Десятилетка позади…
Мы получили аттестат об окончании школы первой ступени фэндома – мирового сообщества людей, увлечённых фантастикой.
Что значило для нас «увлекаться фантастикой»?
Самое первое и самое важное: понять, что фантастика неотъемлемая часть нас самих, нашего опыта, нашего сознания и нашего творчества, что без неё, как говорится, «вода не освятится»…
И чтобы по-настоящему освятить свою любовь и увлечение, мы пошли достаточно далеко, возможно дальше всех в мире, заявив, что фантастика – это не просто вид литературы или жанр, не просто литературный приём – фантастика – это особый образ мышления, иначе – само мировоззрение.
Как далеко заведёт нас это путь?
Смеем надеяться, что к звёздам.
А куда цивилизация должна завести человечество? Есть альтернативы?
Да сколько угодно. Одна из них: быть стёртыми с лица Земли… Такая возможность всегда с нами, вернее уже с нами более шестидесяти лет с момента, как зачехлили первую стратегическую ракету в первой пусковой шахте.
Так что? Перспектива жить на пороховой бочке стала актуальной? Но она была и раньше, она была всегда, ибо дом наш – его величество Космос, великий и непредсказуемый. А если предсказуемый? А если контролируемый? А если это мы – просто ясельные детишечки, а там в Космосе – большой и взрослый мир.
Да, так и есть. Там действительно большой и взрослый мир, и он наверняка подождёт, пока мы подрастём настолько, чтобы не подорвать себя, а где-то и поможет не сделать этой глупости…
Кто-то сказал: «Дети приходят в мир через своих родителей, но им не принадлежат». Поистине, это так. Мы не принадлежим нашим древним и могучим Богам, некогда цивилизовавшим нашу расу, но всё же они отвечают за нас. А мы растём… Убиваем друг друга вот только, калечим, лишаем воли… И всё это называем красивым и страшным словом: «борьба».
Мы борцы. Иногда слепые, иногда зрячие, иногда жадные, иногда просветлённые… Мы должны когда-нибудь обрести себя и вернуться на звёздный путь. Для себя мы выбрали средство этого возвращения и назвали его фантастикой.
Посмотреть фото с Крымкона "Фанданго" 2016
10-й Крымкон начинался задолго до своего старта, с апреля, мы разослали в общей сложности сто двадцать приглашений, включая рекордный список финалистов конкурса «Фаншико» – 56 человек. Потом долго в растяжку получали письма с вежливыми извинениями и отказами. Но оптимизм наш не иссякал, и конвент собрался в составе 41 человека.
22 июня в заездной день на базу конвента ТОК «Маяк» мы занимались регистрацией, готовили площадку, ужинали и провели вечерний кинозал с показом документального фильма «Дюна Ходоровски». Надо сказать, что впечатление эта лента производит особенное, весьма сильное и абсолютно творческое, несмотря на грустную фактологию. Не все из любителей кинофантастики и конкретно Френка Херберта знают о том, что задолго до появления первой экранизации «Дюны» с Кайлом Маклахленом в главной роли чилийский артхаусный режиссёр Алехандро Ходоровски, собрав удивительную команду единомышленников, художников и продюсеров, написал сценарий и полностью графически раскадровал собственный самый первый вариант фильма. Мало кто знает, что пригласил он на роль Императора и получил согласие от Сальвадора Дали, что музыку к его фильму должны были написать «Пинк Флойд» и что в антуражные и технические разработки эффектов будут положены работы Гигера, немецкого готического художника, чьё творчество ляжет в основу многих голливудских картин впоследствии, в том числе знаменитого «Чужого». Ходоровски поражал своей энергией и абсолютной харизмой творца. Трагедия состояла в том, что Голливуд отверг его сценарий, что все технические новации сьёмок будут растасканы по киностудиям, как расчлененное тело Пуруши, что надежду сделать свою «Дюну» у него отнимет время и прагматическая недалёкость кинодельцов, а уникальный проект так навсегда и останется в виде кинографической разработки.
Разное воздействие на наших участников произвела картина, кто-то назвал режиссёра неудачником, кто-то либералом, а кто-то сказал, что выносить своё творческое поражение на обозрение публики – дурной тон, но нам важно было заронить зёрна мировоззренчества. Да, «Дюна Ходоровски» – это памятник несбывшейся мечте, это драма творца, но это пример высокого служения фантастике и веры в её феноменальные возможности. А в глубинном философском смысле «Дюна Ходоровски» – это проект разговора с Богом языком образов будущего. «Будущего, которое нужно понять…» Мы ещё вернёмся к этой фразе…
23 июня в Мемориальном доме-музее им. А. С. Грина фестиваль был торжественно открыт с традиционной перекличкой всех участников.
Перечислим их в нашей статье…
Барздун Дмитрий (г. Севастополь), организатор фестиваля фантастики «Летучий фрегат»
Блинчик Евгения (г. Симферополь), писатель-фантаст
Гаевский Валерий (г. Севастополь), писатель-фантаст, президент Клуба фантастов Крыма, ведущий Крымкона «Фанданго»
Горобцов Евгений (г. Симферополь), фэн
Гребенников Алексей (г. Новосибирск), писатель-фантаст
Демченко Вячеслав (г. Керчь), писатель-фантаст
Диреглазов Андрей (г. Симферополь), физик, футуролог
Иванов Юрий (г. Севастополь), главный редактор издательства «Шико», сопредседатель оргкомитета Крымкона «Фанданго»
Калюжный Виктор (г. Симферополь), писатель-фантаст
Карацупа Виталий (г. Бердянск, Украина), библиограф, владелец сайта «Архив фантастики», член жюри конкурса «Фаншико»
Карпов Геннадий (г. Москва), литературный критик
Книга Игорь (г. Феодосия), писатель-фантаст
Конкина Анна (г. Севастополь), редактор издательства «Шико»
Кузнецов Юрий (г. Реутов, Московская обл.), писатель-фантаст
Ларионов Владимир (г. Сосновый Бор), литературный критик, член жюри конкурса «Фаншико», номинатор премии «Планета Крым» имени Леонида Панасенко за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана
Лиманская Мария (г. Симферополь), писатель-фантаст, критик
Лойко Елена, (г. Пермь), писатель-фантаст
Медведев Радомир, (г. Симферополь), писатель-фантаст
Милодан Ариолла, (г. Симферополь), член оргкомитета Крымкона «Фанданго»
Милодан Михаил (г. Симферополь), фэн
Мильгунов Владимир (г. Симферополь), библиограф фантастики, модератор портала «Фантлаб»
Милютин Александр (г. Севастополь), писатель-фантаст
Наташа Себастьен фон Киртан (г. Симферополь), член Клуба фантастов Крыма
Нели Ксения (г. Феодосия), писатель-фантаст, член оргкомитета Крымкона «Фанданго»
Никифоров Григорий (г. Москва), фэн
Новиков Виталий (г. Севастополь), член оргкомитета Крымкона «Фанданго»
Нэт Энсен (г. Пермь), писатель-фантаст
Орлова Татьяна (г. Севастополь), фэн
Орлова Юлиана (г. Севастополь), писатель-фантаст, редактор фэнзина «Фанданго», секретарь оргкомитета Крымкона «Фанданго»
Панов Валерий (г. Владивосток), писатель-фантаст
Поляков Евгений (г. Москва), писатель-фантаст, член Интернационального союза писателей
Прашкевич Геннадий (г. Новосибирск), писатель-фантаст, почётный член Клуба фантастов Крыма
Протасовицкая Анастасия (г. Керчь), писатель-фантаст
Русалёва Олеся (г. Ковров, Владимирская обл.), писатель-фантаст
Свиридов Михаил (пгт Багерово, Крым), писатель-фантаст
С. Г. Малиновски (г. Симферополь) – Сергей и Галина Малышевы, писатели-фантасты
Сидоренко Антон (г. Севастополь), писатель-фантаст
Толстова Ольга (г. Санкт-Петербург), писатель-фантаст
Трегубова Юлия (г. Красногорск), писатель-фантаст
Щербак-Жуков Андрей (г. Москва), писатель-фантаст, поэт, журналист
Сотрудники Музея Грина, в котором уже 4-й раз начинается Крымкон, традиционно подарили нам своё гостеприимство и приветствовали замечательной речью с призывом создавать блистающие миры.
В торжественной обстановке Юрий Иванов вручил созревшие плоды – авторские экземпляры «Антологии МиФа-2016» – приехавшим на фестиваль победителям «Фаншико» прошлого года. Тем же победителям, кто с нами не был, заслуженная добыча будет выслана почтой.
Приятно, что церемония открытия вызвала интерес феодосийской прессы и телевидения.
Знаковым событием стал приезд Геннадия Прашкевича, перечислять титулы, звания и книги этого самого знаменитого фантаста-новосибиржца было бы даже дурным тоном. Геннадий Мартович отметил в этом году своё 75-летие, и наш клуб отозвался на это событие большой поздравительной публикацией в 28-м номере журнала «Фанданго» от его друзей со всего мира. Слоган от мастера «Будущее нужно понять» и фотоколлаж Прашкевича, известный как «Красный сфинкс», украсили обложку специального выпуска нашего журнала. Специальным этот выпуск был назван неслучайно, ибо в 2016 году нас настигла та самая дата, о которой говорилось вначале и которой мы посвятили отдельную статью в издании (она, мы уверены, займёт своё место в хронологиях российского конвентного движения).
Рыцарь фантастики Геннадий Прашкевич на своей творческой встрече 24 июня рассказал о понимании того, что есть «пространство и время в жизни писателя», какими удивительными подвижками обладают они и как причудливо, несказанно, глубоко влияют и на судьбу, и на выбор тех, кто оказывается рядом, как этот хронотоп, лишь отчасти похожий на жребий, создаёт и мир настоящего, и мир Будущего, «которое нужно понять».
Особой и запомнившейся темой был рассказ Геннадия Мартовича о знакомстве и переписке с великим зодчим коммунистического будущего писателем Иваном Ефремовым. Ефремов, по признанию Прашкевича, научил его видеть неявные смысловые и потаённые акценты в той же классической русской литературе XIX века, чем, конечно же, наградил тогда ещё молодого парня из сибирской глубинки, и это умение Геннадий Мартович стал ценить в литературе превыше всего. И фантастика не стала исключением. На вопрос о значении воображения для писателя-фантаста Прашкевич ответил, что никакой личный творческий опыт не в состоянии реализоваться без воображения. Оно выступает как связующая среда, суггестор идеи, содержания, сюжета, базис для психологического углубления характера героев, философской многозначности любого произведения.
Но вернёмся в первый день фестиваля…
Ещё до официального открытия утром на рабочей площадке прошли три программных события: презентация уже упомянутого 28-го номера журнала с Красным сфинксом – Прашкевичем на обложке, презентация книжных новинок издательства «Шико-Севастополь» (Юрий Иванов) и новинка сезона – психологический тренинг «Как завоевать аудиторию» с ведущими Дмитрием Барздуном и Олесей Русалёвой. Рецептура для потенциальных «завоевателей» была предложена самая разная, но в основном касалась вопросов самонастройки, умения снимать личный стресс, блокировать негативную информацию, «правильно работать с адреналином»; решительной же гарантией покорения аудитории признавалось обаяние и душевная гармонизация, в сочетании с юмором и общей информированностью эти факторы просто-таки бетонируют успех у лекторов, докладчиков, писателей – людей социоангажированных. В ходе лекции и дискуссии Дмитрий и Олеся активно вовлекали молодых участников к «самопризнанию» о своих потаённых страхах в поведенческих ситуациях. Таким образом, оригинально преломлённый докладчиками опыт доктора Фрейда духовно и интеллектуально раскрепостил собравшихся, что не замедлило сказаться на последовавшей в этот день 1-й сессии коллективного мастер-класса финалистов конкурса «Фаншико».
Мастер-класс – одно из центральных событий конвента «Фанданго» – начался в 15 часов и, руководимый толерантнейшим Юрием Ивановым, продлился до начала ужина. Разумеется, будет совершенно уместно дать в связи с этим слово самому председателю жюри и главному редактору.
Юрий Иванов, председатель жюри конкурса, гл. редактор издательства «Шико».
«Прекрасный финал большого конкурса
В этом году наш традиционный конкурс, как ни жаль мне членов жюри, получился самым представительным – больше 300 работ! Качество большинства текстов тоже было на уровне, шорт-лист из 56(!) лучших рождался в спорах, да и лучшие 20 для публикации в сборнике «Антология МиФа» были отобраны после жаркой дискуссии. А разбор с участием не только конкурсантов и жюри, но и вольнослушателей, которым тоже было что сказать, на мой взгляд, стал украшением фестиваля благодаря хорошей подготовке и активности участников. Хочется сказать всем спасибо за работу».
Но до подведения итогов была потогонная трёхдневная работа. Юрий Валентинович явно поскромничал, а между тем он выдержал нешуточный объём этой самой работы и горячих обсуждений. Рассказы анализировались по всем, кажется, критериям: стилистике (тонкому балансу между неповторимым авторским языком и лёгкостью для читательского восприятия), грамматике, композиции, динамике, логичности; технической, психологической, а иногда и культурологической достоверности, свежести и ценности идеи.
Из членов жюри идеологическую составляющую взял на себя Валерий Гаевский; за стройность композиции и сюжетность «отвечал» Виталий Карацупа, а вопросы стилистики скрупулёзно и безжалостно разбирались Владимиром Ларионовым. Но жюри вступало со своими оценками уже после того, как высказывались «за круглым столом» конкурсанты. Активной критикой вливался в обсуждение голос нашего московского друга и фотохроникёра фестиваля Геннадия Карпова, чьими стараниями был наполнен фотоархив фестиваля. Часто истина рождалась в горячих спорах, а авторы имели законную возможность отстоять свою точку зрения, «достучаться до сердец» присутствующих и помочь огранить собственный текст, не поступаясь принципами.
Были зачитаны и отзывы тех конкурсантов, которые не смогли приехать, но добавили своё видение в полемический костёр, в котором рукописи, к счастью, не сгорели, но многие финалисты были поставлены перед необходимостью литературной дотяжки своих рассказов.
Юрий Иванов с присущим ему юмором подводил итог после каждого круга обсуждений, интегрируя сумму оценок со всех сторон, внося веское редакторское слово. В большинстве случаев авторы-финалисты с благодарностью принимали резюме от издателя, понимая, что данные концепты лягут в основу будущего сборника «Антологии МиФа-2017», роскошь краснеть за уровень которого уважаемое «Шико» просто не может себе позволить.
Первый день завершился вечерними кулуарами. В неформальной обстановке фантасты поздравили самого молодого участника фестиваля Михаила Милодана с днём рождения, было чтение стихов по неполному кругу, причём тон в поэтической эстафете задавал философски и лирически настроенный Геннадий Прашкевич. Неожиданным ночным гостем этих кулуаров стал Фёдор Березин, внесший в поэтическую атмосферу струю космической фантастики.
Второй день Крымкона открывал доклад Ариоллы Милодан с сугубо научной темой по сингулярной оптике и вообще природе света. Нужно заметить, что начиная с восьмого фестиваля темы фундаментального знания во множестве своих теорий стали эффектным дополнением, своего рода острым деликатесом к темам литературоведческим, поскольку традиционный взгляд на фантастику однозначно всегда подразумевал в тандеме с литературной составляющей просвещённость научную, и никак иначе. Гуманитарный базис в союзе с «матчастью», даже подчас сложной для восприятия, по нашему мнению, способен породить актуальные и адекватные сегодняшнему цивилизационному уровню фантастические идеи.
К тому же Ариолла подбирает из спектра теоретической физики такие вкусные нюансы знания, которые вдохновляют фантаста-научника на расширение горизонтов мировоззрения.
Неплавным тематическим переходом стал злободневный доклад-дискуссия Юрия Иванова и Дмитрия Барздуна об электронных книгах. Этот вопрос по праву явился одним из самых острых на Крымконе. Здесь сплелись и авторское право, и экономика, и личные интересы всех участников книгоиздательского процесса.
Мария Лиманская выступила с синкретическим докладом о сущности, определении и классификации фэнтези. Коварство этого фантастического направления состоит в том, что оно угадывается интуитивно, но не вмещается ни в одно известное определение. А уж если добавить межжанровые произведения, то литературная критика фэнтези уходит в разряд мистики.
После упомянутой уже творческой встречи с маэстро Белым Мамонтом и Красным сфинксом Геннадием Прашкевичем началась вторая сессия открытого мастер-класса с финалистами конкурса «Фаншико-2016», к плеяде которых присоединился приехавший из Севастополя Александр Милютин.
В этот же день на конвент приехали и наши клубные товарищи, крымский фантастовед Владимир Мильгунов, писатель Виктор Калюжный и Наташа Себастьен фон Киртан, все из Симферополя. Наташа, кстати, несколько лет входила в оргкомитет фестиваля и всегда помогала нам с подготовкой к концертной части. Не было исключений и в этот раз: Наташа привезла и исполнила перед открытием Гринландского шоу свой сюрприз: песню «Полёт» из репертуара Аниты Цой.
По поводу Гринландского шоу следует сказать, что эта программа проводилась нами во второй раз и мы с уверенностью утвердили её оригинальный формат: интеллектуально-творческую игру-эстафету «Создай мир» (ведущие Валерий Гаевский, Юлиана Орлова и Виталий Новиков) в компоновке с танцевальными номерами Ариоллы Милодан. Всё же танец как одна из визитных карточек «Фанданго», его, можно сказать, живой атрибут, был и останется в числе фестивальных номеров и событий, которые запоминаются участникам надолго. Победа в игре также была достигнута: коллективными усилиями в спорах и веселье фантасты создали новый мир – планету из жидкого металла с оригинальной космогонией и физикой процессов. У неё обнаружились необычные аборигены, эволюционировавшие на основе органического кремния.
Зрители имели возможность приобщиться к арт-проектам председателя Общества болгарских фантастов «Тера Фантазия» Атанаса Славова: философски-сюрреалистическому фильму «Болгария – эта вечная ересь» и слайд-презентации фантастических картин мастера в сопровождении подходящей по духу «космической» музыки.
Отдельные моменты этого дня и интервью участников запечатлелись в передаче, снятой о фестивале студией «ЛИК» крымского телевидения.
Гринландское шоу мягко переросло в винный фуршет с музыкой, общением и танцами участников, под феерические композиции «Асуры», проникновенную готику «Унхайлихь», кванты неувядающего Жана Мишеля Жарра и многое другое. Действо закончилось далеко за полночь.
Третий день в программной части начинался совместным докладом Валерия Гаевского «Фантастика как мировоззрение» и «Третий фантэлемент» Юлианы Орловой. Тема эта, лишь условно разделённая на две подтемы, как мы считаем, была одной из центральных тем конвента, поскольку изначально носила серьёзный философский и аналитический характер. Впервые она была заявлена в прошлом году, в дальнейшем прошла через публикации в фэнзине и в интернете. Авторы докладов выбрали её для себя неслучайно, поскольку в своих сольных и совместных произведениях постоянно апеллируют к мировоззренческой составляющей в описаниях миров, героев, их поступков и т. д. Развитие темы, считают авторы, будет неуклонно продолжаться и, возможно, в будущем выльется в монографию.
Приведём выдержки из общефилософской проблематики доклада:
«…Хотел бы Евгений Замятин жить в своём «Мы», а Оруэлл в «1984», а Станислав Лем в своём «Возвращении со звёзд» или Курт Воннегут в свой «Бойне номер пять»? Уверен, что нет. А если «да», то наверняка с оговорками.
Писатели-фантасты создают свои «протестные миры» и будут их создавать, с тем или иным упреждением, предупреждением… Они будут держать открытыми двери этих миров, куда мы можем зайти, чтобы научиться чему-то, а научившись, ужаснуться… Ужасаются, вероятно, не все. Не исключаем, что среди нас есть люди, которым по каким-то причинам импонируют «социальные ады», жёсткие системы человеческого обезличивания…»
И ещё. «…Вы скажете, что писатель всегда отталкивается от реальности, от опыта своего мира. Стало быть, именно этот, наш так называемый «реальный мир» навевает нам апокалиптичное сознание, формирует его, обустраивает и прописывает по месту жительства. Именно этот, так называемый «реальный мир» предлагает нам бесконечные альтернативы, параллельные пространства, фантастическое инобытие…
Но как быть, если мы и реализм рассматриваем как частный случай фантастики, случай клинический, надо сказать, поскольку нет ничего реалистического ни в акте нашего существования, ни в том, почему мы существуем, нет ничего реалистического ни в нашей феноменологии, ни в нашей гносеологии, ни в цивилизованной детерминированности, ни в социальной психологии, ни в познании высших законов Вселенной…»
Есть известная философская парадигма: «в хорошо заданном вопросе всегда уже частично содержится ответ».
Задавая вопросы своим собратьям по цеху и жанру, мы не обязательно ожидаем от них ответ, и чаще всего писатели уходят от самоидентификации в отношении того, «где живёт их дух и как видит их разум». Поэтому-то для по-настоящему мыслящей читательской аудитории, каковая, мы надеемся, ещё не перевелась на планете, смысл любого произведения о будущем не будет сведён к бластерам, инопланетянам, киберам и любым примочкам космической технологии, также не будет сведён к развлекухе и одним только приключениям, не будет сведён и к так называемым базовым реалистическим сюжетам. Мы будем надеяться, что есть смыслообразующие факторы, вычленение которых из литературной канвы любого произведения неизбежно повлечёт разрушение художественной и идейной цельности. И лучше всего это видно из анализа так называемых фантэлементов.
Попытку разбора фантэлементов сделала Юлиана Орлова, напомнив слушателям о 2 известных: антуражном и сюжетообразующем. После втиснутого в регламент доклада анализа нескольких классических произведений она предложила фэндому ввести 3-й фантэлемент, воплощающий саму фантастическую идею текста, и назвать его «целевым». В последующей дискуссии Геннадий Прашкевич предложил название «скрытый», апеллировав к тому, что фантэлемент может неявно содержаться и в так называемых реалистических произведениях.
Следом Андрей Диреглазов преподнёс слушателям горячий трансгуманизм на фантастическом блюде, разобрав технические и этические моменты искусственного изменения человеческого тела. В завершение доклада он показал видеоролик о развитии мысли, сознания и цивилизации в масштабах Вселенной с неизбежным использованием трансгуманистических методов для «рассевания» жизни на далёких звёздах.
Рассказ Владимира Ларионова об известных премиях российского фэндома вызвал живой интерес и, возможно, подпитал здравое честолюбие аудитории.
Отдельной фразой в общем контексте подходов к формированию номинационных списков премий «Интерпресскона», «АБС-премии», «Аэлиты» прозвучала история учреждения премии «Планета Крым» имени Леонида Панасенко за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана. Произведения Панасенко по смыслу, по идее, по сюжету всегда обыгрывали неподдельное человеколюбие в картинах будущего и настоящего. Неслучайно, наверное, поэтому крымский фантаст заслужил в фэндоме прозвище Садовник Солнца – одноимённое с его футуристическим романом, вышедшим в свет ещё в 1981 году.
И после заключительного этапа мастер-классов ведущие и участники вздохнули посвободнее и отвели душу в живом дружеском общении с собратьями по жанру, кто, к несчастью, не смог приехать, но, к счастью, смог выйти в «Скайп». Три видеомоста соединили Крым с Донецком – Владислав Русанов, мастер исторической фэнтези; с Грузией – Михаил Ананов, писатель и поэт фантаст, автор гимна Крымкона «Фанданго» (в этот день состоялось дебютное исполнение гимна: энергичный маршевый гитарный ритм, истинно фантастический текст и рефрен нашей «культовой формулы», но об этом чуть ниже); с Болгарией – Атанас Славов.
Приводим текст гимна, сожалея, что музыку на страницах статьи не передать, но надеемся, очень скоро у нас в архивах будет самое классическое исполнение этой песни автором в аудиоформате и она обязательно появиться на сайте Клуба.
Далёк тернистый путь – лет триста световых,
Но в наших космосилах все уверены,
Нам подан тайный знак с созвездий золотых,
Мы входим в зону, где подвластны Времени.
Призвал нас Епистарх сакральной властью слов
Проникнуть в ноосферу Медитация,
Наш звездолёт в поход отправиться готов,
И да хранит его Имагинация.
Мы взяли свой разбег по Млечному Пути...
Нас рандеву ждёт с гневной Андромедою.
Салют шлёт Орион из огненной груди,
Чтоб увенчали путь мы свой победою.
Вселенский зал чудес никто не покорит,
Нужна здесь Universe-телепортация,
Восторженный поход наш звездолёт вершит,
И да хранит его Имагинация.
Мы знаем, что билет нам дан в один конец,
Но в светлое грядущее мы веруем;
Последний наш рывок и есть всему венец,
За нами новый наш Икар последует.
И вот открыт портал: прибавим космоход,
Нас ждёт в иное эго трансформация,
Отчаянный поход вершит наш звездолёт,
И да хранит его Имагинация.
Вершит наш звездолёт решающий поход,
И да хранит всех нас Имагинация!
Ещё выше поднял всем настроение философски-жизнерадостный Андрей Щербак-Жуков с выступлением «Сказка, юмор, фантастика» – он поделился секретами успеха юмористического жанра и порадовал зал искромётными стихами и прозаическими миниатюрами.
Усталые, но довольные и приободрённые, а также интригованные предстоящей раздачей наград фестиваля, крымконцы подошли к торжественному закрытию. Оно не могло обойтись без сюрпризов. Во-первых, подсчитали голоса, поданные кредитками доверия, и вручили призы зрительских симпатий Ариолле Милодан и Андрею Щербаку-Жукову, приз «Душа компании» – Юрию Иванову и Гран-При – Геннадию Прашкевичу. Нашли своих обладателей грамоты и благодарности за содействие в проведении фестиваля.
И наконец, был зачитан определившийся список победителей конкурса «Фаншико-2016», которые получат право на публикацию в «Антологии МиФа» с учётом рекомендованной на мастер-классе редактуры. Вот имена покрывших себя славой:
Номинация: «Рассказ»
- Адаменкова Наталья «Этика бессмертия»
- Васильева Наталья, Бадаев Игорь«Мелкая мошка Ω-Мира»
- Волочаевская Наталья «Анатомичка»
- Книга Игорь «Исключительно мирные товары»
- Кузнецов Юрий«Бойня на Фарерах»
- Лойко Елена «Карты, кости и иллюзии»
- Малиновски С. Г.«Костюм»
- Медведев Радомир«Утбурд»
- Мосеева Надежда Сергеевна«Плохая собака»
- Милютин Александр «Бесплатный WI-FI в кафе "Молодость"»
- Нели Ксения«Змееворот»
- Нэт Энсен«Новые возможности»
- Осадчий Владимир «Битвы эгрегоров»
- Панов Валерий «Георг»
- Поляков Евгений«Не хочу становиться взрослым»
- Толстова Ольга «Тёмный путь»
- Трегубова Юлия«Скучная книга»
- Федоров Андрей«Овчар»
- Хохлова Александра «Инспектор Шандо-станций»
- Щетинина Елена «Что вы знаете о Шушурбане?»
Номинация: «Стихотворение»
- NeAmina «Сапожник»
- Ананов Михаил Георгиевич «Сфера Мэниара»
- Ртищева Людмила (Евдокимова Людмила Алексеевна)«Мой дом просыпается ночью…»
Поздравляем победителей, желаем участникам мастер-класса успешной редактуры рассказов и будем готовить «Антологию» 17-го года.
Пришло время раскрытия ещё одной интриги Крымкона: вручения премии имени Леонида Панасенко. Её лауреатом в этом году решением жюри стал Юрий Кузнецов за трилогию «Лабиринты волшебного мира». Сопредседатель премии Владимир Ларионов зачитал текст своей номинации и вместе с Валерием Гаевским вручил самому гуманистическому фантасту – 2016 диплом и приз-инсталляцию «Планета Крым».
…Поскольку по многим критериям социальной психологии Клуб фантастов Крыма является тоталитарной сектой, то естественно, что мы пропагандируем свою религию: поклонение 10-й музе – Имагинации, покровительнице воображения и нашего любимого жанра. Ну а какая религия без ритуалов? В связи с этим впервые на Крымконе и в мире был проведён обряд благословления Нетленкой, или Рукописью, которая не горит. Обряд был разработан заранее, но держался в секрете, в него были посвящены только трое избранных жрецами Имагинации.
«Жертвами» ритуала стали талантливые молодые авторы: Елена Лойко, Ксения Нели и Радомир Медведев. Нетленная рукопись отныне и навек представляет собой большой фолиант с каноническим описанием ритуала и памятными записями участников действа.
Руководил исполнением ритуала жрец-церемониймейстер Валерий Гаевский. Жрец-виночерпий Владимир Ларионов отвечал за подношение участникам магического зелья. А жрец-имагифант Геннадий Прашкевич производил торжественное книгоположение на плечи и головы «жертв» упомянутого тяжеленного фолианта Нетленки на манер посвящения в рыцари мечом. Геннадий Мартович принимал «клятву фантаста», которую благословляемые повторяли вслед за церемониймейстером: «Клянусь писать фантастику! Лучшую фантастику! Нетленную фантастику! Во славу Имагинации!» После этого Геннадий Мартович угрожающе замахивался Нетленкой и нежнейше опускал её на молодых талантливых авторов. Скреплялось благословление ритуальным пригублением магического зелья и съеданием вишнёвого листочка, отщипнутого из венка на голове имагифанта. При этом благословляемый отвечал на вопрос церемониймейстера: «Горька или сладка слава?» У всех трёх получились разные ответы: Елена Лойко призналась, что горька, Ксении Нели вкус славы показался сладким, ну а Радомир Медведев ответствовал, что слава – освежает. Памятные записи участников останутся в Нетленной рукописи и с течением лет будут дополняться новыми свидетельствами и автографами.
Сюрпризом не только для гостей фестиваля, но и для авторов этой статьи стала инициатива издательства «Шико-Севастополь», а именно Дмитрия Барздуна, о вручении специальной премии за литературную критику «Кожаная плётка», коей удостоился Владимир Ларионов. Надеемся, что использоваться она будет по справедливости и принесёт немало добра и новых талантов, отхлёстанных мастерской рукой нашего питерского друга.
Ну и какой же саммит без банкета? Банкет Крымкона состоялся в удивительно красивом месте, на крыше маленького, но высокого замка, откуда открывается потрясающий вид на Феодосийский залив и бесконечную набережную Гринландии. Хозяева замка потчевали фантастов изысканными яствами и бодрящими напитками. Звучали тосты, играла музыка, кружились танцующие пары, и то и дело раздавалось гриновское «Да здравствует ослепительное фанданго!» и животворящее «Viva Imaginatia!».
Конвент закончился, да здравствует конвент!
____________________________________
Фото: Геннадий Карпов, Юрий Кузнецов, Владимир Ларионов, Евгений Поляков, Олеся Русалёва
Информационные партнёры Крымкона:
KAFABELLA.RU - лучшее в Крыму. информационно-культурный портал Крыма
ГБУ Республики Крым «Черноморский центр подводных исследований»