1. Первичная логика произведения (фабула)С южетная последовательность или непоследовательность произведения.
Действие происходит на неком острове, где построена условно говоря цела деревня мертвецов – фамильные домики-склепы воспроизводящие интерьер одной комнаты.
Герой рассказа – Дедушка – описывается как бы его родственником, поэтому такое обращение. Не старик, а дедушка, живет в одном таком домике. Вместе с ним его любимые книги, кресло, ковер, столик и шкатулка с жемчугом, которую он очень любит, часто берет с полки, открывает и рассматривает. А еще в комнате сто лит его личный камень, который он когда-то выбрал для себя. Камень – хранитель его души, духа и свободы. И еще морской стихии.
Вот и сейчас камень словно живой рассказывает старику свои истории, дарит ему все природные краски и чувства. Дедушка придается воспоминаниям и часто вспоминает своих родных. По верованиям людей, которые так хоронят своих ушедших родственников. Приплывать на него следовало безлунной ночью и в сопровождении шамана.
Кстати вопрос к автору: из религии какого народа взят обряд?
Но один человек приплывает на остров не по зову сердца, а по зову алчности. Он вор, он расхитительгробниц, уже давно облюбовавший этот островок, откуда он вывозит ценности и продает их скупщикам из соседних островов. Вор очень остроожно пробирается к дому. Он знает о мистических повериях, но однозначно отметает их. Его цель шкутулка с жемчугом.
Вопрос к автору: он, что же, уже заходил в этот домик мимоходом, или раньше проводил разведку? Почему же тогда в тот раз не похитил эту реликвию. Может быть он работал перевозчиком тел и сккарба для покойников. Откуда он знал о шкатулке.
Забравшись в дом дедушки он вступает в разговор со стариком и собой одновременно.
Его внутренний собеседник его дразнит страхом и беспокойством, а старик требует чтобы вор убирался.
Вор видит скелет старика сидящего в кресле и держащего шкатулку. Почему она у него в руках, а не на полке. Вор забывает задернуть штору на окне и видит луну… Лунный свет попадает на него. Вор исчезает. А на боку заветного камня стоящего в центре комнаты отображается мгновенно вспыхнувший окоем проем с человеческой тенью…
И вот дедушка просыпается. Ему приснился сон. Что в дом пробрался вор, который хотел похитить его жемчуг. Но шкатулка на месте. Пальцы скелета крепко сжимают свою реликвию. Луна светит в небе. А из камня исходит какой-то странный звук, будто кто-то скребется изнутри.
- Психологическая достоверность
Мистический рассказ с хорошей основой и оригинальной подачей. В данном случае я имею в виду ту незаметную, как бы скользящую грань между ощущениями реальности. Разумеется, для дедушки – это реальность одна, она живёт в комнате со своим камнем-оберегом, живёт, конечно, странно, он понимает, что он ушедший… Но зачем-то он попросил исполнить такой необычный обряд погребения.
Психология вора более сложна. Он суеверен, отчаянно сопротивляется страхам, высмеивает тех, кто его остерегает, он жаждет наживы – и эта жажда толкает его на кощунство, как, наверное, любого маловера с желанием наживы. Мистическая поволока лунного света или лунного заклинания захлопывается за ним без пощады.
- Терминология и антуражность
Отдельной терминологии в рассказе нет.
Всё узнаваемо, хотя мир кажется странным. Странна доминирующая (или недоминирующая) религия с её ритуальностью и обрядовостью.
Однако критического отношения это не вызывает. Совсем напротив мир, а точней его осколок, фрагмент кажется выкройкой из чего-то большего. Ведь за дедушкой стоит целая жизнь, он, возможно, бывший моряк, знавший океан, любивший его. Он вызывает симпатию, он хранитель клада, мертвец, охраняющий свою реликвию.
- Определение фантэлементов. Целевой фантэлемент
Тонкий мир, потусторонний мир и его сложность.
Мысли о том, что будет с нами, когда нас не будет.
А не будет ли нас? Философия, религия, психоделия, в одной упряжке. Мистика хороша. В ней нет ужасов, нет всепоглощающего мрака… есть тихое наступление.