У Крыма есть своя небольшая, но ёмкая история развития фантастического жанра. Многие из хроникёров и литературных критиков ведут эту историю от Александра Степановича Грина – яркого, оригинального психологического романтика, чьё творчество стало, по сути, отдельным «островом». Непохожесть Грина ни на кого в русской литературе – следствие движения его удивительной души. Загадочные, лишённые любого прагматизма герои и персонажи Грина, его блистающие метафоры, его левитирующий Друд, его бегущая по волнам Фрези Грант, его неподдельная отрешённость и поэтическая яркость – пример для неподражаемого подражания. Поэтому существует гриноведение, но не существует, как это ни печально, школы Грина, традиции Грина... Можно говорить о преемственности в бледных её отражениях... Но Грин не считал себя фантастом как таковым, хотя пользовался тем, что сейчас называют приёмами фантастики. Отстранённость писателя, невозможность для него укладываться в сколько-нибудь привычные литературные рамки – величина самоценная.
И так сложилось, что понятие «заезжей культуры» культивировалось здесь не случайно: смена завоеваний, царств, доминирующих культур и религий, наций и народов снискали нашему полуострову славу «провинциальной жемчужины», которая принадлежит как бы всем и никому, и творческий генезис Крыма от этого долгие годы, десятилетия, если не столетия, находился в зачаточном состоянии, или, во всяком случае, – приобретал привкус некой «вторичности».
Устоялось мнение, что в Крыму есть писатели, но нет литературы, литературы как процесса, как устойчивой традиции. Есть только очень прерывистая традиция и отдельные творцы – «острова». Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый народ Крыма, каждый этнос ищет в своей истории такого творца и, конечно, имеет на это полное право.
Исследовав в свою очередь опыт развития фантастического жанра, авторы проекта пришли к выводу, что начиная с конца семидесятых годов прошлого века в Крыму стала складываться и получать периодически повторяющиеся импульсы традиция жанра, а с началом 90-х годов, с началом широкой демократизации общества, этот процесс и в творческом, и в издательском плане стал поддаваться критической оценке.
В 2004 году Валерий Гаевский подготовил и выпустил в свет оригинальное и уже ставшее раритетом издание «Кто есть кто в крымской фантастике», где кроме справочного материала о писателях опубликованы авторские эссе, рецензии, критические статьи, заметки и даже целый литературный дневник (Виталия Бабенко – посвящённый общению со Светланой Ягуповой и другими «фантаврами»). С именем Светланы Ягуповой (1942–2015) связан период собственно зарождения фантастики в Крыму как литературного процесса. После выхода её книги «Зелёный дельфин» (1979), а затем и нашумевшего сборника молодых авторов «Фантавры» (1984), собранного Ягуповой, список писателей крымской генерации, работающих в жанре фантастики, стал увеличиваться. В настоящее время Клуб санкционирует подготовку двух проектов: переиздание дополненного справочника «Кто есть кто в крымской фантастике» и возрождение сборника «Фантавры» в ежегодном формате (редактор-составитель Олег Азарьев).
Фантастическая Литература приобретает свойства пробирного камня для личностей тех людей, которые, впитав дух этой «драматичной» (по определению М. Волошина) земли по имени Крым, стремятся к преобразованию своей внутренней природы, ищут ответы на сложные философские вопросы.
Что же, как не фантастика, отражает эти стремления? Что, как не фантастика, запечатлевает в себе синтез духовного и общечеловеческого? В поэзии есть свои частоты, и они также близки подобному виденью. Фантастика – это метафизические тайники жизни, это, наконец, виденье сквозь время и пространство. Чем ещё так интересен человек, как не свободой реализации своего духа? Знания обогащают нас, но пластичными нас делает только воображение, или, как его называл прекрасный философ, мифологовед Яков Голосовкер, – «имагинация».
Проект Имагинация стал одной из оригинальных идей Клуба. Имагинация – настоящее имя музы фантастики, открытое в ХХI веке, как считает автор идеи Валерий Гаевский.
Конечно, это не весь спектр основ нашего объединения. Мы ценим всё индивидуальное, самобытное, остроумное и неповерхностное в творчестве каждого, кто поставил свою подпись под Меморандумом, кто посетил наш конвент, кто духом разделяет нашу философию: фантастического бытия и фантастики как мировоззрения.