Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой «Берег» (2019)

Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой «Берег» (2019)

     1. Первичная логика произведения (фабула)С южетная последовательность или непоследовательность произведения.

Действие происходит на неком острове, где построена условно говоря цела деревня мертвецов – фамильные домики-склепы воспроизводящие интерьер одной комнаты.

Герой рассказа – Дедушка – описывается как бы его родственником, поэтому такое обращение. Не старик, а дедушка, живет в одном таком домике. Вместе с ним его любимые книги, кресло, ковер, столик и шкатулка с жемчугом, которую он очень любит, часто берет с полки, открывает и рассматривает. А еще в комнате сто лит его личный камень, который он когда-то выбрал для себя. Камень – хранитель его души, духа и свободы. И еще морской стихии.

Вот и сейчас камень словно живой рассказывает старику свои истории, дарит ему все природные краски и чувства. Дедушка придается воспоминаниям и часто вспоминает своих родных. По верованиям людей, которые так хоронят своих ушедших родственников. Приплывать на него следовало безлунной ночью и в сопровождении шамана.

Кстати вопрос к автору: из религии какого народа взят обряд?

Но один человек приплывает на остров не по зову сердца, а по зову алчности. Он вор, он расхитительгробниц, уже давно облюбовавший этот островок, откуда он вывозит ценности и продает их скупщикам из соседних островов. Вор очень остроожно  пробирается к дому. Он знает о мистических повериях, но однозначно отметает их. Его цель шкутулка с жемчугом.

Вопрос к автору: он, что же, уже заходил в этот домик мимоходом, или раньше проводил разведку? Почему же тогда в тот раз не похитил эту реликвию. Может быть он работал перевозчиком тел и сккарба для покойников. Откуда он знал о шкатулке.

Забравшись в дом дедушки он вступает в разговор со стариком и собой одновременно.

Его внутренний собеседник его дразнит страхом и беспокойством, а старик требует чтобы вор убирался.

Вор видит скелет старика сидящего в кресле и держащего шкатулку. Почему она у него в руках, а не на полке. Вор забывает задернуть штору на окне и видит луну… Лунный свет попадает на него. Вор исчезает. А на боку заветного камня стоящего в центре комнаты отображается мгновенно вспыхнувший окоем проем с человеческой тенью…

И вот дедушка просыпается. Ему приснился сон. Что в дом пробрался вор, который хотел похитить его жемчуг. Но шкатулка на месте. Пальцы скелета крепко сжимают свою реликвию. Луна светит в небе. А из камня исходит какой-то странный звук, будто кто-то скребется изнутри.

  1. Психологическая достоверность

Мистический рассказ с хорошей основой и оригинальной подачей. В данном случае я имею в виду ту незаметную, как бы скользящую грань между ощущениями реальности. Разумеется, для дедушки – это реальность одна, она живёт в комнате со своим камнем-оберегом, живёт, конечно, странно, он понимает, что он ушедший… Но зачем-то он попросил исполнить такой необычный обряд погребения.

Психология вора более сложна. Он суеверен, отчаянно сопротивляется страхам, высмеивает тех, кто его остерегает, он жаждет наживы – и эта жажда толкает его на кощунство, как, наверное, любого маловера с желанием наживы. Мистическая поволока лунного света или лунного заклинания захлопывается за ним без пощады.

  1.  Терминология и антуражность

Отдельной терминологии в рассказе нет.

Всё узнаваемо, хотя мир кажется странным. Странна доминирующая (или недоминирующая) религия с её ритуальностью и обрядовостью.

Однако критического отношения это не вызывает. Совсем напротив мир, а точней его осколок, фрагмент кажется выкройкой из чего-то большего. Ведь за дедушкой стоит целая жизнь, он, возможно, бывший моряк, знавший океан, любивший его. Он вызывает симпатию, он хранитель клада, мертвец, охраняющий свою реликвию.

  1. Определение фантэлементов. Целевой фантэлемент

Тонкий мир, потусторонний мир и его сложность.

Мысли о том, что будет с нами, когда нас не будет.

А не будет ли нас? Философия, религия, психоделия, в одной упряжке. Мистика хороша. В ней нет ужасов, нет всепоглощающего мрака… есть тихое наступление.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх