Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Татьяны Терновской «Искра» (2021 год)

Рецензия на рассказ Татьяны Терновской «Искра» (2021 год)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Мальчик Гийом бежит через кукурузное поле. Он хочет выбраться из него, ждёт, что вот-вот впереди раздастся звук мотора и это будет означать свободу. Но кукуруза шепчет ему: «Ты никогда отсюда не выберешься…» Это наваждение. Гийом видит его уже много раз. Он и его сестра – пленники, их держит в подвале уже несколько месяцев ведьма Агата со своими детьми Франсисом и Сарой. Они людоеды, но не просто людоеды, они отлавливают только детей, которые обладают магическими способностями. Дожидаются, пока их дар трансформируется, и потом съедают подростков, тем самым увеличивая свою силу.

Гийом пытается утешить сестру, но знает, что это бесполезно. Он и Марта уже морально сломлены. Они сами боялись своих магических сил, загоняя их подальше. Совсем недавно семейка ведьмы сожрала Мишель, девочку, которая сидела вместе с ними. Дело осложняется тем, что детей опаивают каким-то зельем, которое-де ускоряет трансформацию.

Вот Гийом и Марта слышат тяжёлые шаги на лестнице. Здоровяк Франсис приносит к ним новую жертву – подростка по имени Том. Том оказывается необычным мальчишкой: он не испытывает того страха, что Гийом, отличается рассудительностью и у него не так подавлена воля. Кроме того, он успел развить свой дар многими психологическими тренировками. Он может переносить своё и чужое сознание в другое место, т. е. заменять реальность абсолютной иллюзией, в которой будут работать все чувства. И ещё он умеет читать мысли. Всё это Гийом узнаёт от Тома во время беседы. Том в качестве подтверждения экстраординарных способностей переносит сознание Гийома в своё любимое кафе «Шестидесятое», где они заказывают себе настоящие алкогольные коктейли и где звучит музыка «Битлз».

Гийом удивлён, что Том никогда не боялся своих способностей. Но они отбирают много физических сил.

Ночью в подвале Гийом размышляет о даре Тома. В его жизни всё было по-другому. Родители испугались его способностей и требовали, чтобы он подавлял их в себе, грозились увезти его в «дом волшебников». Так ему привилось чувство, что всё особенное опасно и страшно.

Утром у Марты начинается трансформация. Её бьёт дрожь, начинается жар. Это неминуемо означает, что её скоро убьёт ведьма. Том предлагает необычный план побега Гийому. Он заключит сознания Сары, Агаты и Франсиса в такой же подвал, создаст для них иллюзию, а Гийом сможет выбраться из дома. Нужно только дождаться, когда Франсис откроет замок на двери.

Ребята ещё некоторое время препираются, спорят, но в конце концов их план срабатывает. Том входит в транс, а Гийом с Мартой бегут через проклятое кукурузное поле и добираются до дороги. Однако Гийом возвращается, чтобы вытащить Тома и дотащить его до дороги, где уже лежит Марта. Но подросток понимает, что на этом история не закончится. В ней необходимо поставить точку. Гийом снова возвращается в дом ведьмы уже как реальный мститель, у которого проступают и воля, и силы, и желанная магия. Он убивает лопатой Сару, заставляет разбиться окно и загоняет осколки в тело Франсиса, обрушивает шкаф на голову Агаты. Выйдя из дома, Гийом одним выдохом сметает всю кукурузу на поле. Всё, теперь они в безопасности. Конец истории.

 

  1. Психологическая достоверность

Похищение детей-уникумов с целью подпитки их энергией через убийство и съедение какими-то уродами. Они мало похожи на ритуальщиков, реально грубые каннибалы и больше ничего. Вроде бы они что-то контролируют и даже влияют на своих пленников, лишая их воли и одновременно ускоряя процесс трансформации. Скажем по чести, я не могу здесь никакого комментария применить. Ситуация психологически дикая, неестественная, никакого внутреннего опыта по части её применения я не имею.

С другой стороны, поведение подростков… Они уже ведут себя и мыслят как взрослые люди. Не знаю, задумывалась ли автор специально над их характерами, конструировала ли их, пытаясь вложить в них именно подростковое сознание и поведение. Мне кажется, что нет. Здесь некоторое упущение. Герои не ведут себя как дети. Двое из них сломлены, они приняли свою участь, и тут появляется третий, который, в сущности, разрешает ситуацию, применив свои силы, и, более того, как бы инициирует магию у сотоварища, который решительно убивает ведьминскую семейку. Как бы по законам психологии, скажем так, по законам крайней ситуации всё правильно, но что-то во мне спорит, вызывая сомнения в достоверности.

Однако нужно помнить, что рассказ – фантастический. И вот для фантастического рассказа этот триллер вполне убедительный, но при этом нужно брать в кавычки условную психологию героев.

 

  1. Терминология и антуражность

Заточение, подвал, кукурузное поле, сомнамбула, бар с коктейлем, музыкой, снова подвал, снова сомнамбула, побег, возвращение, спасение друга, снова возвращение, убийство и свобода. Тяжёлый ряд, но антураж на месте. Он большей части движется через сознание Гийома.

Терминология: понятие трансформации магических способностей? Трансформации в какую сторону? В сторону развития, всплеска, укрепления – в сторону чего? Какими способностями наделена Марта? Об этом ничего не сказано.

Далее, как каннибалы чувствуют эту трансформацию? Видят явный физический урон и в нужный момент вытаскивают жертву? Если что-то трансформируется, значит, оно меняет своё качество, а то и полностью содержание. Почему прошедшие трансформацию дети не пользовались своей силой ранее? Их ведь там было много?

Одним словом, эти вопросы, на мой взгляд, недорассказаны.

 

  1. Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента

Рассказ претендует на лавры триллера-ужастика с главными героями обладателями парапсихологических способностей. Основной фантэлемент, сюжетный, задан качеством самих героев. Они юные маги, оказавшиеся в заточении у ведьмы-каннибалки. Если убрать эту составляющую и вместо супергероев поместить просто детей, состоится рассказ или нет? Видимо, нет. Исчезнет главная интрига. Но, вероятно, и простые дети могли бы найти способ, как обмануть своих пленителей, и мы бы получили реалистическую историю, хоть и жуткую.

Что же тогда есть целевой фантэлемент? Он, видимо, таков: люди со сверхспособностями переломят любую ситуацию, даже, казалось бы, безвыходную, победят и сохранят себе жизнь.

 

  1. Художественная ценность

Рассказ написан хорошим литературным языком, читается с интересом, держит внимание, хотя эмоциональная нагрузка здесь как бы снижена, переведена в ментальную составляющую. Герой больше рассуждает, чем чувствует. Мы следим за его реакциями. Мы понимаем, что трансформация сделала его сильным, сотворила с ним чудо. Это позитивное завершение сюжета. И мы делаем философский вывод: не губите ни в себе, ни в других свои необычные способности. Они вас поддержат в нужный момент. Так появляется моральный аспект ответственности перед собой за свой дар. Хорошая нагрузка при хорошей художественной форме.

 

  1. Советы автору

Взвесить всё сказанное и решить самостоятельно, хочет ли она что-то менять в сюжете, в рефлексиях героев или нет. Здесь только авторское решение.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх