Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Первый постпандемический. 14 Крымкон "Фанданго" (архив)

Первый постпандемический. 14 Крымкон "Фанданго" (архив)

В статье использованы фото Евгения Горобцова, Виталия Новикова, Кирилла Судакова, Ксении Нели, интернет-издания "Кафа", (Константина Лепера), Тимура Лобжанидзе, Николая Остапцова


Завершился первый постпандемический и практически дистанционный 14-й Крымкон «Фанданго», имевший место в Феодосии с 23 по 28 июня.

Очных, лично присутствовавших участников он собрал рекордно мало: 23 человека. Но статистика поправилась виртуальными присоединившимися, кто передавал приветствия, рассказы или рецензии.


 

Вторник, 23 июня, был в целом отдан заезду и знакомству. Поэтому мероприятия в этот день носили представительно-ознакомительный характер: вначале Валерий Гаевский и Юлиана Орлова презентовали успевшим собраться 40-й, юбилейный выпуск фэнзина «Фанданго». Он нескромно посвящён своему учредителю, который здесь же, на фестивале будет отмечать уже собственный юбилей и по этому случаю занял немногим больше половины журнального объёма: визитной карточкой фэндомовца, сиречь творческим отчётом о прожитых годах, и небольшой повестью «Песнь Левиафаны» (именно в таком написании) – сиквелом к уже известному ценителям прозы Гаевского «Орфею совершенному».


 

Следом на трибуну заступила Виктория Балашова с презентацией творческого объединения «Союз деятелей культуры, образования и литературы» (СКОЛ). Московское творческое объединение активно трудится на литературной ниве, прежде всего изданием ряда небанальных книжных серий, в которых важное место принадлежит фантастике. Например, серия «Здесь моя Родина» уже тематически расширилась до понимания родины и как планеты Земля в огромном космосе, и даже как всего этого космоса. А в серию «Моремания» (кстати, издающуюся книгами-перевёртышами) органично встраиваются фантастические рассказы о море от мистики до НФ (но «Моремании» на Крымконе будет посвящено отдельное мероприятие, и о нём позже). Однозначный интерес читателей вызывает серия «Поехали!», книги которой подытоживают ежегодные одноимённые литературно-туристические фестивали.


 

Известно, что с нынешнего года Крымкон сотрудничает с молодым и амбициозным издательством из Симферополя «СеЖеГа». Его в этот ознакомительный день презентовали Сергей и Галина Малышевы и Евгения Блинчик. Именно «СеЖеГа» возьмётся напечатать сборник «Фанданго-Аэлита» по итогам семинара. ИД активно сотрудничает с авторами, имеет интернет-магазин и договорные отношения с сетью «Лабиринт». Как несложно догадаться читателю, знакомому с презентантами как собственно с писателями, – само собой сложилось, что львиную долю в издательском пакете «СеЖеГи» занимает именно наш профильный жанр.


 

Ну а дальше воспоследовала установочная сессия упомянутого семинара «Фанданго-Аэлита», на которой ещё раз обговорился регламент грядущего трёхдневного мероприятия с физически и дистанционно присутствующими участниками. К сожалению, полностью реализовать задуманную интернет-конференцию с одновременным подключением всех регионов большой родины не получилось технически – подключали семинаристов поодиночке, преодолевая неполадки со связью. Билеты с темами на конкурс юморесок раздавали по телефону или по «Вайберу», в том числе участникам фестиваля, кто собирался приехать в другие дни. Обилеченным семинаристам и вольнослушателям дадено было время до утра субботы на написание рассказа на выпавшую тему, а также обещано в случае удачной пробы пера включение в будущий сборник 2021 года. Оргкомитет посмеялся в кулачки озадаченности приговорённых юмористов заковыристыми формулировками билетов и в предвкушении субботних чтений отправился ужинать и готовить финальное вторничное мероприятие – вечерний кинозал.

На сон грядущий фантастам был продемонстрирован документальный фильм ВВС «Реальная история научной фантастики» режиссёра Джона Лэндиса (2014).


В среду, 24 июня, запланированное торжественное открытие в доме-музее Александра Грина, что на ул. Галерейной, было перенесено в конференц-зал гостиницы ТОК «Маяк», где, собственно, и прошли все базовые мероприятия Крымкона (наша любимая летняя площадка под тентом, в тени сосен, увы, оказалась в непригодном для сборов состоянии из-за отсутствия пресловутого тента, а июньское феодосийское солнце без «маски над головой» – это испытание не только для воображения, но и для «телесного скафандра» выше всяких положенных Минздравом норм!). В 10:30 после завтрака и кофе-брейка мы заступили на подиум зала, провели традиционную перекличку и объявили 14-й Крымкон «Фанданго» и уже девятый в Феодосии открытым.

Юлиана Орлова зачитала приветствие фестивалю от Андрея Викторовича Яковлева, присланное по почте днём раньше:


«Уважаемые собратья – фантастоведы, фантастолюбы и просто фантасты!

На правах почётного гостя предыдущего – XIII – Крымкона шлю привет всем организаторам и участникам нашего благословенного шабаша и пожелания успеха в фантастически виртуозном искусстве сочетания приятного с полезным.

У нас у всех разные литературные вкусы, ибо наш любимый жанр фантастически разнообразен, разные любимые авторы. Мой любимый автор – Иван Антонович Ефремов, и мне хочется предпослать нашему традиционному девизу пожелание: да пребудет со всеми нами благодать Светлого Мира, благодать Эры Великого Кольца

и Эры Встретившихся Рук!

Viva Imaginatia! Москва, 23 июня 2020».


 

В ходе переклички всем участникам у нас всегда предоставляется слово, так было и в этот раз, причём трём гостям с материка, а именно москвичам Виктории Балашовой и Кириллу Судакову и петербуржцу Владимиру Митюку, под дружные аплодисменты присутствующих, Валерий Гаевский вручил членские билеты Клуба фантастов Крыма. Обмен дарами и верительными грамотами оставил на столе председательствующих второй выпуск питерского журнала «ПроФан» (редактор В. Митюк) в количестве десяти экземпляров на раздачу, а в наградных списках Валерия Гаевского и Юлианы Орловой появились две медали: Фёдора Тютчева и Франсуазы Саган, присуждённые за активную общественную работу в области литературы по решению СКОЛа, которые вручила крымским лауреатам Виктория Балашова. Сюрпризом ещё для двух членов оргкомитета фестиваля, Сергея и Галины Малышевых, оказалась привезённая москвичами премия «Малая Проксима», за активный вклад в развитие литературы и книгопечатание.





 

Валерий Гаевский также вручил свежевышедшие экземпляры «Антологии МиФа – 2020» дипломантам прошлогоднего семинара «Фаншико», каковых в зале оказалось, увы, лишь двое из пятнадцати, – Алле Ермиловой и Николаю Остапцову. Всем остальным, не приехавшим на фестиваль из-за карантина, наградные издания оргкомитет обязался переслать по почте. Получив заветный экземпляр, Алла Ермилова передала участникам приветственные поздравления от руководства музея Александра Грина с невольным извинением за те карантинные меры, которые не позволили провести открытие в стенах литературного дома.

 

 

В 14 часов, после обеда, Валерий Гаевский собрал участников феста на круглый стол по теме «Безумные покушения фантастики: обвинители и защитники». Ещё на стадии подготовки программы эта тема пришла как озарение на нездоровом фоне вынужденной социоизоляции, как говорится, «музыка навеяла» – ужасно захотелось пообщаться с фантастами в русле того, как далеко заводило писателей и прошлого, и настоящего их авторское воображение. Разумеется, на идейном плане. Критиковать уже воплощённые в сюжеты романов и повестей идеи всегда непросто. Нужно обладать заметной эрудицией, неплохо знать или помнить фактаж произведений, руководствоваться научной или хотя бы околонаучной логикой и так далее, и так далее… Попросту говоря, нужно быть смелым умником. Старт был предложен с классика жанра Станислава Лема и его идеи цивилизации, основанной на фармакологии, где любые эмоции, чувства провоцируются с помощью химических препаратов (роман «Футурологический конгресс»)… Далее последовала переброска к Сергею Снегову и принципу движения его звездолётов («Люди как Боги») на основе «пожирания пространства» перед собой. Прогулявшись по наномиру, который может выполнять функции блюстителей порядка (роман Лема «Осмотр на месте»), застольщики рванули в «Огненный цикл» Хола Клемента, где на планете, вращающейся вокруг двойной звезды, существует циклическая жизнь: «холодная» раса вымирает, её сменяет «горячая» и так повторяется много циклов… Побывав на операции у Романа Подольного, где в его «Тяжёлом случае» хирургическими методами исправляются такие «болезни», как отсутствие музыкального слуха и стервозность, компания направилась вместе с Игорем Росоховатским («Встреча во времени») наблюдать за идущими уже миллионы лет живыми статуями мужчины и женщины в пустыню… Увлекательно гуляя от темы к теме, от идеи к идее, включая и более современные в кинофантастике, выражая скепсис (обвинители) или же восхищение (защитники), участники круглого стола сошлись всё-таки на мысли, что фантастика в своих лучших образцах должна обладать определённым потенциалом безумия, должна спорить с наукой, иначе у человека теряется вкус к познанию неведомого, а этот антиутопический диагноз – реальный приговор человечеству, признак его необратимого регресса.

 

Впрочем, величие и авторитет науки (с налётом безумия в части всё увеличивающейся сложности картины), в данном случае физики вселенной, вернул сообществу Сергей Малышев в докладе «Физическое устройство мира относительно повести С. Г. Малиновски «Корабль по имени Солнце». Его лекцию стоит отнести к редкому нынче разряду «физика без формул». Начав с базовых определений того, чем занимается наука физика, и постепенно выводя слушателей на всё более высокий уровень понимания взаимодействия «энергия – материя», отталкиваясь от волновых процессов, Сергей привёл слушателей к квантовым законам света и теории струн, работающих по принципам консонанса и диссонанса, а также пониманию модели трёхмерного пространства как взаимодействия этих высокоэнергетических струн, кольцевые формы которых – это, собственно, и есть материя, в том виде, как мы её наблюдаем. Но если энергия выступает как прародительница всего сущего, то гравитация объявляется всепроникающим и всесвязывающим процессом, для которого нет границ, включая многомерность пространства. Многомерность – это, прежде всего, энергетическая многоуровневость. Образно говоря, с повышением энергетичности пространства меняются и его свойства, и сама мерность. Согласитесь – всё ясней ясного: мироздание – это матрёшка… В конце доклада Сергей сделал одно необычное признание, цитируем:

«Есть, однако, ещё предположение, что с физикой всё нормально, но уровень исследований настолько высок (низок) и засекречен, что требуется создать какую-то шумиху, чтобы отвлечь народ от истинного положения вещей, как с проектом «Манхэттен» например…

Теперь осталось понять самому – для чего я всё это написал? Грустно слышать, что научная фантастика умерла, что весь жанр скатился к космической опере или социальной фантастике, перемещённой в далёкие галактики. Никто из авторов не описывает звездолётов, хоть как-нибудь соответствующих законам природы, никто не говорит о Вселенной, всё зациклено на собственном «Я».

Лет пять назад мною был написан цикл рассказов «Корабль по имени Солнце», благодаря которому и родилась приведённая выше «ТЕОРИЯ ВСЕГО». Сейчас я понимаю, что в физике мира этого фантастического цикла есть масса ляпов, но что поделать, наверное, мы все обречены ошибаться.

Например, бортовой термоядерный реактор, наверное, будет невозможен, просто по причине того, что «размер имеет значение» – законы физики не обойдёшь, если, конечно, не произойдёт настоящего прорыва в ядерной энергетике. Реактор на антивеществе, скорее всего, тоже будет невозможен, по крайней мере, пока не научатся утилизировать гамма-излучение. Переход между измерениями потребует перевода всего корабля в другое энергетическое состояние (вопрос, что будет с людьми). Ну и т. д. и т. п. Но на то она и ФАНТАСТИКА, сегодня не можем – завтра что-то получится, послезавтра сказка станет былью…

Дерзайте, пишите, любите будущее и себя в будущем…»

Лучше не сказать, не правда ли? Доклад был поддержан заслуженными аплодисментами. Вкусна, однако, хорошая философская пища для размышления и воображения!

 

Спустя десять минут плодотворного пере(ку)р(ыв)а в зале собрались все вольные и невольные желающие принять участие в открытом занятии семинара «Фанданго-Аэлита» для обсуждения рукописей первых трёх литературных реципиентов: Александра Атаянца, Виктора Калюжного и Николая Остапцова. Как мы уже говорили, организация вайбер-конференции с неприехавшими участниками семинара осложнилась локальными возможностями интернета в данном помещении гостиницы. Поэтому члены жюри предложили ограничиться подключением в зале лишь одного обсуждаемого. Целую кассету письменных отзывов прислали из Москвы Кассандра Тарасова и Евгений Поляков. Все тексты, включая рецензии ведущих семинара Бориса Долинго и Валерия Гаевского, зачитывались в полном объёме. Немало весёлых минут доставили наставления Бориса Долинго о неукоснительной пользе буквы «ё», неиспользование которой в текстах авторов, по мнению рецензента, граничит с саботажем и языковой диверсией в особо крупных масштабах.

 

 

Свой фирменный стиль рецензирования, как и на прошлом семинаре, продемонстрировал Валерий Гаевский. В чём особенность и специфика его подхода, вы сможете оценить, зайдя на страницу «Фантастиковедение» сайта Клуба фантастов Крыма. Валерий и Юлиана уже третий год разрабатывают собственную концепцию так называемого целевого фантэлемента в произведении. Поиск этого элемента иногда граничит с настоящим литературным расследованием. В учёт берутся очень многие и сюжетообразующие, и идейные аспекты, кроме того проводится достаточно обстоятельный анализ психологической достоверности героев, их поведения, характера. Немало внимания уделяется сюжетной логике, терминологической базе и антуражности действий. Немаловажной особенностью рецензий Гаевского является также синопсис произведения, обязательно представляемый в начале, до критического разбора. Общее изложение сюжета очень помогает и другим участникам в ходе дальнейшего обсуждения рукописей.

Подходил к концу первый рабочий день фестиваля, и магнитное желание отдыха при стаканчике доброго вина в хорошей компании собрало несколько друзей-фантастов на пресловутой летней площадке, благо что дневная жара в приморских городах Крыма сменяется по вечерам упоительной томной прохладой, бризом с моря и таинственными знаками глубокого, как кристалл топаза, неба (не закрытого тентом).

 

Четверг, 25 июня, открылся презентацией сборника «Вампирский календарь», проведённой его составителями, редакторами и дизайнерами  – В. Гаевским и Ю. Орловой. К слову, это была первая официальная презентация свежего издания. Оно продолжает учреждённую Клубом серию «Надёжные дороги фантастики» и собрало под обложкой в изобилии разножанровых взглядов на, как оказывается, отнюдь не избитую тему вампириады, в коей ещё много инновационных слов сказать можно. Вдобавок ведущие проекта сделали объявление о приёме рассказов в грядущую книгу серии – «Записки из обсерватора», – которую запланировано посвятить столь же злободневной, сколь и классической теме фантастики о вирусах, вирусных апокалипсисах и прочая в том же духе.

 


 

Творческая встреча с лауреатом премии «Планета Крым» – 2020 им. Л. Н. Панасенко, Ксенией Нели, за мини-повесть «Музанабим», вошедшую в авторский сборник «Ловушка для музы», началась в 10:30. Ксения, постоянный член оргкомитета фестиваля, известна, прежде всего, как автор оригинальной прозы, реализовавшаяся во многих жанрах и поджанрах от городской фэнтези до научной или даже остросоциальной фантастики. Тонкий психологизм, магнетизм текстов неоднократно отмечался в кругу её читателей и в нашем клубе, и за его пределами. Вот что пишет Юлиана Орлова в рекомендации мини-повести «Музанабим», опубликованной на сайте: «Основная идея рассказа (мини-повести) – восстановление мира после ядерной войны и пандемии наноботов. Произведение жёсткое, даже жестокое, изображающее и постапокалиптически безумное общество, и этапы гибели нашей цивилизации, и безвыходность, и потерю смысла существования. Как выясняется в финале, задача возвращения «прежних времён» автором возложена не на человека, а на дроида, но дроида особенного: не полицейского, не военного, не следящего, а музейного. Он запрограммирован (а запрограммирован людьми!) на сохранение музейных экспонатов (т. е. памяти цивилизации) и при этом наделён мощным аналитическим искусственным интеллектом, который в годы ядерной зимы непрестанно ищет ответ: как сохранить ценность музейных коллекций, когда человечество возродится. Из этой штатной задачи логически вытекает сверхзадача собственно возрождения человечества…»


 

Ксения в очень спокойной манере (хотя за внешним спокойствием чувствовалась глубокая внутренняя концентрация) рассказала о своём литературном творчестве, о том, как порой неожиданно рождаются её сюжеты, о том, что многие из них связаны с её работой и специальностью (историк, а теперь ещё и «гидроархеолог»). Очень часто темы подсказывают её друзья и знакомые, не в прямом смысле, но их характеры, забавные случаи из быта и окружения. Настоящая мышь, жившая у знакомого Ксении в Петербурге, неуловимая ночная добытчица, которая прогрызла книгу и чуть ли не создала себе в ней норку, трансформировалась в творчестве писательницы в олимпийскую музу. Это её душеприбивающий катарсис читаем мы в рассказе «Ловушка для музы»: «Слушайте, ну хоть сахарную печенюшку дайте. Правда она вязкая как глина… Земная еда музам не впрок?... Смертные сами не знают, чего хотят. Вроде, так о музе мечтал – хоть в петлю. А едва его подруга крик подняла, тотчас книгу писать расхотел, а загорелся меня убить. Пришлось подыгрывать. Одержимость – она тоже сродни вдохновению…»

Ксения Нели философична, юмористична, иногда чёрноюмористична, но, пожалуй, всегда человеколюбива и сострадательна.

 


Да, и вот о юморе… Следующим по программе фестиваля должен был пройти круглый стол «Спасёт ли юмор фантастику и фантастов» с приглашённым ведущим – писателем из Керчи Вячеславом Демченко. Многие из участников знают Вячеслава как искромётного фантаста, автора сомнамбулически-постмодернистских литературных изысков, рассказов с убийственной сатирой на соцреализм и дикий капитализм. Известно, что Вячеслав отметился даже соавторством с Леонидом Панасенко и Юрием Иваниченко. Мистико-сатирический роман «ВЧК-2: иногда я дышу им в затылок» стал абсолютной библиографической редкостью и, на наш взгляд, достоин не одного переиздания.

Однако время шло, ведущий не появился и на наши беспокойные звонки не ответил… В сложившихся обстоятельствах Валерий Гаевский взял инициативу на себя, и на круглый стол, а точней на квадратный экран зала, как из рога изобилия посыпались юмористические коллажи от их создателя, по большей части знакомые в группе «Фантасты» на «Фейсбуке», которую Валерий ведёт уже несколько лет. Большинство этих коллажей посвящены разным праздникам, международным дням, например таким как День падающих шкафов или День светофора и наблюдения за горизонтом, День добрых дел или День лакоманьяка, День работников культуры, День таксиста, 1 апреля и далее… Живой комментарий к каждому фотошопному приколу, активная обратная реакция, а также вся атмосфера мероприятия включили творческое зажигание, и обещанный заряд юмора сдетонировал весьма успешно. Все остались живы и веселы. Так впервые на исторической арене отечественных фантастических конвентов круглый стол был заменён квадратным экраном.:))


 

 

Практичную нотку внесла Виктория Балашова семинаром по авторскому продвижению «Книга как йогурт». С одной стороны, книгу в современных реалиях продать сложнее, чем йогурт: у неё более узкая целевая аудитория; с другой же стороны, в отличие от йогурта, книга всё-таки не скоропортящийся товар. Ведущая семинара познакомила слушателей с классическими принципами маркетинга 4P: product, price, place, promotion – и с их спецификой в отношении особого продукта – авторской книги. Как стать эффективным менеджером самому себе в эпоху, когда литагент даже в Америке становится вымирающим видом, не успев толком «завестись» в России? Можно сколь угодно ждать, пока окружающий мир разглядит, подхватит вашу гениальность и начнёт её монетизировать, а можно взять в руки: ноги, калькулятор, рукопись – и попытаться донести её до читателя. Для начала, говорит Виктория, нужно издать правильный продукт, и значение имеет даже выбор типа бумаги, не говоря уже о названии книги. Автор может возразить, что это его детище, – и в результате издать шикарную книгу для себя и самых близких друзей. Которая пройдёт мимо широкого круга читателей.

И много других вопросов предстоит решить продвигающему себя автору. Установить договорные отношения с магазинами. Подружиться с библиотеками и попасть на их стенды новинок. Организовать презентации, не брезгуя даже небольшими аудиториями: нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Напечатать (да хоть на домашнем принтере) рекламки себя и своего детища и раздать их в правильные руки, устроившись с пачкой листовок в правильном людном месте… Ну и, конечно, не останавливаться на достигнутом и делать чудеса собственными руками, продавая рукопись, но не вдохновение.


 

В 15 часов по программе должна была пройти презентация журнала «Брега Тавриды» от председателя РОО «Союз писателей Республики Крым» Валерия Смирнова-Шумилова. Однако уже с утра стало ясно, что докладчик не сможет приехать из Симферополя. Мероприятие сменило вывеску на доклад друга Клуба фантастов Крыма социального психолога из Ялты Эльдара Шарбатова «Психологическая культура творческих личностей».


 

Тема, представленная докладчиком, оказалась достаточно сложной, пересыпанной терминами, например такими как «матрица психических процессов» или «основные ценности межкатегориальной структуры», каждый из которых требовал отдельной расшифровки, научно-психологического обоснования и немалого количества примеров. По сути, если бы Эльдар сумел развернуть перед участниками живое полотно на примерах отношений конкретных творческих личностей, в частности писателей, художников или, скажем, кинорежиссёров, то его задача была бы выполнена с успехом. Однако этого не произошло, возможно из-за временных ограничений регламента фестиваля. Всё же некоторые вещи мы усвоили, например чёткую антиномию между так называемыми консервативными антиценностями в искусстве, а это гонение, раболепие, принуждение, стяжательство, диктаторство и невменяемость, и ценностями творческих личностей, а это риск, увлечение, любопытство, утончённость, одиночество и независимость.

Не все из присутствовавших в зале творческих личностей культивируют одиночество, а многие даже являются его моральными противниками, демонстрируя при этом успешные творческие тандемы и общие ценности, реализованные в соавторских произведениях. Какова природа и специфика этого явления, вероятно, наука психология должна бы нам ответить с не меньшей серьёзностью.

 

Кто знает, что бы нам ответил Александр Степанович Грин, спроси мы его о том, считает ли он одиночество творческой ценностью, а если да, то почему? Был ли творчески одинок Грин? Что говорили о нём современники, люди, знавшие его лично, общавшиеся с ним накоротке или же варившиеся с ним в писательском сообществе? Последних, кстати, было не так много. Доклад Аллы Ермиловой «Александр Грин – реальный и фантастический. Писатель в воспоминаниях современников» отправил нас во время жизни великого русского романтика. Алла построила доклад на одноимённых воспоминаниях Слонимского Михаила Леонидовича (1897–1972), прозаика. (С Грином его разделяло 17 лет.) В 1919 г. Михаил Слонимский работал в горьковском издательстве «Всемирная литература»; в 1924–1925 гг. – в журнале «Ленинград»; в 1926–1928 гг. – в ленинградском отделении Госиздата и в издательстве «Прибой», где готовился к печати роман Грина «Бегущая по волнам». Был секретарём Дома искусств, где жил в 1920–1921 гг. одновременно с Грином. Впервые воспоминания Слонимского о Грине были напечатаны в «Звезде» в 1939 г. (№ 4).

 

 

В воспоминаниях Слонимский даёт очень реалистичное и тонкое описание не только внешности Грина, но и особых черт его характера, озвученных в одной фразе: упрямая строгость несдающегося человека.

Вот цитата: «Имя Грина звучало в дореволюционной русской литературе отдельно от всех школ и течений, отдельно от всех других писательских имён. Имя "Александр Грин" звучало дико и бесприютно, как имя странного и очень одинокого создателя нереальных, только в воображении автора живущих, людей и стран. Толстые журналы и альманахи редко допускали на свои страницы произведения этого мечтателя. Маститые критики редко утруждали себя писанием статей об этом необычном авторе необычных для русской литературы вещей…» Фантастический, романтический, упрямый Грин не встраивался в общее литературное полотно тогдашней литературы.

Вот ещё цитаты: «Но Александр Грин продолжал беспокоить воображение. Он не развлекал, а тревожил. И в каком бы плохоньком журнальчике ни печатались рассказы его, они, резко контрастируя с остальными материалами журнала, обращали на себя внимание и оставались в памяти…» «Будь Александр Грин простым эпигоном, покорным подражателем, не стоило бы особенно долго и говорить о нём. Но этот мятежный писатель отличался глубоким своеобразием своего отчаяния, своих надежд и метаний. Его творчество окрашено в свой, особый, цвет…»

Слонимский наблюдает и описывает реакции писателя, то, как порой неадекватно воспринимали его со стороны, не понимая сложную и страстную душу одинокого мечтателя. Отдельной темой прозвучал рассказ о встрече советских писателей с Гербертом Уэллсом в 1920 году, куда был приглашён и Грин. Александр Степанович напомнил присутствовавшим рассказ Уэллса «Остров Эпиорниса» – о том, как выкинутый на пустынный остров человек нашёл там яйцо неизвестной птицы, положил его на солнечный припёк, согрел и вырастил необыкновенное существо, от которого ему пришлось спасаться, ибо его детище стремилось убить его.

«В человеке, вырастившем необычайную птицу, Грин, усмотрел художника, в птице, гоняющейся за ним, – плод его художественного воображения, мечту его. Эта мечта, по Грину, была способна убить её носителя. Уже одно это неожиданное истолкование рассказа Уэллса показывало, как относился к творчеству художник-фантаст Александр Грин…»

И вот, на наш взгляд, цитата Слонимского, которая полностью отвечает натуре Грина: «Под суровой внешностью Грина билось преисполненное любви к людям сердце. При этом он стремился всегда самостоятельно решать встававшие на его жизненном пути задачи, и отсюда такой его, например, совет в одном из позднейших писем ко мне (8 октября 1926 года): "Став капитаном, не сбивайтесь с курса и не слушайте никого, кроме себя". Спорный, но совершенно гриновский совет…»

А мы добавим: фантастический совет от фантастического писателя!

 

Удивительную визуальную практику в мозаику нашего насыщенного фестивального четверга привнесла Елена Мирошниченко с необычной темой: «Магическая составляющая заборов на примере крымских сёл и городов». Казалось бы, что необычного в заборах и изгородях? Но, как объяснила Елена, за этим стоит целый культурный мир народных верований и обычаев. Докладчица, самолично объездив на авто десятки крымских посёлков, собрала большой фотоальбом с примерами своей наблюдательности. Ромбовидное «всевидящее око» (оберег от сглаза) в кованых или сварных конструкциях – элемент настолько часто встречающийся, что вряд ли сегодня без него обходится хоть одно поселение. И города не исключение. На экране слайд-презентации мелькают кладки старых и новых стен, калитки, ворота, плетни… Елена оживлённо рассказывает о народных практиках защиты и привлечения достатка в дома. Дырявые горшки на плетнях… Что это? А это чтобы злые духи обходили дом стороной. А лапти или сапоги на пиках – это к чему? А чтобы защитить дом от потрясений и даров судьбы, от побирушек и непрошеных гостей… И так далее. В каждой тонкости, в каждой вещи, выставленной на обозрение, в каждом орнаменте есть скрытый смысл. Фантастика! Да, это фантастика. Но прежде всего, это мощная ведическая культура, или её отголоски. Нет зряшных символов, нет зряшных знаний, а человек, окружённый и природой, и обществом, одновременно создавал для себя целую кодовую систему понятных ему знаков, табуировал зло, открывал дорогу добру. В таком космосе жизнь приобретала реальные осмысленные формы и часто показывала всю сложность отношений с тонкими мирами, мирами живых и мирами богов.


 

 Ещё в одну мистерию, «Мистерию автографов», посвятил любопытствующих слушателей Александр Васильевич Трунов, член Клуба, фотокорреспондент и книжный коллекционер. Кстати, его книга «Автографы личной библиотеки как социокультурное явление», находящаяся на редактуре у Валерия Гаевского и Юлианы Орловой, обещает увидеть свет уже в этом году. Приведём фрагмент из авторского предисловия этой книги: «Автографы – огромный интереснейший мир человеческих коммутативных взаимоотношений, богатый материал для изучения личности собирателя и тех, кто эти автографы любезно предоставил. По дарственным надписям можно определить связь читателя и писателя, расположение писателя, поэта к человеку, принимавшему участие в его творческой судьбе, дружбу, а также прочувствовать начальную точку, атмосферу, в которой рождался определённый автограф. Как бы своеобразная летопись отношений, по которой можно проследить широкие по диапазону и глубокие своими корнями связи…»

Гимн книге, гимн творцам слова, гимн знанию – так можно было бы образно назвать выступление Александра на фестивале. И конечно же, особое, пестуемое им явление – автограф необходимо отнести к культуре личности, культуре времени, в котором живёт писатель. Писателю на даруемой книге нужно оставлять значимые подписи, которые как отпечатки его души будут привлекать к написанному тексту ещё тысячи людей. Эта магия и мистерия работает для ноосферы, вещественным мостиком к которой книга по сути и является.


 

 Время четверга подгоняло нас, уже нарушился регламент выступлений, а энергия информации всё била ключом (благо, что не гаечным). Но тут появился Гаевский. Свой творческий вечер маэстро назвал «Фантастика – это разведка будущего». В будущем-таки будет вода, которой можно утолить жажду познания, решил зал… Но да простят нам эту аллюзию…

Итак, «Разведка будущего». Она, по мнению Гаевского, и есть прямое дело фантаста, его кровная обязанность. Не всегда, однако, будущее рисует нам радужные картины, но тут, как говорил классик (Рэй Брэдбери), «фантаст не должен предсказывать будущее. Он должен его предотвращать». Кто знает? Маэстро Велерад всегда был убеждён, что в хорошо заданном вопросе уже содержится правильное зерно ответа. Да, тут много философии. А где её мало? Вот и вопрос… Вопросы подстерегают думающего человека всегда, всю жизнь. Только дураку всё ясно до конца. С дураками лучше не общаться, не только печень погубишь, но и разум повредить можно. А разум нужен нам для будущего. А ещё смелость, граничащая с отвагой. А ещё гармонизация. Фантастика – самая ответственная разновидность литературы, с неё спросится больше, глубже, тоньше… И не спасёт писателя даже самая красивая надуманная им поверхностность. Нужно пестовать идею. Взращивать её, как ребёнка, бессонными ночами. Нужно жить в сознании своих героев, горевать и радоваться, взрослеть, мужать, бороться, чтобы их характеры не отдавали этой самой поверхностностью… Сокращая время выступления, Гаевский сказал: «Разведка будущего показала, что будущее есть», – и прочитал в завершение пару своих, как он их называет, ноосферных стихов.

 

После ужина началась подготовка к Гринландской вечеринке на летней площадке. Ловкие руки женской половины нашего оргкомитета соорудили множество маленьких вкусняшек-канапе, сильные руки мужской половины открыли вино нескольких марок (преимущественно красное массандровское и белое инкерманское), музыкальный блок с уже упомянутым квадратным экраном переместились из симпозиум-зала на новое место. Здесь же чуть в отдалении от фуршетных столов был оборудован столик для приготовления пиратского пунша от Гаевского. В 20 часов вечеринка стартовала с провозглашением первого тоста: «За юбиляра!» Валерию Гаевскому в этот день исполнилось первые 60 лет!


 


 По сложившейся традиции оргкомитет устроил викторину с розыгрышем наград за правильный ответ по части фантастики всех времён и народов. Надо сказать, что вопросы викторины были не лёгкого плана. Гости, однако, справились с загадками, особенно преуспел в качестве разгадывателя Кирилл Судаков. Пока разгорались кулуарные беседы, Гаевский разжёг туристическую газовую горелку и приступил к многофазовому приготовлению пунша. Заключительной и самой яркой фазой этого мастер-шоу стало вплавление горящего, облитого ромом сахара в пряное горячее вино. Пунш по стаканчикам разливался самолично его изготовителем посредством половника. По этому самому случаю на несколько лет раньше разведчик будущего написал такое стихотворение-тост «Поэтам и фантастам», которое сюжетно и антуражно реализовалось только в этот вечер:

 

Собратья, содруги, содвинем фиалы!

Пусть каждый нальёт себе пламенный пунш.

За Пушкина, за внеземные реалы,

За всех артефактов взлелеянный куншт!

 

 


А Пушкин с ободряющим взором наверняка где-то был рядом…

Вечеринка продолжалась почти до полуночи. И сказанных речей было много, чуть меньше станцованных танцев, но пунш был выпит подчистую. Поистине, как было замечено, этот напиток бодрит и веселит и ударяет по ногам, оставляя голову ясной, в лёгком эйфоре.

 

Утро пятницы, 26 июня, как в русской пословице, начали за здравие, кончили за упокой (или наоборот). Информационную часть конференции открыл Владимир Митюк с докладом «Дорога к Пурпурным полям». Экзистенциальные размышления о бесполезности стариков. Тема эта часто прописывалась в антиутопиях, в основном западных, хотя и в отечественных время от времени появляются некие пессимистические модели утилизации людей, чей социальный статус общество не может (или не хочет) поддерживать.

Докладчик приводит несколько литературных примеров: «Роберт Крэйн. Мир чудом уцелел после третьей мировой войны. Власть в США взяла в свои руки молодёжь. Люди старше тридцати пяти лет оказались не у дел. Для них нет работы, им не разрешают заводить детей… И за особые заслуги отправляют на Пурпурные поля, где… вечная молодость. Только никто не знает, где они, а жизнью людей управляет программа…» «О том же – наверняка, ориентируясь на легенды индейцев писал Джек Лондон в рассказе «Закон жизни». Немощных стариков отводили в лес, оставляли им небольшой запас продовольствия и уходили навсегда. А старики ждали, что за ними вернутся, но это не происходило. Никогда. А их поедали дикие звери…» «И тут же – рассказ Александра Милютина «Программа утилизации» (журнал «Фанданго», № 37, 2019 г.). Рассказ небольшой, читается залпом. Ничего лишнего. Здесь тоже идёт речь об ограничении по возрасту. Правда, есть индивидуальные программы, которые в итоге заканчиваются утилизацией. В принципе, утилизация неизбежна для всех, но – не принудительная…»

Владимир подводит тему к финалу: «Эксперименты нацистов по утилизации, ограничение сроков пребывания человека на земле. Так и живём, пока кому-то нужны и полезны. Если нас не скосит война, невидимые вирусы и болезни. Или безжалостная и бесстрастная программа не отправит на Пурпурные поля…»

Одно ясно, мир должен измениться. Но нужно помнить, что пожилое поколение – это всегда хранители живых знаний и культуры. Не флешки, не диски с терабайтами памяти, а наши живые бабушки и дедушки. Кто-то сказал, что уровень цивилизации нужно отмерять по тому, как в ней относятся к старикам и детям. Воистину так.


 

 Оригинальный обзор предложила Евгения Блинчик: «Животные и космос: бодиарт и тату». Речь шла о тех животных, которые стали доминирующими в социокультурном отборе современности именно в сфере раскрашивания тел. Бум татуировок обязан прежде всего технологическому усовершенствованию нанесения красок с помощью капельной иглы и сменных картриджей и тому, что выполняет эту работу художник уже с помощью роторной тату-машинки. Евгения, в литературном творчестве имея большую склонность к темам мифологическим, не случайно выбрала именно космических животных. Если человек, даже повинуясь бессознательному тотемному зову, назовём его так, выбирает зверя-покровителя, то перенос этого зверя в космос должен означать некое обожествление, сакрализацию. Ибо что же возвышает наши верования, как не небо, космос и звёзды?

И выяснилось, что наиболее распространёнными современными тотемами являются кошки, волки, совы, вороны, киты, дельфины и лисы. Не правда ли, удивительный подбор? На квадратном экране менялись яркие картинки: звери во всех ракурсах на плечах, руках, спинах, груди в окружении звёзд, комет, планет – просто-таки баснословный тату-бестиарий. И выбирались-то самые привлекательные, самые графически безупречные картинки, символические композиции. Да, этот странный (но не с позиции тотемного сознания) пласт культуры существует, усложняется, и зверям-хранителям по-прежнему отдаётся предпочтение, как и многие столетия назад. Можно было бы это назвать космизацией древних верований или космизацией всей земной культуры? Да, пожалуй. Доклад Евгении это блистательно продемонстрировал.



 В 11 часов Виктория Балашова под чутким операторским оком Кирилла Судакова приступила к семинару «Общение с редактором: включаем эмоциональный интеллект». Семинар обещал изюминку, а именно проигрыш ситуации «как добиться внимания редактора» по предложенным залу ролям.

Для начала, эмоциональный интеллектсумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Как выяснилось, традиционный тест IQ не в состоянии давать оценку успешности человека, поэтому в научной сфере появилось это понятие, целиком гибкое и меняющееся в зависимости от опыта личности. То есть эмоциональному интеллекту можно учиться. Расцвет теории ЭИ пришёлся на 80-е годы прошлого века. В 90-х годах появилась так называемая смешанная модель интеллекта: в её основу были положены самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки, эмоциональная грамотность. Все дальнейшие исследования в сфере ЭИ стали исходить из этих базовых понятий. Любопытный момент: оказывается, ЭИ наиболее развит не у носителей высокого или низкого IQ, а у середнячков. Проведя экскурс по основам, Виктория вскоре переключилась на освещение более близкой нам сферы, а именно того, как работает ЭИ в редакторско-писательской среде. Как уже отмечалось, институт литагентства в нашей стране, так и не развившись, приказывает долго жить (впрочем, на Западе так же), и вперёд выступают личностные качества писателей в способности продвигать свой труд (творчество) на издательском рынке. И вот тут и начинает работать и показывать реальные плоды эмоциональный интеллект. Виктория предложила слушателям разыграть сценку, где действует пять персонажей, нужны были добровольцы, вытянувшие жребий. После жеребьёвки роли распределились следующим образом: уставший и спрятавшийся от всех в кафе редактор Сергей Малышев, молодой напористый писатель-фантастГалина Малышева, молодой и не очень напористый писатель-фантаст Валерий Гаевский, литературная звездаЕвгения Блинчик, фэн, поклонник творчества звездыАлександр Милютин. Игроки получили только самые общие инструкции в плане поведения. Писатели-фантасты охотились за редактором, фэн преследовал звезду. Первым набросился на редактора молодой напористый и занял его драгоценное время минуты на три долгими уговорами взять его произведение (другой молодой писатель наблюдал за реакцией редактора), в это время в кафе появилась звезда и преследующий её фэн. Завязался разговор редактора со звездой. Улучив момент, когда молодой и напористый подпрыгнул к звезде и они вместе с фэном стали её прессовать вниманием, второй начинающий выпросил у редактора адресок другого редактора, кто согласился бы прочитать его рукопись. Тем временем у редактора сломался контакт со звездой. Что-то пошло не так. Звезду, которую редактор пытался втащить в новый проект, оттянули от редактора неистовые поклонники. Кто же остался в выигрыше? Выходит, тот, кто, учтя ситуацию и настроение редактора, сумел наиболее верно воспользоваться ЭИ – второй молодой писатель (Гаевский). Вся сценка выглядела совершенно естественно, актёры импровизировали на ходу. Аплодисменты и награду от ведущей, Виктории Балашовой (две бутылочки сухого вина), заслужили все.

 

 

В 14 часов на подиум трибунного стола заступил Александр Милютин с презентацией авторского сборника «Билет на Небесный поезд», вышедшего в издательстве «СеЖеГа» месяцем раньше начала Крымкона.


 

Выступление Александр начал с самокритичного предположения о своём невысоком IQ и, переждав возмущённый ропот зала, пояснил мысль автобиографическими признаниями из области образования и юношеских увлечений. Впрочем, зал видел перед собой тонкого, чувствующего, много повидавшего на своём веку и сделавшего себя сам айтишника, просто убедился ещё и в недюжинной скромности талантливого автора. Автора – почти реалиста, городского романтика, чья фантастика деликатно-исповедально вплетается в обычные будни человеческих муравейников. Автора с узнаваемым стилем, некогда «учившегося» у близких по духу классиков современной прозы, но, к счастью, не ставшего эпигоном, а приобретшего собственное лицо. Как поговаривают в крымском фэндоме: если сказано, на авто какой марки разъезжает ГГ и какая музыка звучит в колонках – это Милютин! Шутки шутками, но не только внешней атрибутикой узнаются его рассказы и повести, а ещё и особым психологизмом, лирическим и вечно юным взглядом на мир из-под шершавой брони, обросшей ракушками реальности, но всё же отзывающейся на звон рок-бардовских струн… Отвечая на вопрос зала, Александр особо выделил в сборнике рассказ «Его музыка». Пожалуй, да, одна из самых сильных вещей, хотя не летят в ней звездолёты и шагоходы не горят – просто рождается, живёт и уходит из жизни обычный человек. Но звучит музыка, и фантэлементом рассказа становится само бытие и пробирающий насквозь катарсис… Вот такой автор дебютировал на фесте с оптимистично-красочным томиком в руках и в чёрной футболке с обнадёживающей надписью «Dark».

 

Вклинившийся в программу доклад Андрея Диреглазова «Проблемы технокоммунизма» на примере произведений классиков жанра Ивана Ефремова и, как ни странно, Роберта Хайнлайна (возможно, для контраргументации в пользу Ефремова) открыл нам глаза на все неувязки идеологии советского общества 60–70-х годов, когда политбюро (Хрущёв-Брежнев) оказалось отсталым по сравнению с ефремовской моделью будущего. Необычайный вывод Андрея о том, что если бы «Туманность Андромеды» легла на стол товарищу Сталину, история могла бы пойти другим путём, расшевелил зал в обеих плоскостях мнений. Кто-то просто усмехнулся, кто-то задумался. Технический прогресс советского общества был явно заторможен не только холодной войной, но в равной мере и ретроградностью партийной верхушки. Во всяком случае, тезис докладчика насчёт Сталина проверить невозможно, разве что только с помощью машины времени. Будущее же высокоразвитой цивилизации, достигшей технического могущества, станет возможным только в сочетании со справедливой социальной системой. Капитализм сам по себе предложить такую систему не способен. Капитализм сможет повторить сценарий разве что пресловутой Атлантиды – погибшей мифической (но кто-то убеждён, что реальной) цивилизации древности, отстоящей от нас на десятки тысяч лет.

 

 

В 16 часов началось рабочее второе занятие семинара «Фанданго-Аэлита». В этот день рассматривались рассказы Александра Милютина, Кассандры Тарасовой, Марины Матвеевой и Евгения Полякова. По счастью, удалось провести интерактив с Евгением Поляковым (Москва) и услышать его ответное слово по «Вайберу». Снова освежили внимание слушателей рецензии Бориса Долинго с его вдохновенной одой букве «ё» и не менее серьёзными критическими разборами и редакторскими советами.

Например, Александру Милютину было заповедано: «Очень хочется пожелать автору искать именно интересные идеи и учиться создавать и выстраивать интригу в произведениях…»

Марине Матвеевой (она автор фанфика «Обретение ваджры» по мотивам «Времени Оно» Михаила Успенского) Борис пожелал следующее: «…у Вас уже есть большое достижение – умение писать хорошим литературным языком. Сделайте так, чтобы язык этот был именно Вашим языком, а не чьим-то, кого Вы повторяете. И, самое главное, создавайте свои сюжеты, а не реанимируйте «трупы» – ОНИ ВСЁ РАВНО НЕ СТАНУТ ЖИВЫМИ «ЛЮДЬМИ».

Евгению Полякову (к рассказу «Настройщик людей»): «…данный пример интересной сюжетной идеи даёт основание надеяться, что автор обладает хорошим потенциалом для создания действительно интересных произведений, так что желаю ему развивать свой потенциал максимально эффективно».

Живые голоса других членов жюри: Сергея Малышева, Галины Малышевой, Евгении Блинчик и Валерия Гаевского – также внесли немало критически-полезного в семинарский разбор рассказов.

На этой счастливой ноте мы сказали друг другу: День удался!

 

Свободная культурная программа вылилась в вольную дегустацию вин в дворовой беседке гостиницы и приглашение к угощению паштетом всех местных кошек, каковых насчиталось четыре. Фантасты общались, отдыхали, включали эмоциональный интеллект, обсуждали события фестиваля, вспоминали забавные случаи из фэндомовского бытия.

 

Суббота, 27 июня, началась с творческого конкурса семинара «Фанданго-Аэлита», а именно с зачитывания написанных участниками за фестивальные дни и часы рассказов-миниатюр на темы, которые как номера билетов сами семинаристы и выбрали, заранее не зная названия. По секрету сообщим, что названия тем были взяты из банка будущих (как мы надеемся) сборников серии «Надёжные дороги фантастики». Вот список конкурсантов и выбранных ими тем

  1. Евгений Поляков – «Почём импланты для народа».
  2. Александр Милютин – «Гомункулюсо-сапиенс».
  3. Евгений Горобцов – «Кому законы робототехники не писаны».
  4. Николай Остапцов – «Может, в ноосфере что-то подправить».
  5. Виталий Новиков – «Этот безумный, безумный… параллельный мир».
  6. Евгения Блинчик – «Дрезина времени».
  7. Александр Атаянц – «Клуб одиноких сердец инженера Гарина».
  8. Ариолла Милодан – «Помазанники космоса».
  9. Марина Матвеева – «Трудно быть небожителем».
  10. Алла Ермилова – «Кому законы робототехники не писаны».
  11. Ксения Нели – «Может, в ноосфере что-то подправить».

Участники выдали тексты, что называется, по первое число. Интересные, сюжетно непредсказуемые, пересыпанные юмором рассказы поистине доставили удовольствие всем слушателям, да и самим авторам также.

 

В 14 часов Виктория Балашова провела запланированный по программе круглый стол: обсуждение конкурсных работ «Непознанное море: загадки и тайны морских глубин». Рыцарей круглого стола собралось пятеро: помимо Виктории, троица «СеЖеГи» и Ксения Нели. Прочие конвентщики выступали зрителями. Работы заочных конкурсантов разбирались как ради литучёбы для зрителей, так и для очного обмена мнениями членов жюри, хотя оценки и призовые места определились ещё до начала фестиваля. Именно призёры этого конкурса получают публикацию в вышеупомянутом сборнике «Моремания». Думается, публиканты были отобраны достойные; во всяком случае, литучёба на примере морских рассказов оказалась оживлённой, наглядной и полезной с точки зрения избегания литературных ляпов. Очень ценными замечаниями делилась Ксения Нели, знакомая с реалиями мореходства на практике по долгу работы и чётко определяющая натяжки в описаниях, например, высадки с катера на берег или субординационных взаимоотношений команды. Официальное же объявление итогов конкурса было отнесено на финальное мероприятие фестиваля.

 

Время неуклонно вело нас к подведению итогов конвента – к торжественному закрытию фестиваля, которое уже четвёртый год подряд мы проводим в одном из самых приметных мест Феодосии, её архитектурной и исторической реликвии – дворце-даче Иосифа Стамболи. Двадцатиминутная неспешная прогулка по набережной…


 

 …И вот мы здесь, в красивой парковой усадьбе с фонтаном, кипарисами и елями. Кто-то (Марина и Женя) успевает сделать снимки у фонтана на память…


 

Минут десять занимает у нас «экипировка» наградного слова


 

Мы приступаем к официальной части…


 

Валерий Гаевский благодарит всех приехавших на 14-й Крымкон, возможно один из самых романтичных отечественных фестивалей фантастики, надеемся, мы нечаянно не отобрали лавры у коллег из Питера, Москвы и Екатеринбурга…

В первом потоке награждений – семинаристы «Фанданго-Аэлиты». Каждый из них получает диплом-сертификат, подтверждающий право после авторской доработки в соответствии с критическими замечаниями быть опубликованным в одноимённом сборнике в следующем году. Назовём дипломантов:

  1. Александр Атаянц (Тульская область) – рассказы «Время от ума», «Отпусти меня».
  2. Александр Милютин (Севастополь) – рассказ «Мы с Томкой убираем зимние вещи».
  3. Виктор Калюжный (Киев) – рассказ «Непревзойдённый».
  4. Евгений Поляков (Москва) – рассказы «Настройщик людей», «Человек, который не любил свою работу».
  5. Кассандра Тарасова (Москва) – рассказы «На уровне», «Поляна».
  6. Марина Матвеева (Симферополь) – рассказ «Обретение ваджры».
  7. Николай Остапцов (Старый Крым) – рассказ «Сапфир».

 Таким образом, в сборник «Фанданго-Аэлита»-2021 попадают все упомянутые авторы. Также отдельным разделом в книгу войдут рассказы-миниатюры.

 

 

Николай Остапцов получает диплом-сертификат семинара

 

 Марина Матвеева с наградным дипломом и фотоработой Кирилла Судакова

 

К слову говоря, замечательные фотоработы Кирилла Судакова (заполнявшие выставочный планшет в конференц-зале на протяжении крымконовской недели) с автографами как нельзя лучше дополнили наградной букет всех дипломантов.

 

Во втором пуле награждений – обладатели титулов «Фандаги» по результатам тайного голосования кредитками доверия. Итак…

Обладателем титула «Фандаг – лидер доверия» и медали «Крымкон Фанданго Forever» стала Виктория Балашова (Москва).

 

 

 Обладателем титула «Фандаг – душа компании» и медали «Крымкон Фанданго Forever» стал Виталий Новиков (Севастополь).


 

Обладателем титула «Почётный Фандаг» и медали «Крымкон Фанданго Forever» стал Александр Милютин (Севастополь).


 

Валерий Гаевский предоставил слово Виктории Балашовой для озвучивания ещё одного конкурсного победителя… По результатам голосования жюри первое место в конкурсе «Непознанное море: загадки и тайны морских глубин» получила Ксения Нели за рассказ «Жемчуг для русалочки».


 

Ксению Нели ждала ещё одна большая и главная награда Крымкона – премия «Планета Крым» им. Л. Н. Панасенко за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана – «Музанабим».



В продолжение всех интриг феста Юлиана Орлова объявила о начале 5-го крымконовского ритуала благословения писателей-фантастов Нетленной рукописью. В этом году на роль жреца-имагифанта боги ноосферы назначили маэстро юбиляра писателя Валерия Гаевского. В роли жреца-церемониймейстера выступила Юлиана Орлова, в роли жреца-виночерпия – член оргкомитета Евгений Горобцов.


 

Облачённый в красную мантию с фибулой на плече, увенчанный лавровым (в нашем случае всегда вишнёвым) венком жрец-имагифант вызвал для книгоположения трёх присягающих «писать фантастику, лучшую фантастику, нетленную фантастику во славу Имагинации»: Марину Матвееву, Николая Остапцова и Александра Милютина.

 

 

 




 

Фотографирование в Рубиновом зале и на веранде дворца-дачи закрепило наш общий успех. Первый постпандемический, девятый феодосийский, а по факту 14-й Крымкон «Фанданго» – состоялся!



 

И впереди нас ждал банкет…

Банкет на излюбленном месте: в кафе, на крыше гостевого дома «Глициния», с отменной кухней, добрыми крымскими винами и незабываемыми видами на Феодосийский залив, город и космос… и ещё нас ждал «Секрет» – турбопарусный дирижабль (производства хэнд-мэйд бай Валерий Гаевский), фотоэстафета с которым теперь также перешла в разряд традиционных, символических и романтических перфомансов:


 


 









 

К слову о «Секрете»… Гаевский поставил перед собой амбициозную инженерную задачу соединить турбопарусный дирижабль с реальным квадрокоптером, так что на следующий год мы надеемся удивить вас запуском модифицированного преемника корабля гриновского капитана Грэя в реальный полёт на собственных двигателях с фотокамерой в активе. И это будет фантастика, созданная собственными руками. Что же, господа…

 

Конвент завершился…

Да здравствует конвент!

 

Да здравствует Феодосия!

Да здравствует фантастика!

Да здравствует ослепительное Фанданго!

Всем здоровья и счастья!

 

VIVA IMAGINATIA!

 

Июль 2020 года


В.Г. Ю.О.


 

 

 

 

 

Комментарии:

Оставить комментарий
  1. Цитата
    • Группа: Гости
    • ICQ: {icq}
    Благодарю за информацию
вверх