Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Вернуться к категории Еще по теме...

» » Фантаврия, или Грустная история крымской фантастики… с явными намѐками на светлое будущее. Часть 1

Фантаврия, или Грустная история крымской фантастики… с явными намѐками на светлое будущее. Часть 1

 

 

  1. Каждый сам за себя…

 

В перестроечные годы крымские литераторы (и не только фантасты), как повсеместно и литераторы всего «Союза нерушимого Республик свободных», вдруг выяснили, что они больше никакие не властители народных дум и что в их новой жизни уместнее всего клич: «Спасайся, кто и как может!»

А потом перестройка как-то незаметно перешла в перестрелку, развал, развод, повсеместное национал-безумие, а также первоначальное накопление — жестокости и кровавости которого позавидовали бы даже безжалостные пираты Флинт и Морган и безбашенные бандиты Дикого Запада США.

И с той поры история крымской фантастики, по живому, с кровью и слезами оторванной от России (как и весь Крымский полуостров), на годы становится грустной, горькой и даже трагической.

Секция фантастики, вместе с Областной литстудией, потеряв комсомольское финансирование, канула в небытие. Фактически с 1991 года крымская фантастика как единое течение снова перестала существовать. Да и вообще многое изменилось. В первую очередь — образ жизни. Отныне каждый фантавр (да и вообще каждый из нас) действительно был сам за себя.

Некоторые фантавры ушли в издательское дело и начали печатать не столько себя, сколько других — чтобы заработать. Этим все казалось: вот издам еще одну книжку, заработаю на ней кучу денег, и можно будет вплотную заняться собственным творчеством. Но куча денег никак не получалась — заработанное отнимало «родимое» государство, и не оставалось времени на писание своих текстов.

Кому-то из фантавров удалось пробиться в московские журналы и издательства (кому — со своими текстами, а кому — с переводами чужих), кому-то — напечатать в Крыму мизерным тиражом и за свой счет или за счет редких в Крыму спонсоров одну-две собственные книги, поучаствовать в паре посредственных малотиражных сборников и даже стать членами Союзов писателей, кто-то из них полностью посвятил себя журналистике, для других бизнес оказался важнее творчества, некоторые по-прежнему писали фантастику и давали читать рукописи друзьям и знакомым.

А для некоторых все совсем кончилось…

Александр Дуреев, один из самых способных семинаристов Ягуповой, лауреат журнала «Техника-молодежи», участник Первого Всесоюзного семинара молодых фантастов, первым же из фантавров, вскоре после Всесоюзного семинара, подготовил к изданию авторский сборник — «Желанные пороги Земли». Книгу рецензировал переехавший на жительство в Крым днепропетровский фантаст Леонид Панасенко. В рецензии (она опубликована в справочнике «Кто есть кто в крымской фантастике» — Симферополь, «Таврия», 2004 г.), написанной внешне доброжелательным слогом, но тоже выполняющей «соцзаказ», Панасенко практически камня на камне не оставил от рукописи. Понятное дело, несмотря на все расшаркивания Л. Панасенко перед автором в конце рецензии, киевское издательство «Молодь» книгу с радостью «завернуло». Несколько рассказов А. Дуреев опубликовал-таки в местной прессе. А в 1999 году, будучи в состоянии тяжелой и затяжной депрессии, Саша Дуреев уничтожил все свои рукописи и покончил с собой.

Талантливый писатель и художник Евгений Отурин, хирург по профессии, кандидат медицинских наук, был вычеркнут из «Фантавров». Вышедшую отдельным изданием фантастическую пародию (соавтором которой он был) «Жертвы для чудовища» — под двойным псевдонимом «Пульпит Кэриес — переводчик О. Е. Турьев», отметили в «Книжном обозрении» как одну из «самых зубодробительных» фантастических пародий. В 2002 году Евгений Отурин скончался после тяжелой болезни. Его фантастический рассказ «Муза», написанный для «Фантавров – 2», опубликован в газете «Здоровье Крыма» в 2003 году — в годовщину его смерти.

Людмила Козинец, один из самых успешных «фантавров», автор нескольких книг и многочисленных публикаций в сборниках, дважды лауреат конкурса фантастики «Чумацкий шлях» (1987 и 1991 г.г.), призер «Еврокона» (1992 г.), скоропостижно ушла из жизни в 2003 году. В том же году в г. Кемерово умер автор нескольких книг, «фантавр» Александр Зарубин.

И все они — талантливые люди, которым так и не перевалило за полвека. И уже никогда не перевалит.

 

 

  1. Книги крымских фантастов

 

Ярким литературным событием в Крыму начала 90-х можно считать изданный в 1992 году в Симферополе стотысячным тиражом роман Василия Аксенова «Остров Крым» — самое первое и самое полное издание запрещенного многие годы в Советском Союзе фантастического романа (альтернативная история как-никак) и первая, после многолетнего эмигрантского перерыва, книга писателя на родине — правда, только что развалившейся, но пока — лишь формально. Роман вышел усилиями двух организаторов издания, А. Загорулько и О. Азарьева, и под присмотром самого автора. Вслед за этим еще недавно крамольным романом в Крыму, впервые после долгого цензурного перерыва, вернулась к читателям и опальная повесть братьев Стругацких «Второе нашествие марсиан» (кстати, в те годы крымские издания еще можно было купить в разных уголках бывшего СССР). И отдельным изданием вышел перевод фантастической повести Уаймена Гвина «Из Бедлама», сделанный фантавром О. Азарьевым.

Авторские книги «фантавров», изданные в 1988-1992 г.г., — это роман С. Ягуповой «Феникс» (Киев 1988 г.), историческая трилогия о Митридате Евпаторе «Жесткое солнце» (1988 г.) Д. Клугера, сборник рассказов «Вилла Ксения» А. Загорулько, сборник рассказов «Всеобщий эквивалент» А. Зарубина и пародия «Жертвы для чудовища» Пульпита Кэриеса — О.Е. Турьева (все — 1990 г.), сборник повестей «Храм зла» (1991 г.) О. Азарьева, сборник рассказов «Письма с Земли» (1992 г.) Н. Астаховой, сборники рассказов «Взгляд третьего наблюдателя», «Колодец красоты» и роман «Предчувствие гражданской войны» С. Могилевцева (все три — Москва, 1991 г.), сборники «Разорванная цепь» (Киев, 1986 г.) и «Нимб дракона» (Москва, 1992 г.) Л. Козинец.

Впрочем, фантастику в Крыму в те времена писали уже не только Ягупова и «фантавры». Их пример оказался заразительным для нового поколения крымских литераторов. Однако им повезло еще меньше, чем «фантаврам». Одна-две публикации в столичных и периферийных журналах — вот и все, что они успели.

Потом началось смутное время. Украина, усилиями прозападных политиков-горлопанов и вопреки результату всеукраинского референдума, стремительно отгребала подальше от России, где оставались действующие издательства и уцелевшие журналы. В отличие от Украины, где за последующие 25 лет так и не сложились ни система книгоиздательства, ни система книгораспространения. Кустарщина рулила, и вдобавок русскоязычные авторы в незалежной весьма не приветствовались. В книжных магазинах Украины российские и русскоязычные книги можно было встретить на полках с названием «Иностранная литература».

Да и кому тогда вообще было дело до периферийных молодых литераторов?

Подавляющая часть книг после 1992 г. (я имею в виду фантастику, вышедшую в Крыму) издана за счет скудных средств авторов и не менее скудных пожертвований крымских бизнесменов, а потому большинство этих малотиражных, а то и микротиражных книг так и не было замечено критиками и не было прочитано и оценено читателями, независимо от того, стоили книги доброго слова или нет. Возможно, поэтому, когда российские издательства начали набирать в свои «обоймы» молодых фантастов Украины и «выстреливать» их книги в читателей, крымских литераторов среди них практически не оказалось.

Впрочем, быть может, еще и потому, что причиной нерасторопности стали южная леность и провинциальное представление, что литература — это искусство, а не бизнес, что писать надо не то, что хочет читатель, а то, что считаешь нужным, да еще и тщательно писать, пусть и медленно, и что главное, чтобы книга издана была как таковая, хоть и тиражом 100-200 экземпляров. То есть, как некогда справедливо заметил Алексей Толстой, «писатель пишет — на читателя поплёвывает…»

Вдобавок полуостров, хоть и граничил тогда напрямую с Россией, тем не менее находился от Москвы и Питера гораздо дальше, чем остальные области Украины, а значит, и поездки стоили дороже. Чем тратить деньги на бесплодные, как правило, поездки в Москву, лучше за те же деньги, а то и дешевле, издать 200 неказистых экземпляров книжки на родном полуострове, чтобы раздать знакомым.

Напомню, что интернет в 90-х был для крымской провинции скорее фантастикой ближнего прицела, чем живой реальностью.

К началу XXI века в Крыму иссяк и скудный ручеек сам-себя-издатовской фантастики. На рубеже столетий последним дерзанием подобного рода стал роман в рассказах Александра Загорулько «Ветер вечности» (сильно напоминающий истории о пилоте Пирксе Ст. Лема) — его выпустило в 2000 году крымское издательство «AZ-PRESS» тиражом 300 экз. И наступило некоторое затишье…

А в XXI веке счет новым изданиям фантастики в Крыму открыла… Светлана Ягупова, к тому времени создатель и главный редактор детского журнала «Крымуша» и лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым. В 2002 году состоялась презентация ее новой книги — фантастической сказки-игры «Сердоликовый ларчик» (для детей младшего школьного возраста). Оплатила ее издание одна из крымских коммерческих организаций. Потом, в 2006 г., вышел мизерным тиражом упомянутый уже сборник «Крылатая лошадка», а в 2010 г. — автобиографическая книга Светланы «Лимон (Мозаика мгновений)», в которой она пишет о своей жизни и многолетней борьбе со смертью.

А вот фантавр Даниил (ныне Даниэль) Клугер, попытавший счастья как издатель, успеха в Крыму не добился и уехал в Израиль. Теперь он занимается литературной и журналистской работой в Реховоте, по-прежнему пишет и публикует свои книги в Израиле и в Москве. Он, сдается мне, на сегодня самый плодовитый и удачный из всех фантавров. Только за последние 15 лет вышли такие его книги фантастики: роман «Тысяча лет в долг» (совм. с А. Рыбалкой), изд. Армада-пресс, 2001 и изд. «Сефер-Исраэль», Иерусалим, 2006; «Дела Магические», повести, изд. АСТ-Астрель, 2003, изд. «Сефер-Исраэль», Иерусалим, 2007, 3-е издание, дополненное, изд. «Престиж-бук» 2015; «Сатанинская пристань», повести и рассказы, изд. «У камина», 2004; «Летающая в Темных Покоях, Приходящая в Ночи», роман, изд. «Млечный путь», Иерусалим. Помимо этого, его повести печатались в московских сборниках. А еще Д. Клугер автор нескольких исторических и детективных романов, поэтических сборников и других книг…

Читать продолжение

Назад Вперед

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх