Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Виктора Калюжного «Непревзойдённый» (2020)

Рецензия на рассказ Виктора Калюжного «Непревзойдённый» (2020)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Этот рассказ надо брать сразу, одним глотком, чтобы потом понять, что выпил что-то очень крепкое и даже ядовитое, против чего ты вместе с отравленным организмом будешь круто бунтовать. Т. е. он есть шоковая терапия, показывающая всю бессмысленность военщины, даже в такой красивой и технически оснащённой упаковке.

Боец Семён под номером 1249 описывает операцию по неудачному десантированию вооружённой группы на вражеский плацдарм некой планеты. Идёт секундное воспоминание о подготовке, заброске, сне и ненавистном сержанте, подающем команды… И вот уже падает батальон, но не в заданную точку, а с промашкой в 20 км. В самое пекло. Бронескафандр выполняет все задачи, он и летательное средство, и арсенал. Нужно открывать огонь ракетами по системам ПВО противника. Быстро опустошаются арсеналы, идёт атака и контратака. Нужно будет скоро приземляться и вступать в рукопашную. Но сокрушительный удар разрушает бронескафандр, и героя накрывает тьма.

Смена кадра: 2 техника с помощью кран-балки поднимают разрушенные, покорёженные после сражения бронескафандры и перед ними предстаёт то, что заключало в себе бойца Семёна № 1249. Из разговора техников становится ясно, что это легендарный боец и он знаком одному из них уже более 30 лет. Бойцы-контрактники ударного батальона не знают, что срок их контрактов пожизненный. Уцелевших и покалеченных восстанавливают, стирают последние воспоминания и снова отправляют как живую начинку в кибермашине на новое задание. Что и происходит с бойцом под номером 1249. Он, оказывается, остался жив, просто спал в изувеченном бронескафандре.

Это тюрьма войны, жуткая, бесчеловечная тюрьма войны, из которой нет выхода. Эти солдаты из батальона никогда не вернутся домой, они часть заколдованного круга военной технологии, живой металлолом, который можно восстанавливать, доколе «начинка» умудряется выжить. Единственное, чем удостаивают героя сочувствующие техники, – это наведение золотом его порядкового номера. Всё.

  1. Психологическая достоверность

Одно понятно и точно: в происходящее веришь. Нет времени усомниться. Герой прожил на твоих глазах считанные минуты, был сбит, перенёс беспамятство и снова воскрес. Вспоминается древнеиндийский миф о битве богов и демонов при осаде летающего города Трипуры. Дэвасура Майя создал озеро, в которое погружал тела убитых асуров и доставал их оттуда ожившими и обновлёнными. Так он тысячами воскрешал своих воинов, и ничего боги не могли противопоставить магической технологии Майи. Тогда боги взмолились к Шиве, и он первый применил против летающего города брамастру.

  1. Терминология и антуражность

Терминология на месте. Всё названо, описано, всё представимо и действенно. Бронескафандр видится этаким громоздким кибернетическим наращением на тело человека с массой примочек, в т. ч. биореаниматоров. Может быть, стоило бы автору упомянуть в рассказе этот девайс – биореаниматоры.

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент – целевой, выстрел в десятку. Сама по себе формулировка идеи как «технология манипуляции сознанием» не уложит этот рассказ в понятийный и сюжетный план. Разумеется, рассказ попадает под такую идейную котировку, но именно применимость манипуляции сознанием в узконаправленном качестве стирания памяти солдату, т. е. превращения его в биоробота войны, – это отвечает всему смыслу написанного.

  1. Художественная ценность произведения

Это прежде всего социальный рассказ. Мини-антиутопия с показом жестокого технологического цикла жизни боевой единицы. Общество, создавшее такую технологию, однозначно антиморально, антигуманистично. Здесь человек только начинка машины убийства, и ничего более. Нет славы или позора, есть хищная целесообразность выжимать из человека всё до последнего.

Рассказ написан ярко, достоверно, лаконично, с быстрым включением эмоционального сопереживания и долгим послевкусием. Отсюда как следствие художественная ценность: картина запоминается, фиксируется в памяти, и ты понимаешь, что выпил-таки что-то крепкое одним глотком. Любые языковые  изыски здесь бы работали против содержания. Иначе говоря, художественная составляющая находится в равновесии с сюжетом и идеей.

  1. Советы автору

Совет, как я говорил, один: добавить в арсенал бронескафандра биореаниматор.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх