Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Еще по теме...

» » Владимир Ларионов О Романе «Столкновение с бабочкой»

Владимир Ларионов О Романе «Столкновение с бабочкой»

 

Уже в третий раз на фестивале фантастики «Фанданго» в Крыму была вручена Литературная премия имени Леонида Панасенко, присуждаемая за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана. В этом году я выдвигал на премию «Планета Крым» два фантастических романа, которые, мне кажется, как нельзя лучше соответствовали формату и вектору этой премии. Один из них – «Агафонкин и время» (2014) Олега Радзинского. Об этом романе и о других книгах Олега Радзинского я уже писал. Я даже побеседовал с Олегом Эдвардовичем. Интервью, кстати, получилось достаточно любопытное, потому как судьба у этого писателя совершенно фантастическая, опубликовано оно в журнале «ПИТЕРbook».

Второй номинированный мною на «Планету Крым» роман назывался «Столкновение с бабочкой» (2014), написан известным московским кинодраматургом, поэтом и писателем Юрием Арабовым. Арабов – автор четырёх десятков сценариев, пяти поэтических сборников и семи книг прозы. Широкому зрителю хорошо известны многие фильмы, снятые по его сценариям. Перечислю лишь некоторые: «Скорбное бесчувствие» (1987), «Дни затмения» (1988, совместно с братьями Стругацкими), «Господин оформитель» (1988), сериал «Николай Вавилов» (1990, совместно с Сергеем Дяченко), «Молох» (1999), «Телец» (2001), «Юрьев день» (2008), «Чудо» (2009), «Фауст» (2011), «Зеркала» (2013), «Клетка» (2015). Юрий Арабов много и плодотворно работал с кинорежиссёром Александром Сокуровым, сотрудничество этих неординарных личностей началось ещё во ВГИКЕ. А первым их совместным фильмом стал «Одинокий голос человека», снятый по мотивам «Реки Потудань» Андрея Платонова в 1978 году, и снятый «с полки» лишь в 1987-м. Сейчас в производстве находится сразу несколько фильмов разных режиссёров по сценариям Арабова, в их числе – сериал «Столыпин».

В романе «Столкновение с бабочкой» Арабов парадоксально и неожиданно поворачивает российские события решающего, революционного 1917 года, и история России перестаёт быть кровавой. Война империалистическая остановлена, она не перерастает в гражданскую. О романе «Столкновение с бабочкой» я тоже не так давно писал. И особо отмечал, что главный герой книги – разумный компромисс. Умение в тяжелейших условиях смертельного противостояния найти компромисс – исключительно важно. Оно просто необходимо, особенно сейчас. Таким гуманистическим умением, к сожалению, обладают далеко не все…

Почему, отбирая номинантов, я сразу вспомнил про Юрия Арабова и его «Столкновение с бабочкой»? Во-первых, это – фантастический роман с выпуклой гуманистической составляющей, идеально, на мой взгляд, вписывающийся в рамки премии им. Л.Панасенко «Планета Крым». Во-вторых, писатель Арабов имеет к полуострову самое прямое отношение. В Крыму прошло его детство, он не раз там бывал, хорошо знает Симферополь, Ялту... Мать Ю.Арабова – крымчанка (крымская гречанка), в конце тридцатых поступила во ВГИК, окончила мастерскую Сергея Эйзенштейна. История тех лет для семьи писателя была тяжёлой и трагической, Арабов в одном из своих интервью её рассказывает.

Когда я читал роман Юрия Арабова «о том, чего никогда не было в России», то сразу же вспомнил ранний рассказ Вячеслава Рыбакова «Давние потери» (1984). В этом рассказе, таком пафосно-добром и таком выспренне-искреннем, Рыбаков возвращает нашей стране то, что мы потеряли в тридцатые годы. Писатель создаёт идеальный мир, в котором слова на самом деле значат то, что значат: «Если уж мост – так мост, если забота о народе – так забота о народе, если коммунизм, так уж – коммунизм… Без обмана». В «Давних потерях» Рыбакова Сталин мил и душевен, вторую мировую мы не допустили, люди в СССР веселы, честны и счастливы, настоящее – замечательно, будущее – прекрасно.

Юрий Арабов в утопии «Столкновение с бабочкой» возвращает в реальность то, что мы потеряли ещё раньше, автор пытается соединить раскалывающийся мир искренностью и любовью. Царь Николай Александрович в романе находит в себе силы измениться и понять: если революционные перемены неизбежны, их не стоить бежать, их надо возглавить. Российский монарх не отрекается от престола 2 марта 1917 года и делает несколько парадоксально-неожиданных исторических ходов, в результате которых вся гибельная конструкция известного нам будущего России рассыпается. Проявляя незаурядную настойчивость и мудрость, он заключает в Гельсингфорсе сепаратный мир со своим дядюшкой Вильгельмом, кайзером Германии, а главного оппонента – лидера партии большевиков Владимира Ленина назначает главой правительства. Первая половина книги написана по-хулигански легко, цинично и иронично, я заливался порой весёлым смехом, но постепенно автор как будто начинает понимать, насколько серьёзные темы он затронул, и повествование становится более тяжеловесным и печальным. Конечно, обосновать гротескные девиации и метания своих основных персонажей Ленина и Николая Второго Арабову непросто, но в целом автор с задачей справился. Невозможная посмодернистская фантасмагория? Да. Но если вспомнить истинные исторические события, то многое из реально случившегося после отречения царя кажется дурным сном – например, расстрел царской семьи в подвале ипатьевского дома. Государь в финале книги видит этот кошмарный сон, своеобразный краткий кровавый конспект судьбы России и своей судьбы и, содрогаясь от ужаса, бьёт поклоны перед иконой Спаса.

В отличие от Сталина писателя Рыбакова Сталин Арабова добрым стать не успел, «тихого» Кобу просто расстреляли по секретному приказу Ленина вместе со Свердловым и рядом других «пламенных» революционеров в том же злополучном екатеринбургском подвале.

В романе действует множество известных исторических личностей: Ленин, Крупская, Троцкий, Антонов-Овсеенко, Луначарский, императрица Александра Фёдоровна, министр двора Фредерикс, Матильда Ксешинская, ефрейтор Шикльгрубер... Но главный герой романа – разумный компромисс. Именно благодаря умелому применению компромисса удаётся остановить смертоносную машину первой мировой войны и отменить мясорубку войны гражданской. Юрий Арабов говорил в одном из своих интервью: «Исторического компромисса у нас никогда не было: власть и народ рвали друг другу глотки, и это привело к закату великой страны, к закату культуры, который мы сегодня наблюдаем. Если сказать совсем примитивно, то власть должна использовать оппозицию в управлении, а оппозиция должна поставлять власти квалифицированные кадры. Царь из моего «Столкновения» это интуитивно чувствует и направляет историю ХХ века в мирное русло сотрудничества внешне непримиримых сил, чья непримиримость оказывается иллюзорной. В моем романе описан политический идеал автора. Это мое личное высказывание о том, что происходит в России сегодня. О том, что ей нужно как воздух, — о компромиссе».

Я лишь догадываюсь, что (или кого) конкретно имел в виду Арабов, используя в названии романа слово «бабочка». Конечно, вспоминается знаменитая бабочка Рэя Брэдбери и приходят мысли о том, как легко изменить ход истории, если знать, где порхает нужный мотылёк... Сам Арабов считает, что: «Границы человеческой свободы определяет честность. Если перед людьми и Богом ты ничего не скрываешь, то любое испытание, выпавшее на твою долю, будет столкновением с бабочкой».

Благодаря знаменитому рассказу американского фантаста бабочка – символ мимолётности и быстротечности жизни, одновременно стала и символом-обозначением точки бифуркации, в которой можно жизнь перенаправить, перезагрузить. К сожалению, власть и общество редко замечают точки перелома событий, моменты истины, когда можно без лишних потерь перевести течение истории на другой уровень, в спокойное и счастливое русло. Но всегда ли сама бабочка своевременно осознаёт, что пришёл её час? Что ей пора переделывать мир?

Цитата:

В политике не нужно бояться врагов. Нужно предлагать им сотрудничество. Возможность, которую ты им дал, проявит их истинную сущность. Не может быть врагов у человека, который открыт всем. Не может быть врагов у человечества, которое открыто всем. Враг возникает тогда, когда дразнишь его палкой. Если грядет революция, возглавь ее.

И ещё немножко про Крым и Арабова. В начале марта 2014 года должны были начаться съёмки фильма по роману (и сценарию) Арабова «Орлеан» (2011). Кстати, эпилог к роману «Орлеан» является своеобразным прологом к роману «Столкновение с бабочкой»... Гротескную комедию «Орлеан» режиссёр Андрей Прошкин решил снимать в Крыму, хотя в романе действие происходит в небольшом городке Орлеан на берегу алтайского соляного озера. Из-за прошлогодних событий в Крыму работу над фильмом отложили, позднее она была возобновлена. Алтайскую степь режиссёр нашёл неподалёку от Феодосии. На экраны фильм должен выйти в нынешнем году.

Жюри премии «Планета Крым» за лучшее гуманистическое произведение в жанре фантастики имени Леонида Панасенко искренне поздравляет  Юрия Арабова с присуждением ему премии за 2015 год и желает автору больших творческих успехов!

Владимир Ларионов (г. Сосновый Бор)

Комментарии:

Оставить комментарий
  1. Цитата
    • Владимир Ларионов

    • 30 октября 2015 19:39
    • Группа: Гости
    • ICQ: {icq}
    А вот что мне написал Юрий Николаевич Арабов, после того, как ознакомился с этим текстом (выкладываю с разрешения писателя):

    "Дорогой Владимир, что мне сказать и чем ответить? Внимание и доброжелательность в наше время - на вес золота. Роман, который вы отметили, является страшной оплеухой автору: он прошел почти незамеченным. "Литературная Россия" (кажется...) написала, что он - антиленинский.... Еще две-три рецензии и... полная пустота. Но оплеуха - не молчание критики. Оплеуха в том, что издатели сказали мне прямым текстом: такого больше не нужно, чтобы я не торопился с новой прозой и чтобы вообще ее не было. А были - любовные истории. Их читают, их любят, и потребитель должен отдыхать....

    Вообще, тяга к отдыху, расслаблению и сну сейчас в России тотальная. Плюнут друг в друга в телевизоре, а потом спят под рокот снарядов в Сирии. Культура теряет мускулы, расслабляется, и в таком контексте невозможно ничто серьезное, ибо оно требует сосредоточенности. Характерно, что ваша премия имеет отношение к Крыму. Крым - окраина империи, и я (крымчанин по матери), - окраина этой спящей культуры, которая обслуживает коллективное бессознательное (как сон) и приучает людей спать наяву... Вы также пребываете в этой окраине. Что ж, компания приличная. Время катакомб для людей, не хотящих спать, наступило быстрее, чем мне казалось.

    Я, естественно, писать не брошу (не тот возраст, сила инерции...) несмотря на тиражи в три тысячи... И вам не советую.

    Надеюсь на личное знакомство с вами, еще раз спасибо,
    Ю.Ар."
вверх