Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой «Поляна» (2020)

Рецензия на рассказ Кассандры Тарасовой «Поляна» (2020)

  1. Первичная логика произведения (фабула). Сюжетная последовательность или непоследовательность произведения

Странная девушка Таисия живёт в посёлке рядом с шахтой (где добывают, кстати, было бы неплохо автору написать, что именно, лучше бы не уголь, а, скажем, какой-нибудь редкоземельный металл, тогда усилилась бы смысловая мотивировка, почему сюда могли прилетать инопланетяне). Девушка, заслужившая определение блаженной от сородичей, мечтает о космосе, мечтает о контакте с пришельцами и для этой цели с наивной, но непоколебимой верой подаёт сигналы: выкашивает траву на поляне в виде узоров, плетёт венки из цветов и трав и вывешивает их на шесты. Так проходит, по-видимому, 8 лет. Таисия не оставляет своих занятий. Однажды происходит некое мистическое событие: Тася бросает в шахту венок из чертополоха, в шахте случается обвал, но никто из горняков не погибает, скорее напротив, магическим деянием Тася отгоняет беду, которую подземные черти могли бы обрушить на людей… Блаженная!

Шахта вскорости истощается, и приходит приказ о расселении людей. Семья Таисии должна была уезжать, но в этот самый день девушка пропадает, а на её приметной сигнальной полянке находят следы от инопланетного аппарата и выжженный силуэт в виде ангела, приготовившегося к полёту.

  1. Психологическая достоверность

Рассказ написан как быль, языком изложения. Сюжет передаёт суть и хронологию событий, которые можно трактовать и расписать на 2 версии: одну – реалистическую и другую – фантастическую. Поэтому на разных людей он может воздействовать по-разному. Реалисты разобрали бы эту ситуацию, выкинув все признаки небывалого: не было никакого аппарата и пришельцев, а сумасшедшая Таисия всё подстроила сама: и выжженную землю, и силуэт ангела сама нарисовала. Куда пропала?

Может, кинулась в шахту?

Но мне кажется, что реалистов в контексте данного события ждёт неуспех. Рассказ всё же фантастический и вполне психологически достоверный. Почему я делаю такой вывод? Потому что считаю, что с одержимыми людьми происходят настоящие чудеса. Это психологический парадокс и в то же время некий высший закон. Человек с глубокой, непогрешимой верой достигает цели. Какие силы работают над осуществлением планов таких людей? Мы, наверное, не дознаемся. Но есть надежда, что, по крайней мере, не случайные силы. Высший мир или пришельцы – здесь уже не принципиально важно.

  1. Терминология и антуражность

Никаких отличительных терминов в рассказе не используется. Антураж дан лишь штрихами: посёлок, шахта, поляна, коса, венки, цветы, шесты – всё земное, всё узнаваемое. События могли бы происходить где-нибудь на просторе Сибири или Севера России в отдалённом уголке, вдали от городов. Шахтёры-добытчики здесь явно не обживались надолго, и они как один подчиняются некому приказу. Может быть, приказу какого-нибудь ведомства секретной геологии?

  1. Определение фантэлементов. Поиск целевого фантэлемента

Основной фантэлемент рассказа – психологический, а ещё метафизический – одержимый человек добивается осуществления мечты, меняет собственную реальность, влияет на событийный план окружающего мира. Вера в пришельцев дарует героине долгожданный контакт. Этот же фантэлемент становится целевым в рассказе и выводит его в разряд мировоззренческой фантастики. Однако, как я уже отмечал, очень многое зависит от трактовки, которую будет или не будет допускать читатель, от его, читателя, убеждений зависящей. Вера в чудо, вера в сказку, вера в себя, в своё предназначение – всё это присуще и реалистической прозе, но низвести данный опус до реалистического вряд ли у кого-то получится. Может быть, только у законченных скептиков.

  1. Художественная ценность произведения

Рассказ написан лёгким языком и больше напоминает зарисовку некой хроники с одним только вечным вопросом: хотите – верьте, хотите – нет. Если поверите, то осознаете всю неслучайность поступков героини, если не поверите, придумаете ворох реалистических объяснений, включая клинику больной души, наивную глупость, небывальщину, пассивное безразличие окружающих людей, столь обычное при общении с психами, случайности и совпадения и т. д. и т. п. Возможно, в двузначности также можно разглядеть художественную ценность рассказа. Кого-то он отпугнёт, кого-то разочарует, а кому-то объяснит тонкую связь между желанным и возможным. В этом смысле «Поляна» также относится к разряду рассказов, которые я называю тестовыми.

  1. Советы автору

Пишите далее. У Вас получается интересная, концептуальная фантастика на уровне психологии, подсознания, игры разума, реальности и нереальности, на уровне тонких переходных состояний души.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх