- Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения
Героиня рассказа девушка Вэй летит на космическом корабле со своим напарником Деном. Первый эпизод рисует нам героиню разогревающей еду в пилотской кабине (однокомнатный корабль или там просто нет кухни?) в микроволновке, которую внезапно от попадания метеорита в двигатель корабля швыряет на кресло пилотов, ударив об оное. Выясняется, что Ден в это время должен был следить за полётом, а не заниматься раскладыванием пасьянса (если Вэй находилась всё время рядом и видела на главном экране пасьянс, почему не сказала о нарушении Деном пилотского регламента раньше, почему не возмутилась?). Далее следует перепалка героев, мозговой штурм, в результате которого они принимают решение прыгать на сверхсветовой до ближайшей звезды. О возврате и прокладке курса домой говорить не приходится из-за того, что нос корабля нельзя сориентировать по звёздам.
Аргумент весьма слаб для космической техники, способной совершать гиперскачки. Кроме того, если горючее вытекает из двигателей, то как можно рассчитывать на гиперскачок с разгоном корабля? Почему героям не приходит в голову мысль выйти в космос и залатать пробоины каким-нибудь пластырем? Но они считают время на оставшийся кислород.
Вэй говорит дежурную фразу: «Ты же мужик, придумай что-нибудь», – и сама на неё попадается, давая повод Дену позлорадствовать из-за того, что Вэй вчера продинамила Дена на сексе, которым им якобы положено заниматься по медицинской программе (если они летят на вневедомственном корабля, выполняют, мягко говоря, незаконную работу по поиску полезных астероидов, то есть они чёрные копатели, какое значение для их распорядка будет иметь медицинская программа?).
Ден продолжает инженерные рассуждения и называет их корабль развалюхой. Говорит о том, как ею трудно будет управлять в поломанном состоянии (вероятно, но где же попытка хоть что-нибудь починить?)
Увы, у автора другая задача. Какая, станет понятно в конце. Автор делает всё, чтобы подступиться к этой концовке, но всё ли? Инженерная и пилотская логика Дена даёт осечки. Вэй впадает в панику. Ден, напротив, восхищается своей напарницей, которая в недавней стычке уложила двоих голыми руками и спасла ему жизнь.
Герои делят ответственность по контролю за полётом, сыграв в «камень-ножницы-бумага» (опять же неоправданное легкомыслие перед надвигающейся угрозой). У героев образуется пауза в 2 часа.
Вэй предаётся грустным воспоминаниям, как трудно ей давался космос, как труден и тернист был её путь в астролётчики. Выясняется, что причиной её дисквалификации явилось нежелание заниматься сексом для здоровья с неким старпомом, которому она вынужденно продемонстрировала курс боевых искусств, сломала нос, в результате чего героиню списали из белых воротничком космофлота. Некий приятель-сокурсник Леби втащил её в бизнес чёрных копателей, где грубый секс был в чести, а это, естественно, не нравилось Вэй. Одного из её партнёров, Ара, перерезало тросами во время закрепления астероида к кораблю. Другого, Сержа, убили в баре по пьяной лавочке. То есть на личном фронте у Вэй сплошные неприятности, и даже больше того – могилы её горе-любовничков.
Но вот корабль достигает звезды, у которой есть 2 планеты. Одна вполне пригодна для обитания. Ден принимается садить посудину, причём в аварийном режиме (что же, после выхода из гиперсвета корабль не тормозил или на торможение съел весь запас горючего? Почему возникло столько проблем с посадкой?). Начался перегрев, перегрузки, даже обшивка начала плавиться. Корабль шлёпается где-то на океаническом шельфе. Герои успевают прыгнуть в воду, стащив с себя горящие комбинезоны. Плывут к близкому берегу, а корабль взрывается, не оставив Дену и Вэй никаких шансов на возвращение.
Они в девственном мире, они Адам и Ева этой планеты. И всё у них есть: еда и какое-то будущее, похожее на сплошную борьбу за существование. Ден шутливо призывает Вэй пойти отведать местного яблока познания. Вэй посылает Дена в жопу. Ден переворачивает шутку и говорит, что готов отыметь Вэй в жопу. Герои выходят на слепящий песок берега. Занавес.
- Психологическая достоверность
Как мне представляется, психологическая достоверность даёт пробуксовки. С одной стороны, из-за легкомысленности самого авторского стиля, вербализации героев. Ден описывает все проблемы корабля, и выглядит это несколько нарочито, вроде бы технично, но как-то беспомощно, из-за чего вся коллизия рассказа воспринимается несерьёзно, наигранно.
Казалось бы, корабль подбит метеоритами – что делать? Первое и логичное – попытаться починить корабль, ведь это единственное место, где они могут сейчас выжить. Но нет. Герои сразу решают лететь к ближайшей звезде. То есть герои уже смирились со своей участью. Но летят они в неизвестность, а вот никакого напряжения при этом не испытывают, кроме ментально переданного через сексуальные воспоминания Вэй, которая почему-то вовсе не драматизирует ситуацию.
- Терминология и антуражность
Терминология в целом соответствует повествованию. Корабль представляется зримым, у него, кажется, есть всё, чтобы считаться полноценно технически оснащённым объектом, только почему-то еду разогревают в микроволновке в пилотской кабине. Непонятно, где шлюзовые камеры, где технические этажи и есть ли они вообще. Термин «рысканье» имеет место в авиации и судовождении. Не слышал, чтобы его применяли к космическим кораблям, летящим в вакууме, тем более что в данной системе координат отсутствует направление на север, а есть направление носа корабля. Если корабль вращается в диапазоне плюс-минус 180 градусов и этот момент зависит от вытекающего топлива, то получается, что топливо выбрасывается из баков с разным давлением. А компенсаторы, стало быть, в автоматическом режиме не работают, только вручную. Вопрос: какая сила задаёт это самое рысканье? Возможно ли пользоваться компенсаторами двигателей при вытекающем топливе?
- Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента
Основной фантэлемент – сюжетообразующий. Космический корабль терпит бедствие с двумя героями на борту: мужчиной и женщиной. Описание взаимоотношений героев, их воспоминания – элемент главной коллизии: что их ждёт и как они поступают в этой ситуации. Сценарий ведёт их к катастрофе. Герои спасаются и оказываются новоиспечёнными Адамом и Евой на новой пригодной к жизни планете.
Можно ли говорить о наличии целевого фантэлемента? У героев нет любви друг к другу. Ни психологически, ни физиологически их друг к другу не тянет. Они рабочие напарники, изредка сексуальные партнёры. Выживают с оказией. Возможно, когда-нибудь между ними возникнут чувства, но какова цель произведения? Фатум решает всё. Фатум – бог наших судеб. Неважно при том, боремся мы достойно или не боремся вовсе. Будет то, что будет. Такова философия рассказа. Придётся заниматься сексом с тем, кого не любишь, придётся добывать средства там, где не хочешь, рожать детей и строить дом не тот, о каком мечтал. Целевой фантэлемент отсутствует. Не все катастрофы в космосе заканчиваются обретением рая для героев.
- Художественная ценность рассказа
Рассказ производит впечатление лёгкого нырка в некую вероятность, в некую ситуативность, без глубокого анализа, без глубокой психологии. Он забавен, украшен наигрышами, любопытством и желанием поразвлекать читателя.
Носит ли рассказ воспитательный момент? Пожалуй, да. Гендерный вопрос, понятное дело, никогда не исчезнет. Он как вечный страж-индикатор. Вэй, пройдя мутную фазу полунасилия, не может позволить себе что-то более тонкое. Складывается впечатление, что таковы они все, эти герои космоса в новом времени. Способны ли они на преданность, верность данному слову? Читателю предоставляется возможность строить догадки. И тут, как говорится, кто на что способен.
- Советы автору
Любое произведение можно улучшить, углубить, всё зависит от задачи автора. Иногда автор не формулирует свои задачи, а показывает их между строк, в моменты катарсиса героев. Мне кажется, здесь тот же случай. Открытый финал оставляет широкое поле для воображения. Может быть, в такой развязке всегда больше смысла, чем в коллизии, доведённой до предела, до финиша, за который тебя уже не пускают… Поэтому нужно ли советовать автору прибавить драматизма и накала – не уверен. Надежда в том, что героям ещё предстоит узнать лучшие стороны друг друга и полюбить эти стороны. Автор самодостаточен в своём выборе и стиле, в своей творческой игре, и если он решит ничего не менять в этой истории, то пусть она остаётся таковой, пусть даёт пищу для читательских размышлений, с каким бы знаком они ни были.