Фанданго
Клуб фантастов Крыма
Гостевая рубка
Вернуться к категории Еще по теме...

» » Архив Клуба Ослепительное Фанданго. Специально для газеты "Литературный Крым", 28 мая 2004 года

Архив Клуба Ослепительное Фанданго. Специально для газеты "Литературный Крым", 28 мая 2004 года

24 апреля в Симферополе (филфак ТНУ им. Вернадского) успешно прошёл Второй рес-публиканский семинар фантастики «Фанданго-2004». Событие примечательно тем, что в качестве одного из его устроителей выступил Крымский Клуб фантастов, учреждённый в 2003 году в качестве независимой, неформальной организации. Открыл семинар профессор Николай Кобзев, в его коротком докладе прозвучала мысль о всечасном обращении мировой литературы к фантастике, о том, что само творчество в слове неизбежно несёт в себе элементы имагинации (термин Я.Э. Голосовкера, авт.). Тезисы о влиянии фантастики на социальное сознание были предложены писателем и главным редактором издательства «Пересвет» Вячеславом Бойчуком. Кстати, в серии «Страна Фантаврика» «Пересвет» выпустил уже более десяти книг-брошюр. Среди новых авторов, открытых Бойчуком, можно назвать такие имена, как Инна Красовская, Николай Федотченко, Игорь Страшевский, Мария Масленникова, Надежда Фиркович и др. Многие из произведений этих авторов достойны самой высокой оценки, они блещут юмором, оригинальностью сюжетов и весьма небанальной идейной и нравственной тематикой, что особенно, на мой взгляд, ценно для литературы, изобилующей многочисленными «перепевами» и заимствованиями.
Доклад Гарифа Поленберга о творческой деятельности Крымского Клуба Фантастов за прошедший год касался итогов литературных чтений и знакомств с рукописями авторов, представленных на Первом семинаре и Четвёртом фестивале «Крымская Альгамбра», где, как мы знаем, работала секция фантастики (руководители: Валерий Гаевский и Гариф Поленберг). Романы Анны Пазынюк (Керчь) «Арья» и «Тегерли Тар», рассказы Дарьи Махониной (Бахчисарай), роман Дмитрия Синицы «Новороссийск», роман Анастасии Калько (Севастополь) «Грозовые камни», отрывок из фанпоэмы Елены Коробкиной «Сны о Каллиере», рассказы Михаила Щеголькова (Феодосия), других авторов – круг чтения завершился рядом рецензий, в том числе и далеко не комплиментарных.
«Разбирая роман Пазынюк «Арья», – пишет Поленберг, – я сделал вывод, что, начитавшись Толкиена-Перумова-Гудкайнда, автор попросту сублимировала в своём творчестве хоббитов, людей и пророков-магов. По сути, не появись в «её» средиземье пророка Натана из «Правил волшебника», и не осуществились бы те неординарные события, которые разворачиваются в «Арье». Печально, когда автор уверен в том, что его «арендаторство» останется незамеченным. Роман Синицы «Новороссийск» можно с натяжкой назвать... впрочем, конечно же, роман – фантастический. Реальные события 55 года перенесены в 65-й. Создаётся впечатление, что действие разворачивается на параземле, до того схожи некоторые персонажи: Брежнев – Бережной, Башмаков – Башлачёв... Но что собой представляет этот социальный эксперимент в эксперименте с добавлением газетных статеек с уклоном «жёлтой» прессы? Попытки навязать своё мнение, свои выводы по поводу «совкового» периода? Вещь по-своему неординарная, но, прочитав светлый и жизнерадостный рассказ Махониной «Сны демиургов», разрабатывающей собственное фэнтези, я облегчённо вздохнул, стряхивая с себя чужие войны за независимость, реки крови и горы трупов: нет, оказывается не всё так мрачно и безнадёжно, как кажется, и можно творить, не используя принципов гиперреалистического описания как единственного верного фактора достоверности…»
И в этом на Втором «Фанданго» нас убедила яркая неподражаемая проза Елены Стояновой. Её рассказы «Соната», «Сон покемона», «Романтика» с литературной точки зрения выше всяких похвал, они неподдельно ироничны, чрезвычайно и разнопланово метафоричны и, к чести автора, обещают ей писательское признание в ближайшем будущем. Один из рассказов Стояновой выбран для публикации в 5-м номере «POLUS-Крым». Еще одно из открытий семинара – проза Олега Иванова из Евпатории. Его рассказ «Анхар и Маарен», знакомство с которым произошло несколько ранее, уже на стадии составления альманаха, – мифопоэтическая проза. Кстати, отдадим должное евпаторийцам, их на «Фанданго» приехало восемь человек, и все они были активными его и слушателями, и участниками. Бесспорный интерес вызвало новое произведение Павла Булахтина «То, что видела Луна». Булахтин – один из постоянных и последовательных молодых фантастов Крыма, любитель преподносить аудитории литературные сюрпризы, автор с заметной тенденцией к творческому взрослению, притом «ватерлиния» его приоритетов всё более размывается, с успехом преодолевая жанровую уязвимость как вторичного или подражательного фэнтези. Булахтин сегодня – это минимум бравады и максимум философской экзистенции в «одеждах» лаконичного образа. Нечто противоположное по знаку и «опыту тщания» представил на семинаре Дмитрий Синица. Его критический анализ авторских эссе участников недавно вышедшей книги «Кто есть кто в крымской фантастике» показался эстетически и этически заниженным. Докладчик почему-то довольно странно бравировал своим незнанием текстов (то бишь книг) крымских авторов, определяя их литературный уровень исключительно из коротких зарисовок «обронённого о себе слова».., Некоторые подмеченные казусы из биографий писателей, возможно, и выглядели комично, но те далеко идущие выводы, которые заявил Синица, в частности в попытке, говоря его словами, обозначить идею «сборного крым-фана», наградив последний ярлыками дилетантства, конформизма, обскурантизма и воинственного нежелания знакомиться с мировой классикой фантастики, – эти выводы, по-моему, базируются на не совсем объективной оценке, мягко говоря...
Как автор-составитель книги о крымских фантастах (тираж которой, при отличном исполнении, всего 200 экземпляров!) хочу заметить следующее: крымская фантастика в большинстве своём «непрочитанный айсберг» не в силу своей слабости и неконкурентности хотя бы в сравнении с современной российской фантастической беллетристикой, а в силу своей незаангажированности, профанической издательской политики и издательской же изолированности, счёт которой идет уже не на годы, а на десятилетия... Вполне очевидно, что постмодернистским экзорциссам легче пробить себе дорогу в большой литературный фанбизнес, чем произведениям менее вызывающим, но убеждён – крымский литературный генезис уже состоялся и он набирает обороты. Одна из задач Крымского Клуба фантастов и семинара «Фанданго» – готовить к этому почву; но помнить и о заслугах прежних «мелиораторов», которым, кстати, с точки зрения либеральности достались гораздо более тяжкие времена, необходимо. Ещё до сих пор литературный уровень «той» фантастики (70-80-х) вызывает уважение.
Всё, что нужно сделать Крыму, по отношению ко всему остальному миру, – это перестать психологически быть его провинцией, а, напротив, – заявить права на свой собственный оригинальный литературный Текст и Миф. Мы в состоянии это сделать. И крымская фантастика ещё скажет своё слово.

Валерий Гаевский, специально для «Литературного Крыма»
Газета «Литературный Крым», № 17-20, 28 мая 2004 г.

Комментарии:

Оставить комментарий
вверх