- Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения
Мистическая зарисовка.
Женщина страдает бессонницей. Она в своём доме. Ей завтра на работу, а сон не идёт. Она спускается в кухню, открывает холодильник, видит там миндальное молоко… Потом вспоминает о кофе, пытается его найти. Не находит. Дальше больше. Она не узнаёт своей посуды на кухне, воображает, что кто-то забрался в дом. Снова взлетает на 2-й этаж, встречает шарахнувшуюся от неё кошку, соображает, что у неё кошки не было. Забегает в гостевую спальню, видит незнакомого спящего мужчину. У неё ломится голова от боли, она теряет сознание от ужаса и усталости. Всё. Сомнамбула схлопывается.
Идёт дневник от исследователя паранормальных явлений. В доме были установлены камеры. Сохранились кадры – доказательсвта появления призрака бывшей хозяйки этого дом, погибшей полгода назад: открытые шкафы, дверца холодильника. Исследователь резюмирует, что необходимо прислать священника в дом, вероятно для акта экзорцизма. Звучит вопрос: а видят ли привидения сны? И снова включается сознание призрака. Она думает, что ей снилось, что в доме живёт ещё кто-то, кроме неё. Бессонница снова в голове. Призрак вспоминает о молоке на кухне.
- Психологическая достоверность
Автор зацикливает повествование.
Вообще, идеи повторяющегося сна, или сна во сне, или многослойного сна далеко не новинка в мистических триллерах. Автор создаёт очень своеобразную динамику по типу амнезийной. Что можно знать о психологии призраков? По сути, ничего. Мы с вами знаем, что такое провалы в памяти. Ловим себя на том, что иногда не узнаём собственных вещей или, наоборот, в чужих вещах узнаём свои. Весь рассказ – эта попытка приоткрыть тайну психики метафизической сущности, забывшей о своём переходе в мире иной – на тонкий план, причём потерянной сущности. Это, конечно, печальный рассказ, и мы сочувствуем призраку. Нас не страшит полтергейст, возникающий от её действий, он вызывает лишь бытовые последствия, он безобиден, в нём нет злости что-нибудь испортить, навредить, нет злокозненности. Женщина-призрак просто заблудшая одинокая душа с тревогами живого человека за себя и свой дом.
Рассказ вызывает ощущение этакого крена, сомнамбулизма с сомнамбулизме, сна во сне, из которого нет выхода, ловушки, и острой бритвой режет нас ощущение и бессмысленности, и безвыходности.
- Терминология и антуражность
Ничего специфического в рассказе нет. Отчёт наблюдающего спиритуалиста на профессиональный отчёт мало похож. Необычно звучит вопрос: а видят ли привидения сны? Непонятно, чем он вызван. Почему спиритуалист его задаёт? Что его наталкивает на такой вопрос?
- Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента
В рассказе работает чёткий целевой фантэлемент, и звучит он так: тонкий мир рядом с нами, наши миры пересекаются.
- Художественная ценность рассказа
Рассказ в ряду многих на эту тему. Всё, что касается стилистики, я упускаю. С точки зрения коллизии мы обсуждали этот рассказ с Дмитрием Петровичем, и я согласился с его аргументом. Да, произведение намного больше бы выиграло, если бы повествование шло от первого лица. Представьте себе текст, написанный призраком. Это внушает трепет.
- Советы автору
Скорее пожелание. Возможно, это великая удача, что автор работает в жанре короткого рассказа. Это всегда ценилось, и замечалось, и запоминалось иногда больше, чем романы. Продолжайте своё творчество, будьте чуткими к истинам, о которых пишете, и собирайте авторский сборник.