Янович советует клиенту в качестве объекта для воспоминаний выбрать один день из недавних юбилейных дат, чтобы вытащить из него мем-контент минут на 13–15. Иван Борисович от юбилейной темы отказывается, поскольку ничего хорошего в этих датах не запечатлелось. 45-летие праздновал в лагере беженцев, 60-летие – в реанимации под системой жизнеобеспечения: подхватил мультигрипп. Иван Борисович продолжает листать личный блокнот (настоящий, бумажный, чем безмерно удивляет консультанта) и постепенно сбрасывается системой услуг и информационной безопасности до так называемого Меморандума мемори-этики (при которой, например, нельзя записывать медиаконтент о несовершеннолетних детях); до свадебного путешествия в Турцию (что также отменяется, поскольку Турция находится в списке недружественных стран), затем до воспоминаний о поездке автостопом с любимой девушкой Диной (что требует проверки на предмет обременений, а также регистрации ИНН партнёрши), затем до поездки на отцовском авто (весьма дорогой по детализации контента), и наконец вырисовывается единственная квота: яркое детское воспоминание о любовании суперлунием в 1988 году длительностью 1 минуту. Этот контент и регистрируется специалистом мем-центра. Это мгновение детского восторга в мерцающем звёздном океане – Луна, красивейшая Луна подарила мальчишке, 11-летнему Ваньке, ощущение неземного счастья и чувство, что впереди целая жизнь.

  1. Психологическая достоверность

Психологическую достоверность этого рассказа Александра Милютина я бы назвал по классификации пси-баллов весьма ресурсообеспеченной (шутка). При общей подаче материала, умении тонко сфокусировать внимание на ауре героев, автор достигает высшей планки. Сдержанная раскраска события, раскраска вроде бы внешних реакций и проявлений, на выходе даёт совершенно иное: вырисовывается личная драма героя. Социальная иерархия всевозможных баллов, зачётных данных личности, перестраховка на уровнях самосжирающей этики с одной стороны, финансово-энергетическая кредитоспособность с другой стороны – всё это превратившееся в бредовую вербально-терминологическую, законодательно-страховую, а на деле просто опустошающую корпоративно-государственную систему убивает нашу человечность, калечит её, ограничивает, связывает, лишает веры в себя, возможности актуализировать всю память на доступном источнике. Уже никто не пишет книг, понятно. Люди могут записывать и визуализировать свои воспоминания – что может быть лучше. Но, боги, какая в итоге получается профанация этой идеи! Энергосберегающий, энергоструктурированный социум всё решил за человека, разложил его по полочкам: каждому своя квота. Богатым и свободным – своя, бедным и зависимым – своя. Что изменилось, чем эта цивилизация стала лучше? Она по-прежнему эксплуатирует, по-прежнему разделяет и властвует, дробит и управляет своими винтиками. свободного выбора как нет, так и нет. Человек нужен обществу лишь как вечный потребитель и превращается в зависимую скотинку, потому что за самым сакральным он должен обращаться к шкуродёрским технологиям, приходить в различные центры, выпрашивать для себя кусочек визуализированного счастья. Вот так я вижу психологическую достоверность этого рассказа. Он точен, сверхпроводим, он натянут как струна, он весь на протесте и весь на надежде. Замечательный текст.

  1. Терминология и антуражность

Терминологии в рассказе предостаточно, но она вся построена на ныне здравствующем научно-цивилизационном опыте. Даже такие термины, как мем-рекординг, или мем-баллы, или нейрошунт, обращаются к технологиям не запредельным, а вполне операционным, логичным и научно подкреплённым. Всё это технология сегодняшнего или завтрашнего дня. Считывание памяти человека – мы к этому идём семимильными шагами. Мы – убегающие от пугающего космоса в закутки кабинетно-капсульной виртуальности.

Антураж проще пареной репы: кабинет, стол, компьютер, 2 стула, пустые стены или стены с картинками – всё. Но каков диалог на фоне этого незатейливого пространства!

  1. Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент сюжетный. Сюжет – диалог двух представителей цивилизации: преуспевающего корпоративного клерка-чиновника и смертельно больного, отработавшего свой жизненный срок клиента-просителя, встроенного в систему социальной зависимости. По мере раскрутки сюжета-диалога один за другим появляются штрихи антуражного фантэлемента: мы начинаем строить картину этого мира, чудовищного мира-человекофага с его запретами, законами, порядками, допусками, конвертациями денег в баллы счастья. И по-прежнему соцстатус и благосостояние решают всё. Исключение только для преступников. Но они – сторона недобровольная, не заинтересованная в визуализации своей памяти.

Итак, сюжет в рассказе выстраивает картинку. Технология мем-рекординга, записи воспоминаний, – это базовая идея рассказа. Как она себя выражает и во что выливается, мы видим в конце. И понимаем, за что бился герой рассказа Иван Борисович – за возможность переживать это минутное счастье детства каждый день. Всего статуса жизни Ивана Борисовича хватило на запись этой минуты. Вот на что были потрачены все его мем-баллы.

Рассказ, безусловно, фантастический, но удивительно, что фантастика эта не самоочевидна, не самодостаточна, она вся на острие социально-психологической драмы героя, драмы, подарившей ему счастье. Это парадокс? Скорей нет. Можно ли сформулировать целевой фантэлемент рассказа? Неужели без технологии мем-рекординга Иван Борисович не смог бы воссоздать сенсорику детского счастья в одной картинке, не смог бы пережить это чувство внутренне? Он перелистывал значимые страницы жизни, в которой было много всего и поровну: счастья и несчастья, любви и страданий. И вот на последнем рывке социальной доступности получил желанный глоток, вернулся к источнику. Да, этот глубокий нырок оказался единственно важным.

Возможно, я чрезмерно субъективен в своей оценке. Однако я скажу своё определение магистральной идеи этого рассказа. Сама система общественных отношений, в которой действует герой, причём всё до последнего пункта, – система убийственной зависимости нашей личности от записных условностей. С отменой этой системы отменится и весь сюжет рассказа.

  1. Художественная ценность

Рассказ силён, обладает мощным протестно-философским зарядом. Рассказ дарит чувство свободы, желание ценить каждую минуту бытия, находить в нём всё новые ответы на самые важные вопросы. Кроме того, рассказ – готовый сценарий для хорошего короткометражного фильма.

  1. Советы автору

Совет один: культивируйте своё творчество. Вы мастер тонкого психологического и социального жанра. Вы умеете смотреть в душу. Это и опасно, но это и увлекательно. Для многих ваше творчество может быть настоящим душевным лекарством.

С уважением, Валерий Гаевский

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх