- Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения
Мальчик Гийом бежит через кукурузное поле. Он хочет выбраться из него, ждёт, что вот-вот впереди раздастся звук мотора и это будет означать свободу. Но кукуруза шепчет ему: «Ты никогда отсюда не выберешься…» Это наваждение. Гийом видит его уже много раз. Он и его сестра – пленники, их держит в подвале уже несколько месяцев ведьма Агата со своими детьми Франсисом и Сарой. Они людоеды, но не просто людоеды, они отлавливают только детей, которые обладают магическими способностями. Дожидаются, пока их дар трансформируется, и потом съедают подростков, тем самым увеличивая свою силу.
Гийом пытается утешить сестру, но знает, что это бесполезно. Он и Марта уже морально сломлены. Они сами боялись своих магических сил, загоняя их подальше. Совсем недавно семейка ведьмы сожрала Мишель, девочку, которая сидела вместе с ними. Дело осложняется тем, что детей опаивают каким-то зельем, которое-де ускоряет трансформацию.
Вот Гийом и Марта слышат тяжёлые шаги на лестнице. Здоровяк Франсис приносит к ним новую жертву – подростка по имени Том. Том оказывается необычным мальчишкой: он не испытывает того страха, что Гийом, отличается рассудительностью и у него не так подавлена воля. Кроме того, он успел развить свой дар многими психологическими тренировками. Он может переносить своё и чужое сознание в другое место, т. е. заменять реальность абсолютной иллюзией, в которой будут работать все чувства. И ещё он умеет читать мысли. Всё это Гийом узнаёт от Тома во время беседы. Том в качестве подтверждения экстраординарных способностей переносит сознание Гийома в своё любимое кафе «Шестидесятое», где они заказывают себе настоящие алкогольные коктейли и где звучит музыка «Битлз».
Гийом удивлён, что Том никогда не боялся своих способностей. Но они отбирают много физических сил.
Ночью в подвале Гийом размышляет о даре Тома. В его жизни всё было по-другому. Родители испугались его способностей и требовали, чтобы он подавлял их в себе, грозились увезти его в «дом волшебников». Так ему привилось чувство, что всё особенное опасно и страшно.
Утром у Марты начинается трансформация. Её бьёт дрожь, начинается жар. Это неминуемо означает, что её скоро убьёт ведьма. Том предлагает необычный план побега Гийому. Он заключит сознания Сары, Агаты и Франсиса в такой же подвал, создаст для них иллюзию, а Гийом сможет выбраться из дома. Нужно только дождаться, когда Франсис откроет замок на двери.
Ребята ещё некоторое время препираются, спорят, но в конце концов их план срабатывает. Том входит в транс, а Гийом с Мартой бегут через проклятое кукурузное поле и добираются до дороги. Однако Гийом возвращается, чтобы вытащить Тома и дотащить его до дороги, где уже лежит Марта. Но подросток понимает, что на этом история не закончится. В ней необходимо поставить точку. Гийом снова возвращается в дом ведьмы уже как реальный мститель, у которого проступают и воля, и силы, и желанная магия. Он убивает лопатой Сару, заставляет разбиться окно и загоняет осколки в тело Франсиса, обрушивает шкаф на голову Агаты. Выйдя из дома, Гийом одним выдохом сметает всю кукурузу на поле. Всё, теперь они в безопасности. Конец истории.
- Психологическая достоверность
Похищение детей-уникумов с целью подпитки их энергией через убийство и съедение какими-то уродами. Они мало похожи на ритуальщиков, реально грубые каннибалы и больше ничего. Вроде бы они что-то контролируют и даже влияют на своих пленников, лишая их воли и одновременно ускоряя процесс трансформации. Скажем по чести, я не могу здесь никакого комментария применить. Ситуация психологически дикая, неестественная, никакого внутреннего опыта по части её применения я не имею.
С другой стороны, поведение подростков… Они уже ведут себя и мыслят как взрослые люди. Не знаю, задумывалась ли автор специально над их характерами, конструировала ли их, пытаясь вложить в них именно подростковое сознание и поведение. Мне кажется, что нет. Здесь некоторое упущение. Герои не ведут себя как дети. Двое из них сломлены, они приняли свою участь, и тут появляется третий, который, в сущности, разрешает ситуацию, применив свои силы, и, более того, как бы инициирует магию у сотоварища, который решительно убивает ведьминскую семейку. Как бы по законам психологии, скажем так, по законам крайней ситуации всё правильно, но что-то во мне спорит, вызывая сомнения в достоверности.
Однако нужно помнить, что рассказ – фантастический. И вот для фантастического рассказа этот триллер вполне убедительный, но при этом нужно брать в кавычки условную психологию героев.
- Терминология и антуражность
Заточение, подвал, кукурузное поле, сомнамбула, бар с коктейлем, музыкой, снова подвал, снова сомнамбула, побег, возвращение, спасение друга, снова возвращение, убийство и свобода. Тяжёлый ряд, но антураж на месте. Он большей части движется через сознание Гийома.
Терминология: понятие трансформации магических способностей? Трансформации в какую сторону? В сторону развития, всплеска, укрепления – в сторону чего? Какими способностями наделена Марта? Об этом ничего не сказано.
Далее, как каннибалы чувствуют эту трансформацию? Видят явный физический урон и в нужный момент вытаскивают жертву? Если что-то трансформируется, значит, оно меняет своё качество, а то и полностью содержание. Почему прошедшие трансформацию дети не пользовались своей силой ранее? Их ведь там было много?
Одним словом, эти вопросы, на мой взгляд, недорассказаны.
- Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента
Рассказ претендует на лавры триллера-ужастика с главными героями обладателями парапсихологических способностей. Основной фантэлемент, сюжетный, задан качеством самих героев. Они юные маги, оказавшиеся в заточении у ведьмы-каннибалки. Если убрать эту составляющую и вместо супергероев поместить просто детей, состоится рассказ или нет? Видимо, нет. Исчезнет главная интрига. Но, вероятно, и простые дети могли бы найти способ, как обмануть своих пленителей, и мы бы получили реалистическую историю, хоть и жуткую.
Что же тогда есть целевой фантэлемент? Он, видимо, таков: люди со сверхспособностями переломят любую ситуацию, даже, казалось бы, безвыходную, победят и сохранят себе жизнь.
- Художественная ценность
Рассказ написан хорошим литературным языком, читается с интересом, держит внимание, хотя эмоциональная нагрузка здесь как бы снижена, переведена в ментальную составляющую. Герой больше рассуждает, чем чувствует. Мы следим за его реакциями. Мы понимаем, что трансформация сделала его сильным, сотворила с ним чудо. Это позитивное завершение сюжета. И мы делаем философский вывод: не губите ни в себе, ни в других свои необычные способности. Они вас поддержат в нужный момент. Так появляется моральный аспект ответственности перед собой за свой дар. Хорошая нагрузка при хорошей художественной форме.
- Советы автору
Взвесить всё сказанное и решить самостоятельно, хочет ли она что-то менять в сюжете, в рефлексиях героев или нет. Здесь только авторское решение.