Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Отчёт о девятом фестивале «Фанданго» Феодосия 2015 (архив)

Отчёт о девятом фестивале «Фанданго» Феодосия 2015 (архив)

Девятый вал «Фанданго»

Смотреть фото

Девятый вал Крымкона, под водительством вечной Фрези Грант (нашей музы Имагинации, чей силуэт однозначно и навсегда стал эмблемой фестиваля), захватив нескольких добровольцев от дружественного нам севастопольского «Летучего фрегата», спустившего шлюпку на авангардные гребни, прикатил в гриновскую Феодосию и, следуя прогнозу доброжелателей, мягко, с астральной нежностью, «обрушился» на берега древнего города, выпустив при этом десант неунывающих фантастов-романтиков со всея России.

В команде звёздных старателей оказались:

  1. Азарьев Олег (Симферополь) член жюри конкурса «Фаншико», писатель, редактор журнала «Чайка»
  2. Барздун Дмитрий (Севастополь) организатор Крымкона «Летучий фрегат»
  3. Барздун Дмитрий младший (Севастополь) фэн
  4. Блинчик Евгения (Симферополь) писатель
  5. Бочаров Андрей (Москва) писатель, литературный консультант журнала «Уральский следопыт», финалист конкурса «Фаншико»
  6. Владыкин Александр (Красноярск) писатель
  7. Гаевский Валерий (Севастополь) ведущий фестиваля, член жюри конкурса «Фаншико», издатель журнала «Фанданго», Президент Клуба фантастов Крыма, писатель, критик
  8. Дао Ана (Севастополь) секретарь оргкомитета, писатель, редактор журнала «Фанданго»
  9. Дмитрук Андрей (Киев, Украина) член жюри конкурса «Фаншико», писатель, издатель журнала «Искатель, Украина»
  10. Звягина Ирина (Красноперекопск) писатель

11.Иванов Юрий (Севастополь) председатель жюри конкурса «Фаншико», главный редактор издательства «Шико»

12.Калюжный Виктор (Симферополь) писатель

  1. Карпов Геннадий (Москва) писатель
  2. Кирпичёв Вадим (Москва) писатель
  3. Коро Елена (Евпатория) поэт
  4. Книга Игорь (Феодосия) писатель
  5. Кузнецов Юрий (г. Реутов, Московская область) детский писатель, номинант на премию «Планета Крым» имени Л. Панасенко
  6. Лазарев Дмитрий (Екатеринбург) писатель, финалист конкурса «Фаншико»

19.Ларионов Владимир (Сосновый Бор, Ленинградская область) член жюри конкурса «Фаншико», популяризатор фантастики, критик, член многих номинационных комиссий

  1. Лиманская Мария (Симферополь) писатель, критик
  2. Макова Анна (Омск) писатель
  3. Малышев Сергей (Симферополь) писатель, финалист конкурса «Фаншико»
  4. Малышева Галина (Симферополь) писатель, финалист конкурса «Фаншико»
  5. Милодан Ариолла (Симферополь) член оргкомитета, писатель
  6. Мильгунов Владимир (Симферополь) библиограф фантастики, модератор сайта «Фантлаб»
  7. Милютин Александр (Севастополь) писатель, финалист конкурса «Фаншико»
  8. Муртазаев Руслан (Астрахань) писатель, финалист конкурса «Фаншико»
  9. Нели Ксения (Феодосия) член оргкомитета, писатель, финалист конкурса «Фаншико»
  10. Новиков Виталий (Севастополь) член оргкомитета, писатель
  11. Опалова Ила (Челябинск) писатель
  12. Полюдов Дмитрий (Симферополь) писатель
  13. Русалёва Олеся (Ковров, Владимирская область) писатель, финалист конкурса «Фаншико»
  14. Себастьен фон Киртан Наташа (Симферополь) фэн
  15. Токунов Александр Владимирович (Москва) писатель
  16. Токунова Галина Александровна (Москва) писатель
  17. Федосеева Людмила (Санкт-Петербург) писатель
  18. Яковлев Андрей (Москва) писатель.

Заняв номера  туристическо-оздоровительного комплекса «Маяк», фантасты слегка перевели дух от перелётов и переездов в неформальном общении, а дополнением к последнему  стал документальный фильм Андрея Дмитрука «Таинственный город Гелон», посвящённый народу скифов, оставивших массу наживок для писателей, работающих на стыке фантастики и истории.

Предвестником первого рабочего дня конвента прозвучал в ночи и под утро фантастический гринландский гром, не оставив, впрочем, ни капли дождя на улицах и набережной Феодосии. А вот настоящий ливень всё-таки грянул, но лишь в последний день фестиваля, и это было поистине благом. Знаки небес всегда сопутствовали «Фанданго». Вспоминается, например, лунное затмение и лунная радуга в Судаке в 2011 году, когда мы презентовали премию «Планета Крым» имени Леонида Панасенко. Голуби, выпущенные тогда из рук основателей премии, возможно, достигли Иных берегов, и космос символически ответил нам чудесной поддержкой для всего задуманного.

18 июня, после торжественного открытия и спичей почётных гостей, одна за другой последовали презентации традиционных издательских составляющих фестиваля: журнала «Фанданго» № 25 (докладчик Ана Дао) и печатного наследия издательства «Шико» за этот год (докладчик Юрий Иванов).

Уже через час, осознав всю неслучайность своего фантастического бытия, Девятый вал фестиваля расплескался и раскатился круглым «застольем», сиречь столом, по вопросам детской и подростковой фантастики. Ведущими экспертами выступили по теме Дмитрий Барздун, Юрий Иванов, Олеся Русалёва и Юрий Кузнецов, который, кстати, представил слушателям свой трёхтомный цикл «Лабиринты волшебного мира». В работу включились и гости фестиваля – сотрудники «Союза учёных и педагогов России-СУПЕР» под предводительством Аллы Казаковой. Общим выводом стало то, что фантастика для молодого поколения набирает обороты и уже ожидает появления на свет своей главной российской премии, которой, увы, пока нет.

Альтернативный физик Виталий Новиков переключил внимание собравшихся на бесспорно интересующую всех фантастов тему: принципов построения и работы межпространственного двигателя – модели, при которой космические путешествия станут возможны, если человечество научится создавать искусственные чёрные дыры, а звёздные корабли, притянув в своё окружение три-четыре белых карлика, создадут необходимую гравитационную затравку (массу), то есть фактически в нужный момент станут сами чёрной дырой и в таком качестве будут открывать новые горизонты событий, сиречь двери, для перехода в самые отдалённые миры и системы галактики. Парадоксы, эффекты и вообще вся физика этого гипотетического способа перемещения оказались на стыке самых передовых и самых непроверенных теорий физики.

Андрей Дмитрук, наш киевский друг и, смеем надеяться, постоянный участник конвента от Украины, провёл вторую часть своей авторской программы «Бессмертные миры: фантастика и прогноз», тогда как первая досталась слушателям на дружественном Крымконе «Летучий фрегат». Андрей Всеволодович из тех писателей и докладчиков, которые умеют однозначно увлечь и подачей любого материала, и далеко идущими выводами на грани философского и социально-футурологического синтеза подходов к теме. Тема же продления жизни, научных баз геронтологии и видения современными учёными реальных перспектив, а главное механизмов практического осуществления «проектов бессмертия», взволновала всех конвентщиков, о чём свидетельствовала продолжительная дискуссия в зале заседаний.

Библиограф фантастики Владимир Мильгунов с докладом «История крымской фантастики до «Фантавров» (1984)» открыл собравшимся самые малоисследованные страницы из жизни и творчества таких авторов советского времени, как Александр Беляев, Александр Грин, Вадим Охотников, ряд других крымских фантастов, считающихся таковыми по признаку их разновременного проживания на полуострове, драматичных коллизий судеб и тех вкладов, которые были оставлены ими в копилке литературных ценностей некогда единой страны. Примечательным фактом почти всех условных основоположников жанра фантастики в Крыму явился их переезд сюда по причинам расшатанного здоровья или нужды. И хотя романтик и символист Грин стоит в истории русской литературы на совершенно особом месте, но и его крымский период объяснялся вполне материалистическими мотивами: поиском недорогой жизни, литературным одиночеством, а впоследствии и усугубившимся здоровьем на фоне развившегося алкоголизма. Увы, приходится это признать, что романтизм в мечтах и произведениях часто шёл у Александра Степановича по краю материального неустройства, бедности и тоски, несмотря на любовь заботливой жены, Нины Николаевны.

Один из авторов этой статьи располагает в своих архивах копиями нескольких писем Нины Николаевны и Юрия Ковуры, тогдашнего аспиранта, а позднее преподавателя физики в Симферопольском университете шестидесятых годов. Юрий Афанасиевич в те годы жил в восточном Крыму в Щебетовке и оказался в числе людей, морально поддержавших вдову писателя в её желании и борьбе по увековечиванию памяти Грина. Другим моментом пересечения с судьбами крымчан-фантастов оказалось личное знакомство Валерия Гаевского с лечащим врачом Александра Беляева, Александрой Добрицкой, до последних дней своего весьма преклонного возраста жившей в Ялте. В книгу своих воспоминаний Добрицкая включила очерк,  посвященный её общению с Александром Беляевым, тогдашним лежачим больным в санаторной больнице костного туберкулёза. Кстати, как издатели и редакторы журнала «Фанданго» Валерий Гаевский и Ана Дао дали себе слово обязательно разыскать книгу Добрицкой и перепечатать статью в очередном из ближайших выпусков своего издания.

Крымская фантастика в целом не образовала ни школы, ни литературной преемственности, носила как бы временный «заездной» характер по числу осевших здесь писателей, но эта ситуация совершенно изменилась с выходом на сцену Светланы Ягуповой (публикацией её первой фантастической повести «Зелёный дельфин», 1979) и целой плеяды молодых авторов – «фантавров», чьи произведения вошли в нашумевший, вышедший в 1983 году одноимённый сборник. Собранный из участников первого в Крыму литературного семинара, составленный Светланой Владимировной Ягуповой сборник «Фантавры» явился цензорным камнем преткновения для тогдашнего Союза писателей и той части критиков-развальщиков, которым хотелось обязательно уложить советскую фантастику на прокрустово ложе официальной идеологии. Плеяда первых крымских фантастов-фантавров оказалась свободомыслящей, неформатной, разноличностно талантливой. Впоследствии многие из тех, кто вошёл в сборник, пробили себе дорогу в большую литературу, выпустили авторские книги, судьба других оказалась драматичней и даже трагичней: покончил жизнь самоубийством Александр Дуреев, в 2003-м неполных пятьдесят лет умерла Людмила Козинец, чуть позднее ушли Александр Зарубин, Эдуард Левин. Ну а ныне здравствующие продолжают свою литературную деятельность: Надежда Астахова, Юрий Иваниченко, Владимир Грачёв, Сергей Могилевцев, Олег Азарьев (проза Валерия Гаевского в тогдашний сборник не вошла). О крымской фантастике «фантаврского» периода рассказал участникам конвента Олег Азарьев в пятницу после экскурсии в Старый Крым и посещения дома-музея Грина. В конце доклада фестивальщикам был продемонстрирован слайд-фильм, посвящённый памяти той, чьё имя на справедливых и веских основаниях можно считать у истоков настоящей крымской фантастики, – Светланы Ягуповой, скоропостижно ушедшей из жизни 26 мая этого года. Светлая память вам, звёздная наша фантастка, Светлана Владимировна!

Участник из Москвы Андрей Бочаров, нынешний преноминатор конкурса «Аэлита», литературный консультант журнала «Уральский следопыт», зачитал и прокомментировал доклад председателя оргкомитета старейшего в СССР конвента «Аэлита» Бориса Долинго. Мост Урал – Крым организаторы двух дружественных конвентов начали строить ещё с прошлого года, побывав в совместной поездке на фестиваль «М-ский треугольник», проходивший в Пермской области, а затем участвуя в видеомосту (прямая связь во время работы МФС «Аэлита»), а также отсудив один из престижных тематических конкурсов фантастики «Медный век», по результатам которого вышел в свет одноимённый сборник. В очередной и, как бы мы сказали, «сакральный» раз сотрудники и со-вершители уральской «Аэлиты» рассказали об эволюции знаменитого фестиваля, о планах, реформах и перспективах.

  Главным событием второго фестивального дня стал, конечно, коллективный мастер-класс по результатам отбора финалистов 5-го конкурса «Фаншико». В составе жюри конкурса принимали участие Олег Азарьев, Андрей Дмитрук, Валерий Гаевский, Владимир Ларионов, председательствовал на мероприятии Юрий Иванов. Общее число финалистов конкурса составило 26 человек. По правилам «Фаншико» разбору подлежали все финалисты, вне зависимости от того, приехали они на мастер-класс или нет, хотя приехавшие имели возможность выступить лично и защитить свои творческие права непосредственно на месте. Равные права на высказывание своего мнения о произведениях друг друга имели абсолютно все финалисты, даже в удалённом режиме, если присылали на адрес организаторов файлы со своими мини-рецензиями. Так поступили двое из неприехавших: Игорь Вереснев (Донецк) и Татьяна Плихневич (Киев). Из членов жюри отсутствовали на конвенте Виталий Карацупа (Бердянск) и Алексей Корепанов (Кировоград). По «неписаному закону» обсуждаться на мастер-классе «Фаншико» могут также конкурсанты, не попавшие в шорт-лист, но приехавшие на фестиваль. В числе таких смельчаков оказалась Анна Макова из Омска и уже знакомый нам Юрий Кузнецов, участник круглого стола по детской фантастике. Как стало ясно с первых обсуждений, при общем приличном уровне рассказов, достаточно много накипело и негатива, особенно в части грамотности, психологической достоверности и идейной вторичности сюжетов представленных рассказов. Мастер-класс стал самой горячей точкой Крымкона «Фанданго», спектр мнений колебался в самых широких пределах и вызвал почти поголовный интерес у участников. Нашлись даже такие активисты жанра, как, например, москвич Геннадий Карпов, не принимавший участие в конкурсе, но успевший за предшествующий день проглотить с десяток рукописей, специально привезённых Ивановым и Гаевским для «внедрения» в умы. Споры разгорелись вокруг рассказов Юлии Андреевой (Санкт-Петербург) «Эра Мулана», Александра Милютина (Севастополь) «Ловушка для лонгтаймера», Дмитрия Лазарева (Екатеринбург) «Наживка для демона», Владимира Венгловского (Житомир) «Шиди-риди», Сергея Владимирова (Москва) «Легенды и мифы фантастов Крыма», Ефима Гамаюнова (Петровск, Саратовская область) «Десять танков Лёхи Сиротина», Руслана Муртазаева (Астрахань) «Специалист курьерской службы» и многих других. Пожалуй, ни одна работа не вызвала единодушного принятия ни критиками, ни конкурсантами в перекрёстном обсуждении. Самыми строгими критиками оказались Андрей Дмитрук и Владимир Ларионов, а самым уравновешивающим контраргументы сторон – Юрий Иванов. Именно благодаря тонкой способности видеть сердцевину проблем и находить редакторское решение председатель вынес наиболее справедливые вердикты, и, в конечном счёте, после окончательного голосования жюри были названы лауреаты – обладатели дипломов-сертификатов, дающих право на публикацию в очередном сборнике «Антология МиФа-2016».

Мозговой штурм мастер-класса продлился два конвентных дня и занял без малого шесть часов. Ввиду необходимости значительно поднять планку качества произведений, с одной стороны, а с другой – критической адекватности жюри, решено объявить о начале очередного 6-го «Фаншико» уже в июле этого года и продлить приём работ до марта 2016 года, при этом использовать метод отбора с расширенным списком преноминаторов, а итогом мастер-класса считать обязательный подробный редакторский разбор текстов с выдачей авторам на руки рукописей со всем списком критических замечаний (целевым указанием грубых ошибок, стилистических недочётов, общих замечаний по идее и сюжету от каждого из членов жюри). Количество дней мастер-класса на конвенте увеличить ещё на один день, а время работы с финалистами суммарно продлить до 12 часов. При этом считать присутствие финалистов на конвенте обязательным, а рукописи не приехавших на мастер-класс не рассматривать.

Вечером пятницы прошло дебютное мероприятие «Фанданго» – «гринландский бал-маскарад». И хотя из гостей лишь единицы оделись в маскарадном стиле, свою толику развлечения получили все. Достопочтенная публика не на шутку увлеклась интеллектуальной игрой «Создай мир», создавая планету маркером на пластиковой доске. Суть игры заключалась в поочерёдном придумывании вселенной всеми участниками с дополнениями предыдущих спикеров, с опровержениями, с арбитрированием и апеллированием к известным законам физики. Финал фантазии, как задумывалось, был непредсказуем, но тем и интересен. Такая умственная разминка, сочетающая в себе естественнонаучную эрудицию и полёт креатива и оригинальности. Фантазия фантастов нарисовала мир-тороид, образовавшийся в результате взрыва сверхновой и завращавшийся вокруг белого карлика. В странном, гротескном мире штормовых ветров, испепеляющего жара и смертельного холода, многокилометровых стлаников и громадных дюн боролись за выживание две цивилизации на разных сторонах тороида. Эти цивилизации никогда не войдут в контакт между собой – но зато свободно перемещаются по временной координате. Возможно, кто-то из присутствовавших использует наработанные идеи игры для своего творчества, и тогда мы от души порадуемся за  нашу «выстрелившую» синергию – а на что ещё мы фантасты, если не генерировать идеи?!

Но бал был бы не балом без танцев – и оные явились на суд почтенной публики в исполнении Ариоллы Милодан, Елены Коро и Аны Дао; Валерий Гаевский аккомпанировал двум из номеров на бубне.  Концертные номера разнообразились фантастическими стихами Коро, а также особой крымской мантрой «Бахчисарай», опять-таки в исполнении собственно оргкомитета с полупринудительным привлечением добровольцев.

Суббота началась с философского доклада Валерия Гаевского и Аны Дао «Фантастика как мировоззрение», в котором они сделали попытку доказать, что фантастика – это не только и не столько литературный приём, а гораздо шире – это способ мысли и чувства личности-творца, личности-исследователя, когда познанная объективная реальность рассматривается как частный случай многообразного и многопроявленного фантастического Бытия. Тезисы этого доклада будут ещё опубликованы в различных источниках, и разумеется, в фэнзине «Фанданго», в ожидании отклика широкого литературного сообщества.

Философско-мировоззренческий блок докладов продолжила Елена Коро, зачитавшая свою работу по обоснованному ей поэтическому направлению «фаэзия» – «фантастическая поэзия». Исследования автора стоят на обстоятельной и глубокой литературоведческой базе; желающих разобраться в этой непростой теме вновь отсылаем к фэнзину, где уже прошли и ещё пройдут соответствующие публикации. Оговоримся, что в направление фаэзии входят не все стихи с наличием фантэлемента – направление предполагает ряд мировоззренческих критериев и метафорических приёмов. В качестве иллюстрации свои фаэтические стихи зачитали сама докладчица, Валерий Гаевский и Ана Дао. Кстати же, многим критериям фаэзии соответствует конкурсное стихотворение «Философские размышления о множествах Мандельброта», которое на правах финалиста разбиралось на мастер-классе.

Далее последовал блок кинокритики. Ариолла Милодан как физик разобрала научную картину фильма «Интерстеллар», сделав выводы, где Нолан строго соблюл положения физических теорий, а где во имя сюжета отошёл от них. Анализ вёлся по трудам Кипа Торна с уклоном в гравитацию.

Галина Малышева и Евгения Блинчик как специалисты по античной мифологии проанализировали блокбастер «Восхождение Юпитер» на мотивы и параллели с древнегреческими мифами. Для внимательного зрителя, казалось бы, очередной боевик со спецэффектами превращается в сложное символическое полотно; достаточно приглядеться к имиджу и окружению персонажей – к интерьерам их жилищ, к их советникам, немаловажно – к нюансам их отношения к эликсиру жизни.

Докладную часть Крымкона завершала Мария Лиманская на тему тёмной фэнтези. Она изложила основные взгляды литературных критиков на классификацию этого сравнительно недавно выделенного жанра на стыке других направлений.

…И вот неизбежно подкатило время подводить итоги Крымкона и торжественно закрывать его.

Итогов оказалось немало. Во-первых, прямо на закрытии, перед конвентщиками-свидетелями, была вскрыта урна с гринами – кредитками доверия, коими участники голосовали за других понравившихся участников. По количеству собранных гринов с выданными кредитами доверия определились 3 призовых места, обладатели которых получили грамоты Крымкона, фанданговские фирменные кожаные браслеты работы Валерия Гаевского и, конечно, на память грины со своими именами. (Не победившие участники также увезли с собой «кредитки» с поданными за них голосами; не оставались на память конвентщикам только грины – «книжные ассигнации», ибо ими вёлся расчёт в лавке «Шико» как конвертируемой валютой Гринландии.)

Третье место «Приз зрительских симпатий» нечаянно получила Ана Дао; второе – звание «Душа компании» – Андрей Дмитрук, первое – Гран-при – Ариолла Милодан.

Жюри «Фаншико» огласило результаты мастер-класса. Лауреаты конкурса получают право публикации в очередном сборнике «Антология МиФа – 2016». Юрий Иванов особо оговорил, что рассказы-победители примутся к публикации после внесения авторами поправок и пожеланий, выработанных в ходе мастер-класса.

Итак, оглашаем список лауреатов:

1) Бочаров Андрей, Колесник Светлана (конкурсный псевдоним Алёна Лебедева), рассказ «На белом коне под алыми парусами»

2) Венгловский Владимир, рассказ «Шиди-риди»

3) Вереснев Игорь, рассказ «Медленный»

4) Гамаюнов Ефим, рассказ «Десять танков Лёхи Сиротина»

5) Демченко Вячеслав, рассказ «Куда уходит кот учёный»

6) Клеандрова Ирина, стихотворение «Убийца драконов»

7) Лазарев Дмитрий, рассказ «Наживка для демона»

8) Милодан Ариолла (конкурсный псевдоним Ирина Лисовская), стихотворение «Философские размышления о множествах Мандельброта»

9) Милютин Александр, рассказ «Ловушка для лонгтаймера»

10) Муртазаев Руслан, рассказ «Специалист курьерской службы»

11) Нели Ксения, рассказ «Кровь Диониса»

12) Немытов Николай, рассказ «Война в море Готенланда»

13) Плихневич Татьяна, рассказ «Пятый шанс»

14) Русалёва Олеся, рассказ «Дворник у нас плохой»

15) С.Г. Малиновски, рассказ «Странная «война» генерала Иванова»

16) Тихомиров Максим, рассказ «Виталик».

Отдельным бонусом было оглашено решение Юрия Иванова: в случае переработки до Нового года произведений, не вышедших в финал, а именно рассказов Анны Маковой «Рори» и Юрия Кузнецова «Дельфины всех планет, объединяйтесь!», данные авторы также получают право быть опубликованными в «Антологии», поскольку их подробно разобрали на мастер-классе, хоть и вне конкурса.

Главная премия Крымкона «Фанданго» – «Планета Крым» имени Леонида Панасенко – по итогам голосования специального жюри премии присуждена Юрию Арабову (Москва) за роман «Столкновение с бабочкой». Сопредседатель Премии Владимир Ларионов выступил с мини-представлением лауреата и обоснованием итогового решения жюри. Кубок «Планета Крым» и диплом Премии отправляются в Москву искать своего героя.

И финишировал Крымкон традиционным банкетом и коллективным фотографированием на память. Весьма симпатично смотрелся коллектив фанданговцев в чёрно-огненных конвентных футболках, получивших с лёгкой руки прозвище «огняшки» в контексте: «Нас мало, но мы в огняшках!».

Спасибо всем участникам, оседлавшим этот девятый вал по стопам Фрези Грант! До новых встреч, до новых идей, и Viva Imaginatia!

Валерий Гаевский, Юлиана Орлова (Ана Дао)

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх