Краткий обзор крымского фэндома
Современный творческий мир, который, конечно же, включает в себя все направления мировой культуры, немыслим без фантастики. Это мы знаем не понаслышке, знаем как люди, на многие годы посвятившие себя литературному творчеству в любимом жанре, и поскольку нам как собирателям, читателям, ценителям, критикам, издателям и писателям (что, бывает, соединяется вместе в одном человеке или же в группе людей) приходилось взаимодействовать со всеми реалиями и проявлениями Имагинации (воображения) в разных сферах цивилизационного развития. Принято считать, что культура, как и наука, определяет лицо цивилизации. Значит, и черты фантастики запечатлеваются и проявляются в этом лице. Лицо не статично. Оно меняет черты. Преобразуется мир, и новейшие технологии содействуют этому в первую очередь. Общественные формации эволюционируют крайне медленно. Временные флюктуации в виде революций, войн или перемещений народов по обеим осям развития, как вертикальной, так и горизонтальной, привносят новые импульсы, которые также влияют на цивилизационную картину, однако плоды этих импульсов весьма противоречивы, а векторы развития могут иметь кардинально противоположные направления. Взлёт сменяется упадком, или упадок соседствует со взлётом. И так происходит уже много веков подряд.
По всем эволюционным признакам, земная культура уже должна была создать, породить и воспитать высоконравственного, высокоинтеллектуального представителя homo sapiens, заботливого дитя своей планеты, устремлённого к внутреннему и внешнему совершенству и к звёздам. Эти два вектора движения, сложенные вместе, – наша безусловная и единственная позитивная перспектива. Если говорить о непозитивных перспективах, то их гораздо больше. Модели таких перспектив фантастика за последние 120 лет показала в тысячах и тысячах произведений, антиутопий, апокалиптических и социокатастрофических версификаций будущего – ближнего, дальнего, земного, инопланетного, космического…
И что же? Ответ каждый напишет для себя сам, но думаю, даже невооружённым глазом видно, что сознание миллионов людей века нынешнего увлечено размышлениями над картинами этого будущего, причём будущего глобального, как минимум планетарного.
И что же? – спросите вы в который раз… Я отвечу тем афоризмом, авторство которого друзья приписывают мне: «Фантастика – это разведка будущего». Разведчик же, где бы он ни действовал, всегда рискует только одним – не вернуться…
Начав статью подобным философским отступлением, я подхожу, наконец, к своей главной теме и задаче – показать нынешнее состояние крымского фэндома. Правда, для полноты представлений всё-таки нужно обратиться к истории…
У Крыма, начиная с середины 19-го века, были свои разведчики будущего. Их имена, их судьбы и творческие биографии наилучшим образом представлены в оригинальном и во многом уникальном издании – «Энциклопедии крымской фантастики», вышедшей в свет в 2018 году в Симферополе, составителем которой выступил ваш покорный слуга. Собирателями персоналий и редакторами биографических и библиографических данных для этого объёмного труда являются мои друзья Владимир Мильгунов и Виталий Карацупа. Благодаря их стараниям и поискам мы узнали таких авторов фантастических текстов, как Владимир Шуф, Исмаил Гаспринский, Михаил Первухин, Александр Куприн, Иван Шмелёв, Илья Сельвинский, Вадим Охотников, Руслан Киреев, Александр Горлов… Наверное многие удивятся, узнав в этом ряду знакомые имена русских и советских классиков. Но эти люди жили, писали и работали в Крыму, кто-то здесь даже родился, кто-то приезжал на творческие каникулы, кто-то покинул Россию на эмигрантском корабле… Да, это правда. Как правда и то, что свою знаковую генерацию крымская фантастика ведёт от Александра Степановича Грина – русского и советского романтика, автора бессмертных «Бегущей по волнам», «Блистающего мира» и… рассказа «Фанданго» (впервые изданного в 1927 году в альманахе «Война золотом») – рассказа о хронопутешествии. И хотя фанданго – название старинного испанского танца, исполняемого в паре под пение, гитару и кастаньеты, для главного героя рассказа Грина это слово становится ключом, связывающим его с миром мечты – таинственным Зурбаганом… Прожив в Зурбагане всего 30 минут, герой возвращается в изменённую, лучшую реальность своего настоящего.
Спустя несколько десятков лет после той исторической публикации на крымской земле возродится гриновское «Фанданго», но уже в другом качестве: так будут называться первые семинары фантастики, а чуть позже появятся одноимённый журнал и фестиваль. Но к этому мы вернёмся…
Хочется привести ряд фрагментов из статьи журналиста и писателя Олега Азарьева «Фантаврия, или Грустная история крымской фантастики… с явными намёками на светлое будущее», вошедшей в Энциклопедию:
«Кроме Александра Грина и Исмаила Гаспринского, можно назвать еще одно известное имя. В двадцатые годы XX века в Крыму жил, работал милиционером, болел туберкулезом и создавал свои первые фантастические рассказы еще один Александр — Александр Беляев. Впрочем, его пребывание в солнечной Ялте было весьма непродолжительным и оставило след не столько в истории крымской литературы, сколько в произведениях и биографии самого писателя…
Есть еще один претендент. Мало кому известный сейчас, но достаточно популярный в 40-50-е годы Вадим Охотников, советский изобретатель и писатель-фантаст ближнего, как принято говорить, прицела. Он, подобно Грину, поселился в Крыму по нездоровью — в 1952 году и, кстати, похоронен в Старом Крыму рядом с Грином. Писать он начал поздно и ничего эпохального не создал, в отличие от своих изобретений, которыми пользуются до сих пор. Повести и рассказы его печатались в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Техника молодежи», выходили отдельными книгами, в том числе в «Крымиздате» («Первые дерзания», 1959 г.).Но и он не подходит в основатели. Слишком велик разрыв между ним (Охотников умер в 1964 году) и поколением крымских фантастов конца 70-х, — не только временной, но и идеологический, потому что все они (то есть все мы), в большей или меньшей степени, высыпались-таки из карманов братьев Стругацких и Ивана Ефремова…
А вот еще один обитатель Старого Крыма, писатель-фантаст Юрий Котляр. В начале 1960-х годов публикуются его первые произведения в жанре научной фантастики и приключений. Его рассказы и повести в те годы частенько выходили в журналах и альманахах «Искатель», «Мир приключений», «На суше и на море», «Уральский следопыт», в сборниках фантастики. Впрочем, опубликовал он всего с десяток произведений и с 1970 года практически не печатался. Хотя недавно в музей Старого Крыма был передан его портфель с рукописями. Подозреваю, что там лежат и неизданные вещи… Кстати, с братьями Стругацкими Котляр зацепился, что говорится, не на жизнь, а насмерть, и не раз критиковал их произведения — с идеологической точки зрения. Впрочем, Аркадий Стругацкий в долгу не оставался и в издательских внутренних рецензиях крушил произведения Котляра в пух и прах, не давая ходу его книгам. Так у Котляра ни одной собственной книги и не вышло. В известной степени с подачи А. Стругацкого… Любопытно, что Юрий Котляр умер и похоронен в Старом Крыму совсем недавно — в 2008 году…
Новый старт крымская фантастика сделала в 1977 году, когда, очень сильно покусанная цензурой, но выстоявшая, вышла в издательстве «Таврия» фантастическая повесть Светланы Ягуповой «Зеленый дельфин». В 1979 году «Таврия» выпустила ее сборник фантастических повестей «Феномен Табачковой»…
Сама Ягупова (единственная среди крымских соратников по жанру), особенно в первых своих произведениях, придерживалась гриновского направления в фантастике. И не по причине землячества, а по причине созвучия душ и творческих устремлений, что, несомненно, отразилось на стилистике ее книг. Программными в этом смысле стали ее повесть об Александре Грине «Капитан» и пьеса «Цепь и парус»…
Именно Светлану Ягупову, по моему глубокому убеждению, и можно с полным правом назвать родоначальником крымской фантастики — как явления в крымской, русской и мировой литературе. И вот почему. Светлана Ягупова не только писала и публиковала свои книги. Она смело взяла «под крыло» группу молодых крымских авторов, для которых из всех жанров важнейшим являлась фантастика…»
Да, соглашусь с Олегом, Светлана Владимировна Ягупова была безусловным лидером крымской фантастики в 80-е годы. Я записался в ягуповские семинаристы в те незабвенные годы, когда фантастика коллекционировалась и поглощалась с особым, почти биологическим удовольствием, служила мерилом этакого «вольнодумства», окрылённости и, да… учила разведке будущего!
И вот в 1983 году собралась под обложкой одной тоненькой, но изрядно нашумевшей книги первая по-настоящему крымская команда этих разведчиков, молодых фантастов: Александра Дуреева, Людмилы Козинец, Даниила Клугера, Натальи Астаховой, Владимира Грачёва, Сергея Могилевцева, Александра Зарубина, Олега Азарьева, Александра Коновалова, Владимира Лося, Владимира Павлова, Эдуарда Левина, Юрия Иваниченко. Их лидер и собиратель Светлана Ягупова подготовила и выпустила в Симферополе сборник «Фантавры», где каждый из названных представлял по одному рассказу – «незалитованному», как раньше говорили в цензурных кабинетах советской идеологии…
Итогом выхода «Фантавров» стал скандал в Союзе писателей, раздутый в прессе всё теми же идеологами. В результате в 1985 году в Крымское госиздательство пришёл циркуляр, запрещающий издавать «неразрешённую» фантастику. Киевские чиновники от литературы в лице господина Яворивского также постарались вбить свой ржавый гвоздь в крышку самодельной домовины провинциальных издательств и руководства Союза. Однако не бывает худа без добра: молодых крымчан-фантастов заметили и 80-е годы ознаменовались для них приглашением и участием в семинарах в Малеевке и Дубултах, где руководили вполне нормальные, не зашоренные идеологией люди.
Перед самым распадом СССР успел запрыгнуть в последний общесоюзный семинарский вагон и Валерий Гаевский. Поездка в Дубулты в 1991 году вместе с Даниилом Клугером: в Москву, а затем в Латвию на рижское взморье, знакомство в Доме творчества с мастерами жанра, такими как Александр Миррер, Владимир Михайлов, Геннадий Прашкевич, недельное общение в группе с почти ровесниками Борисом Штерном, Мариной Бернацкой, Андреем Саломатовым, Павлом Кузьменко, Виталием Бабенко, а также полноценный оюсуждение моих произведений определили дальнейший творческий выбор.
В Крым я вернулся «залитованным» хорошей критической командой писателей-фантастов. В том же году добралась до меня и первая публикация фантастики (рассказ «Колдо») в сборнике «Огонь в колыбели», составленном Натальей Астаховой. Уже в начале 1992 года квинтет друзей поэтов и писателей (Сергей Савинов, Анатолий Каменобродский, Валерий Гаевский, Марина Лобачёва) стал издавать первый в Крыму независимый журнал (литературно-историко-философский) «Предвестие», где было определено место и для фантастического раздела. Так я начал осваивать параллельную планиду – редактора.
Крымский фэндом 90-х – это одиночные вахты творческих людей, по принципу «каждый сам за себя». Новые политические реалии – туман над руинами великой страны – по-разному отразились на судьбах писателей. Кто-то подался в издательский бизнес, как Юрий Иваниченко, создавший творческо-производственное объединение «Вариант», кто-то уехал в Россию, как Александр Зарубин, Владимир Павлов и Сергей Могилевцев, кто-то эмигрировал в Израиль, как Даниил Клугер, продолжил свою журналистскую практику, как Олег Азарьев и Наталья Астахова. Покончил жизнь самоубийством Александр Дуреев… Да, драма невостребованности, наложенная на семейные невзгоды, забрала в 1999 году хорошего разведчика-фантаста, бывшего военного лётчика, изобретателя, автора романа «Шамбала», который так никогда и не выйдет в свет, ибо был сожжён писателем в аффекте…
Радужный луч перспективы молодых фантастов-разведчиков, как дифракционная решётка, перерезала «эпоха перемен», и хотя выходили в то время отдельными изданиями отдельные авторские книги и даже коллективные сборники фантастики (например, «Феми-фан», 1990, «Случайный рыцарь» (№ 1 и 2), 1994), но издательский коммерческий бум на хлынувшую в бывшесоюзный мир западную фантастику отодвинул отечественных писателей на вторые, если не третьи роли. Многие растерялись, но кто-то успел и перестроиться и попытался стать востребованным даже в таких условиях.
В 1988–1992 годах выходят авторские книги фантавров: роман «Феникс» Светланы Ягуповой, «Жёсткое солнце» Даниила Клугера, «Вилла "Ксения"» Александра Загорулько, «Всеобщий эквивалент» Александра Зарубина, «Храм зла» Олега Азарьева, «Письма с Земли» Натальи Астаховой, «Взгляд третьего наблюдателя», «Предчувствие гражданской войны» Сергея Могилевцева, сборники «Разорванная цепь» и «Нимб дракона» Людмилы Козинец.
Спасительной соломинкой для фантастов СНГ конца 90-х годов и начала 2000-х стали конвенты – массовые встречи, конференции и фестивали, проводившиеся для обсуждения проблем жанра, для определения лучших произведений и авторов. Пионером в конвентном движении был Свердловск (Екатеринбург) с фестивалем «Аэлита» (с 1981 года), затем в лидирующие города пробились Санкт-Петербург («Интерпресскон», с 1990 г.), Казань («Зиланткон», с 1991 г.), Новосибирск («Белое пятно», с 1994 г.), Харьков («Звёздный мост», с 1999 г.), Москва («Роскон» с 2001 г., «Басткон» с 2001 г., «Серебряная стрела» с 2008 г.,), Киев («Портал», с 2004 г.).
В Крыму их организовалось аж целых три: «Созвездие Аю-Даг» с 2007 по 2017 г., «Фанданго» с 2008 г., «Летучий фрегат» с 2013 по 2017 г. В действующих остался только «Фанданго».
Однако всё по порядку…
Как я уже писал в предисловии к энциклопедии, мне повезло: «в Крыму была информационная лакуна и я оказался на гребне волны в нужное время, в нужном месте с нужными товарищами, которым я благодарен за все советы, помощь и веру в нас».
В начале 2000-х (2001–2007) я учредил и начал издавать малотиражный геокультурный альманах «Polus-Крым» – правопреемник «Предвестия». В новом журнале, как и в предыдущем, постоянно печаталась фантастика. С группой энтузиастов мы оформили единственный в своём роде творческий подвальчик на базе крымско-германского общества «Хайдельберг-центр», который стал местом сбора всех пишущих авторов. Мы назвали нашу стоянку «литературный клуб "Гель-Гью"». Но уже в 2003 году я собрал цеховой клуб и стал проводить первые неформальные общекрымские семинары «Фанданго», где, конечно же, обсуждались все темы жанра и проходили критические осуждения текстов начинающих фантастов. По сути, я подхватил эстафету Светланы Ягуповой на новом витке литературного процесса.
В 2005-м был учреждён альманах фантастики «Фанданго», с периодичностью 3–4 выпуска в год. С 2008 г. альманах стал журналом, или, как принято называть подобные издания в фэндоме – фэнзином, малотиражным, безгонорарным изданием.
В мае 2007 года мы совместно со Светланой Поздняковой (конвентным активистом того времени) организовали и провели первый в Крыму фестиваль фантастики «Созвездие Аю-Даг» в посёлке Партенит. Как пишет Глеб Гусаков, ставший директором этого фестиваля с 2008 года, «с большой земли тогда приехало немного людей, но среди них были писатель и критик Дмитрий Володихин, критик Василий Владимирский и заведующий художественно-литературным отделом издательства "Вече" Дмитрий Федотов… Клуб решил сделать конвент "кочующим" и постановил проводить его летом следующего года в Коктебеле… Посоветовавшись с Дмитрием Володихиным, Глеб решил продавливать идею фестиваля в Партените на осеннее время…»
Собственно, так всё и получилось. Клуб фантастов провёл фестиваль 2008 и 2009 года в Коктебеле. Затем в Судаке (2010, 2011) и, наконец, бросил якорь в Феодосии (с 2012 г. по настоящее время).
Конвент «Созвездие Аю-Даг» проводился, как и наш «Фанданго», планово, но каждый год назначал новую тему, например в 2008 году звучала тема «Фантастика и Крым». Соответственно под эту тему были учреждены премии имени А. Грина «Золотая цепь», а также имени Людмилы Козинец, одного из самых талантливых и безвременно ушедшего фантавра (1955–2003), «Фиолетовый кристалл». По итогам фестиваля Глеб Гусаков организовал в Москве под эгидой «Эксмо» выпуск первого сборника «Настоящая фантастика», куда вошли победители рассказного семинара и мастер-класса. Несомненной заслугой «Созвездия Аю-Даг» стал учебный романный семинар под руководством Г. Л. Олди и Андрея Валентинова – известных мастеров фантастики с середины 90-х годов. «Созвездие» собирало рекордное для Крыма количество участников до 100 человек. К сожалению, по причинам политического характера и невозможности приезда из Киева его руководителя Глеба Гусакова фестиваль прекратил свою работу.
Конвент «Фанданго» всегда был скромней по масштабам, однако и он вошёл в пятнадцатку самых известных фестивалей СНГ с начала века, возможно не благодаря размаху, а как раз-таки наоборот – камерности, при сохранении идейной многоплановости, романтизма и умножении традиций. С 2011 года в рамках конвента стала вручаться премия «Планета Крым» имени Леонида Панасенко за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана. В прошлом году прошло уже восьмое награждение премией, лауреатом которой стала феодосийская фантастка Ксения Нели за повесть «Музанабим». Среди лауреатов были не только крымчане, но и писатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, других городов России. С 2009 года мы также начали проводить постоянный литературный мастер-класс, а с 2011 по 2019 г. совместно с издательством «Шико» – рассказный семинар, итогом которого были выпуски годовых антологий. С 2020 года новым имидж-партнёром по семинару стал старейший в СНГ фестиваль «Аэлита» и его многолетний руководитель, мой друг, писатель и редактор Борис Долинго.
История конвента «Летучий фрегат» охватила, как раньше говорили, «трудовую пятилетку». Его создатель Дмитрий Барздун, севастопольский фэн, в 2013 г. придумал проведение постоянного детского конкурса в рамках фестиваля в Севастополе на мысе Фиолент (пансионат «Орлиное гнездо»). Проект с успехом осуществился, был выпущен по итогам конкурса сборник детской фантастики, который вручался маленьким участникам именитыми мастерами Фёдором Березиным и Олди. Формат преимущественно детского фестиваля продержался до 2016 года, хотя сам конвент на свою четвёртую стоянку перелетел в Евпаторию. Затем был перелёт в Судак. Фестиваль успел создать и вручить свои оригинальные премии «Большой фрегат» за романтическую фантастику и «Малый фрегат» за лучшие иллюстрации к фантастическому произведению. В создании имиджа фестиваля, его духа немалую роль сыграл севастопольский художник, автор многочисленных фантастических холстов Николай Редька, лауреат Еврокона 2013 года в Киеве.
О художниках, членах Клуба, стоит, конечно, написать отдельную статью, и я когда-нибудь обязательно это сделаю. Хочу упомянуть своего друга симферопольца Владимира Коротченко. Его картины не только оформляли мои книги, журнал, он автор символики конвента «Фанданго» – музы Имагинации, нашей «Бегущей по волнам космоса», рукокрылой девушки-мечты. Сегодня Владимир разрабатывает макет скульптуры для премии Имагинации – награды, которая станет, как я надеюсь, международной, а голосовать за неё должен весь российский фэндом. Я в это верю…
К отдельным победным вехам крымского фэндома стоит отнести наш журнал «Фанданго». В 2013 г. на Европейском конвенте в Киеве он получил высокую награду – «Лучший фэнзин Европы», титул, которым его обладатели пользуются один год, но который остаётся частью истории конвентного движения. Ровно четыре выпуска «Фанданго» (№№ 18,19,20,21) имел на своей обложке надпись «Лучший фэнзин Европы»… Авторская география издания уже давно перескочила крымские границы, в нём публикуются не только российские авторы, но и писатели из других стран, например Франции, Болгарии, Германии, США.
С 2004 года выходит учреждённая мной серия книг «Библиотека Клуба фантастов Крыма», в её активе уже 14 авторских изданий, среди которых: «Кто есть Кто в Крымской фантастике» (сборник статей, аннотаций, автобиографических данных, рецензий, Симферополь: Таврия, 2004, составитель и автор идеи В. Гаевский), Валерий Гаевский «Фантазии об утраченном» (роман, Симферополь: Учпедгиз, 2004), Валерий Гаевский «Полёты над Караби» (роман в четырёх новеллах, Симферополь: Учпедгиз, 2006), Сергей Могилевцев «Лобное место» (роман, Симферополь: Учпедгиз, 2006), Николай Немытов «Курганник» (статьи и повести, Симферополь: Учпедгиз, 2007), Виктор Ковалёв «Погоня под землёй» (научно-фантастический детектив, Симферополь: СГТ, 2007), Елена Стоянова «Сфера чистой воды» (рассказы, Симферополь: СГТ, 2007), Раиса Наумова «И каждый освещён дневным светилом» (рассказы, повести, Симферополь: СГТ, 2007), Дмитрий Литвинов «Вчера наступит обязательно» (повести и рассказы, Симферополь: Учпедгиз, 2008), Мария Лиманская «Охота ведьмы» (статьи, рассказы, стихи, Симферополь: СГТ, 2008), Раиса Наумова «Сломанный меч Яхны» (рассказы, повесть, Керчь, 2010), Ритта Козунова «Белая битва» (роман, Симферополь: ДИАЙПИ, 2012), Раиса Наумова «Невесомые поиски счастья» (повесть и рассказы: Шико-Севастополь, 2016), Марина Матвеева «Асуров рай» (повесть-фэнтези, Севастополь: Колорит, 2019).
Если касаться вопроса издательств, родившихся в стенах Клуба, то, конечно, необходимо назвать молодое и набирающее обороты издательство «СеЖеГа» (2020), его инициаторы: учредители и редакторы – наша замечательная симферопольская триада писателей-фантастов: Сергей и Галина Малышевы и Евгения Блинчик. Их издательский план уже перевалил за пару десятков книг, изданных на отличном уровне. Клуб также доверил им издание учреждённой в 2017 г. серии «Надёжные дороги фантастики». В прошлом году «СеЖеГа» выпустило третью книгу серии – «Вампирский календарь», в этом году выходит четвёртая – «Записки из обсерватора».
Нужно заметить, что почти все свои проекты с самого начала: проведение конвента, издание журнала, серий книг, организация презентаций, устроительство и поддержание сайта – Клуб организует без спонсорской поддержки (исключение составило издание «Энциклопедии крымской фантастики», поддержанное Министерством внутренней политики, информации и связи Крыма), своими силами, на средства участников, тех самых «разведчиков будущего», о которых я писал в начале статьи. Возможно, кто-то скажет, что это, по меньшей мере, рискованное и неблагодарное дело – работать себе в ущерб, но я поспешу остановить ваш скепсис. Во-первых, мы, как говорят, никогда «не ждали милости от природы» и общества, мы никогда не сидели сложа руки и даже при самых скромных успехах всегда достигали своих целей.
А они ясны: мы продвигаем генерацию крымских фантастов, помогаем им обрести творческий фундамент, веру в себя. Мы дружная и доброжелательная команда единомышленников. Мы умеем быть критичными и принципиальными, в равной же степени весёлыми и романтичными.
Нас на сегодняшний момент 67 человек, ныне здравствующих, разных по характерам, по-разному пишущих, чувствующих. Нам редко удавалось собраться всем вместе, потому что разведка будущего хоть и становится в итоге достоянием всех, но занятие это всегда индивидуальное, тонкое, сложное, со своими опасностями и особенностями.
И поэтому, как говорят у нас в клубе: Viva Imaginatia!
На все времена.
Валерий Гаевский – писатель, поэт, редактор, рыцарь фантастики, президент Клуба фантастов Севастополя и Республики Крым «Фанданго»